СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и методика выполнения творческих проектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проекты, выполняемые на уроках, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: «Вышивка, кулинария, шитьё изделия» и других. Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время и стимулируют интерес к освоению содержания обучения.

Просмотр содержимого документа
«Организация и методика выполнения творческих проектов»

«Организация и методика выполнения творческих проектов».

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.

В.А. Сухомлинский

ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ

 Проекты, выполняемые на уроках, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: «Вышивка, кулинария, шитьё изделия» и других.
Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время и стимулируют интерес к освоению содержания обучения.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

 

Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе обра­зовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблем­ных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эф­фективно организовать учебно-воспитательный процесс в учеб­ных заведениях.

Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно ориентированном подходах в обучении. Я. С. Быховским, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, Е. Н. Ястребцовой выделены основные составляющие и наибо­лее существенные характерные особенности учебного проекта:

       наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;

       целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;

       практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов и другие.

Однако, основываясь на исследованиях А. А. Карачева, В. В. Колотилова, О. А. Кожиной, Н. В. Матяш, М. Б. Павловой, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» и ме­тодика их применения имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров».

В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют прикладные (практико-ориентированные) проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих иссле­дований учащиеся получают:

       сведения об изделии из других областей знаний;

       сведения о наличии материалов и инструментов, их свой­ствах и доступности; сведения о способах производства (где и как может быть изготовлено изделие);

       сведения о потребностях конкретного человека; сведения о материальных затратах и др.

Результаты исследований оформляются различными спосо­бами, комментируются, анализируются и обязательно включают выводы. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат, поэтому такой проект требует тща­тельно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников.

При выполнении проектов по технологии учителю необхо­димо учитывать общие существенные характерные особенности учебного проекта и особенности данного предмета. Следует бо­лее обоснованно разрабатывать критерии оценки учебного про­екта и методику обучения проектно-исследовательской деятель­ности.

 

ПРОЕКТ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

Учебный проект - это итоговая самостоятельная работа уча­щихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педаго­га. Учебные проекты выполняются учащимися с 1 по 11 классы.

Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудо­вых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Тема творческого проекта может быть выбрана учащимся по любому разделу технологии, но целесообразно выбирать проект, связанный с конструированием различного рода учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебных мастерских, предметов домашнего обихода, игрушек, инструментов и при­способлений для работы на садовом участке и т. д. Таким обра­зом, проект должен иметь практическую значимость. Проекты учащихся 10 и 11 классов должны соответствовать профилю обучения.

Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллек­тивные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и опреде­ляет ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

 

Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа.

1.     Подготовительный этап:

       выбор учащимися темы проекта, его обоснование и форми­рование мотивов выполнения;

       определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

       составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проектов;

       определение необходимых материальных и финансовых за­трат для изготовления проекта.

2.     Конструкторский этап:

       рассмотрение нескольких возможных вариантов выполне­ния проекта, выбор из них оптимального;

       сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;

       разработка конструкции, изучение технологии изготовле­ния задуманного объекта труда;

       разработка соответствующей технико-технологической до­кументации, подготовка необходимых материалов, оборудова­ния, инструментов;

       распределение обязанностей (для группового и коллектив­ного проектов).

3.     Технологический этап:

       выполнение учащимся проекта с учетом требований техно­логии и дизайна, текущий контроль и корректировка его дея­тельности учителем;

       соблюдение правил техники безопасности.

4.     Заключительный этап:

       самооценка качества выполненной работы.

Выполненные проекты оцениваются по четырехбалльной сис­теме: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, рекомендуются для внедрения, демонстрируются на выставке детского творчества, продаются на школьных ярмарках.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

 

1.     Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.

3.     Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюде­ние правил техники безопасности.

4.     Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.

5.     Экономические критерии: потребность в изделии, эконо­мическое обоснование, возможность массового производства.

Готовые изделия должны быть снабжены этикеткой с назва­нием проекта и указанием его исполнителей; пояснительной за­пиской и конструкторско-технологической документацией.

Время по выполнению творческого проекта целесообразно распределить следующим образом:

 

Этап работы над проектом

Период работы

Кол-во часов

Содержание

Подготовительный этап

Сентябрь

2

Определение задачи и содер­жание деятель­ности по изго­товлению учеб­ных проектов

 

 

Октябрь

2

Определение конкретной те­матики проектов, обсуждение пла­нов работы, ис­точников ин­формации


Конструкторский этап

Январь

2

Обсуждение собранной ин­формации, пред­лагаемой конст­рукции изделия, технологии ис­полнения

Технологический этап

Март-апрель

6-8

Изготовление изделия, кон­сультация учите­ля по выполне­нию проектов, оформлению документации, предзащита в классе

Заключительный этап

Апрель

2

Защита проекта перед аттестаци­онной комиссией

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению различных видов творческих проектов в 5-11 классах на уроках технологии

 

Творческий проект может быть выполнен как одним уча­щимся, так и группой. Оптимальный выбор вида выполняемого проекта и предъявляемых к нему требований определяется воз­растом учащихся.

 

Класс

Вид проекта

Требования к оформлению проекта

1

2

3

5

Индивидуальный проект(самостоя­тельно выполнен­ное изделие) и его публичная защита

Обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, использование материалов и инст­рументов. Правила ТБ, выполне­ние соответствующей записи в рабочей тетради

6

Индивидуальный проект (самостоя­тельно выполнен­ное изделие) и его публичная защита

Обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, расход материалов. Правила ТБ, выполнение соответствующей за­писи в рабочей тетради


7

Индивидуальный проект (самостоя­тельно выполнен­ное изделие)и его публичная защита

Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, технологиче­ская карта (с графическим изо­бражением последовательности операций), краткая историческая справка, расчет цены изделия. Правила ТБ, выполнение соответст­вующей записи в рабочей тетради

8

Индивидуальный или групповой про­екты

Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, оценка вариан­тов, технологическая карта (с гра­фическим изображением последо­вательности операций), краткая историческая справка, расчет финансовых затрат. Правила ТБ, при групповом проекте - вклад каждого ученика. Компьютерное оформление проекта

9

Индивидуальный, групповой или кол­лективный проекты

Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, оценка вариан­тов, технологическая карта (с гра­фическим изображением последо­вательности операций), полное экономическое обоснование), эко­логическая безопасность, краткая историческая справка, расчет фи­нансовых затрат. Правила ТБ, при групповом проекте - вклад каждо­го ученика. Компьютерное оформ­ление проекта

10-11

Групповой или кол­лективный проекты

Все вышеуказанные требования с учетом профиля обучения

 

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Творческий проект - это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:

       пояснительная записка,

       творческая работа (изделие),

       защита творческого проекта.

К оформлению пояснительной записки предъявляются в пер­вую очередь требования как к печатной работе. Текст должен быть выполнен на компьютере шрифтом TimesNewRoman № 14, междустрочный интервал - 1, ориентация страницы книжная, поля на странице - слева 2,5 см, сверху, справа, снизу 1,5 см. Текстовая часть пояснительной записки выполняется единым шрифтом и в черном цвете. Страницы должны быть пронумерованы. Работа должна иметь содержание, в котором обязательно должны быть указаны страницы, на которых расположен тот или иной раздел. Разделы пояснительной записки вы­деляются жирным шрифтом. Цветные надписи допускаются только в таблицах, на схемах и чертежах. Пояснительная запис­ка может быть иллюстрирована фотографиями и рисунками по теме проектной работы. Необходимо обратить внимание на то, чтобы работа не была перегружена фотоматериалами. В целом объем пояснительной записки творческого проекта не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.

На титульном листе пояснительной записки должны быть отражены название образовательного учреждения, предмет, те­ма проектной работы, автор и педагог. Тема проекта должна от­ражать не только название работы, но и технику её выполнения.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №                  г.              

 

 

Творческий проект по технологии

«Декупаж»

 

 

Выполнила ученица             класса

                                                     

Домашний адрес:

                                                     

Руководитель – консультант

Учитель технологии

                                                     

 

 

г.               

20     г.

 

 

 

Содержание пояснительной записки может меняться в зави­симости от темы проекта и содержать следующие разделы:

1.     Обоснование возникшей проблемы и потребности.

2.     Схема обдумывания.

3.     Выявление основных параметров и ограничений.

4.     Теоретические сведения.

5.     История и современность.

6.     Банк идей.

7.     Эскизная проработка базового варианта.

8.     Требования к изделию.

9.     Дизайн-спецификация.

10.           Инструменты и оборудование.

11.           Материалы.

12.           Правила безопасности во время работы.

13.           Технология изготовления.

14.           Контроль качества.

15.           Экологическое обоснование.

16.           Экономическое обоснование.

17.           Реклама.

18.           Самооценка.

19.           Словарь терминов.

20.           Литература.

Рассмотрим более подробно содержание основных разделов пояснительной записки творческого проекта.

Обоснование возникшей проблемы и потребности. В дан­ном разделе дается обоснование выбранной темы проекта, нахо­дят отражение ответы на следующие вопросы: почему выбрана эта тема, чем она интересна, каково ее значение. Особое внима­ние в данном разделе необходимо уделить практической значи­мости выполняемой работы.

Схема обдумывания. Схема должна включать основные ас­пекты работы над проектом. Учащийся, начиная проект, еще может не представлять, какую именно работу будет выполнять, но он должен четко знать, в какой последовательности она будет организована.

 

 

 

 

 

 

Примерная схема обдумывания

 

Выявление основных параметров и ограничений. В данном разделе необходимо установить основные требования к выпол­няемой работе. То есть определить рамки, в которых будет про­ходить работа над проектом.

Пример. Изделие должно отвечать следующим требованиям:

        Изделие должно быть выполнено аккуратно.

        Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.

        Изделие должно быть красивым.

        Изделие должно быть прочным.

Теоретические сведения. В данном разделе излагаются тео­ретические основы выбранной темы проекта, на базе которых в дальнейшем выполняется изделие.

История и современность. Данный раздел представляет собой историческую справку по выбранной теме проекта. Кроме этого здесь важно показать связь истории и современности во­проса.

Банк идей. После сбора необходимой информации учащиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения, стилем, назначением. Вариантов изделий должно быть не менее трех. Каждый из рассматриваемых вариантов должен иметь краткую характеристику, которая может включат название изделия, его назначение, описание техники исполнения. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде схемы или таблицы. Принятие решения о выборе тог или иного предложенного варианта можно сделать, примени маркетинговую технологию «Сетка принятия решений».

 

Пример:

                             Варианты

Критерии оценки

Вариант

1

Вариант

2

Вариант

3

Наличие заказа и спроса на рынке

-

+

+

Наличие материалов

 

 

 

Наличие инструментов и обору­дования

 

 

 

Достаточность знаний и умений

 

 

 

Возможность применения

 

 

 

Другие

 

 

 

 

Вывод: исходя из результатов оценки, оптимальным является вариант 2.Изделие является полезным и многофункциональным, универсального стилевого решения.

Эскизная проработка базового варианта. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного вариантизделия. Здесь обязательно наличие подробного эскиза изделия и его фото.

Требования к изделию. Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия и оформляются в таблице по форме.

 

Название изделия

 

Функциональное назначение

 

Пользователь

 

Единичное или массовое производство

 

Требования к материалам

 

Метод изготовления

 

Внешний вид, стиль

 

Требования с точки зрения безопасности использования

 

Экологические требования

 

 

Дизайн-спецификация. Она представляет собой схему, ко­торая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия.

 

 

Инструменты и оборудование. В данном разделе приво­дится описание инструментов и оборудования, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике, а также обосно­вание выбранных инструментов для изготавливаемого в даль­нейшем изделия. Информация может быть представлена как тек­стом, так и в виде таблицы или схемы.

Материалы. В данном разделе приводится описание мате­риалов, используемых для изготовления в выбранной технике, а также обоснование материалов для изготавливаемого в даль­нейшем изделия. Информация может быть представлена как

текстом, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел может содержать также конфекционную карту, которая представляет собой образцы возможных используемых материалов.

Правила техники безопасности. Санитарно-гигиеничес­кие требования. Данный раздел содержит информацию о пра­вилах безопасного выполнения тех или иных видов работ. Тео­ретический материал учащимся излагается своими словами и может сопровождаться иллюстрациями.

Технология изготовления. В этом разделе размещают тех­нологическую карту изготавливаемого изделия. При этом тех­нологическая карта должна быть представлена в виде таблицы и содержать следующие графы:

№ п/п

Последовательность выполнения работ

Эскиз

Инструменты,

оборудование,

ма­териалы

 

 

 

 

Кроме того, может быть добавлена такая информация, как технические и технологические условия, техника безопасности и так далее.

Контроль качества. В этом разделе перечисляются требова­ния, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие.

Пример. Готовое изделие отвечает следующим требо­ваниям:

•         Цветовое сочетание материалов гармонично.

•         Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.

•         Работа оформлена в законченное изделие.

•         В целом изделие производит благоприятное впечатление.

Экологическое обоснование представляет собой обоснова­ние экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использо­вания или экологическую безопасность утилизации.

Экономическое обоснование. Раздел посвящен экономиче­ским расчетам себестоимости и цены изделия, а также размеров предполагаемой прибыли.

Пример оформления раздела:

Себестоимость: С = CI + С2 + Ао.

 

Затраты

Стоимость за единицу

Количество

Общая стоимость

Стоимость материалов(С1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость коммунальных услуг (С2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость оборудования (Со)

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

Ао - амортизация (износ) оборудования - 0,05 % от стоимости оборудования.

Реклама. В данном разделе дается реклама выполняемого про­екта с указанием формы рекламного носителя (объявление в газе­те, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении и т. д.).

Самооценка. Нельзя недооценивать важность данного раздела. На этом этапе у учащегося формируется критическое мышление, развивается логика, умение анализировать и делать выводы.

Словарь терминов. В данный список достаточно включить от трех до пяти основных, наиболее часто употребляемых в про­екте терминов. Конечно же, лучше, если эти термины будут на­прямую связаны с основной темой проекта.

Литература. При работе над проектом используют различ­ные источники информации. Поэтому важно рассказать уча­щимся об авторском праве и условиях использования различ­ных источников информации, в том числе и возможностей Интернета.

Важной частью творческого проекта является контрольно-оценочный лист. Контрольно-оценочный лист составляется и заполняется учителем. Его структура зависит от тематики творческого проекта. Важными условиями для учителя при подготовке контрольно-оценочного листа являются понятность и объективность оценки, охват всех этапов работы над проектом, наглядность результатов оценки.

 

Пример:

 

Примерный контрольно-оценочный лист

творческого проекта

Класс                   Ф. И. учащегося                                               

Тема творческого проекта                                                  

 

№ п/п

Этапы выполнения проекта

Критерии оценки

Кол-во баллов

Оценка в бал­лах

1

2

3

4

5

1

Организационно-подготовитель­ный этап

 

 

 

 

- обоснование возникшей проблемы

Есть/нет

1

 

 

и потребности

 

 

 

 

- выбор модели, описание внешнего

Есть/нет

1

 

 

вида модели

 

 

 

 

- выбор материала

Есть/нет

1,5

 

 

- выбор оборудования, инструментов,  

Есть/нет

1,5

 

 

организация   рабочего места

 

 

 

2

Технологический этап

 

 

 

 

- выполнение технологических

Есть/нет

1

 

 

операций

 

 

 

 

- соблюдений технологической

Есть/нет

1

 

 

последовательности

 

 

 

 

- правильность сборки и отделки изделия

Есть/нет

1

 


 

 

 

 

 

 

- ВТО в соответствии с технологическими

Есть/нет

1

 

 

требованиями

 

 

 

 

- соблюдение ТБ и культура труда

Есть/нет

1

 

3

Заключительный этап

 

 

 

 

- экономическое обоснование

Есть/нет

1

 

 

-экологическое обоснование

Есть/нет

1

 

 

- защита проекта

Есть/нет

1

 

 

- убедительность изложения материала

Есть/нет

0,5

 

 

- общие впечатления от изделия

Есть/нет

0,5

 

 

(гармония,  соответствие  теме,

 

 

 

 

дополнение и т.д.)

 

 

 

 

- ответы на вопросы

Есть/нет

1

 

 

Общий балл

 

15

15

 

Оценка

5 (отлично)

 

Дата                              Подпись учителя                                                      

 

Кроме контрольно-оценочного листа учитель готовит рецен­зию на творческий проект, в которой отражает все сильные и слабые стороны проделанной работы, вносит предложения для учащегося по совершенствованию выполненного изделия и уст­ранению сделанных в ходе работы ошибок. Форму рецензии учитель выбирает сам, главное - в ней должна быть отражена следующая информация: автор, тема проекта, руководитель, оценка проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример:

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

Ф. И. учащегося                                                                             Класс                 

Тема проекта                                                                                                   

Дата сдачи                                     

Руководитель-консультант                                                                             

 

Оценка проекта

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

Дата                     Подпись руководителя                                                      

 

Проект может включать и другие разделы по усмотрению учителя и учащихся в зависимости от темы проектной работы и уровня технологической подготовки школьника.

Слово «проект» (от латинского projectus – выброшенный вперед, продвинутый) означает «план действий», «намерение», «предложение». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя. Проект может состоять из отдельных частей, например: рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты исследования, экономические расчеты. Проект также должен быть направлен на изготовление чего-то нового, отвечающего потребностям человека. Выполнение проекта способствует развитию эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.

В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны решить следующие задачи, которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности от половозрастных и индивидуальных особенностей. К ним относятся осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

– понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателями, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

– планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии учащегося должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;

– планирование действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;

– выполнение ориентировочного алгоритма проектирования;

– внесение корректив в ранее принятые решения;

– конструктивное обсуждение результатов и проблем этапов проектирования, формирование конструктивных вопросов преподавателю, помощь, советы, дополнительная информация и др.;

– выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

– самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

– составление схемы необходимых расчетов – конструктивных, технологических, экономических, представление их в вербальной форме;

– оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

– оценивание проектов, выполненных другими;

– понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов.

1 Общие правила оформления творческих проектов

1.1 Изложение текста и оформление работы выполняют в соответствии с ГОСТ 2.105. Страницы текста и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4.

1.2 Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, кегль 14.

1.3 Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 15 мм, левое – 25 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

1.4 Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

1.5 Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

1.6 При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

1.7 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью — рукописным способом.

 

2 Иллюстрации

2.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

2.2 Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

2.3 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

2.4 Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

2.5 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

2.6 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора.

3Таблицы

3.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

3.2 Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

3.3 На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

3.4 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

3.5 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

3.6 Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1».

3.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

 

Как создать технологический проект

1. Определение  потребностей

Описывает ситуацию необходимости создания чего-либо, возможности решения какой-либо проблемы.

 

2. Цель  и задачи

Описывает цель проекта и задачи, которые являются поэтапными шагами достижения цели.

Пример:

Цель - разработать и изготовить приспособление для хранения канцелярских товаров.

Задачи: 1. Выбрать технологию изготовления

               2. Провести исследовательскую работу

               3. Выдвинуть идею модели.

               4. Продумать технологию изготовления.

               5. Изготовить изделие.

 

 3. Исследование и анализ

В данном разделе может быть большое количество подразделов. В них учащийся может исследовать потребности человека, которому предназначено разрабатываемое изделие; аналоги, имеющиеся на рынке, технологию производства в промышленности, возможный способ производства в промышленности и в школьных условиях, доступность материалов и оборудования, способы обработки, цветовые сочетания и т.д.

1 страница - план исследований, далее по порядку сами исследования: варианты идей, их анализ положительными или отрицательными комментариями, вывод в конце каждого исследования.

 4. Дизайн-спецификация

Спецификация – это конкретный перечень того, каким критериям должно удовлетворять разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.

Если исследование проведено достаточно хорошо, то спецификация будет очевидна. Она может включать в себя следующее:

 

Что за изделие

 

Конечный потребитель (покупатель, группа, рынок)

 

Какая потребность будет удовлетворена

 

Функциональное назначение (что это изделие должно делать)

 

Допустимые пределы стоимости (экономическое обоснование)

Единичный экземпляр (партия), массовое производство, (прототип)[*]

 

Человеческий фактор (Психологический, физиологический (антропометрический)

 

Материалы (доступность, стоимость, лёгкость в обработке, материалы для частей, вопросы, связанные с окружающей средой).

 

Способ производства (оборудование, необходимое для изготовления; методы изготовления)

 

Техника безопасности (в процессе изготовления, в процессе эксплуатации изделия)

 

Внешний вид (стиль, цвет, отделка, форма)

 

Соответствие стандартам

 

5. Первоначальные идеи

В данном разделе располагаются ваши творческие разнообразные идеи посредством быстрой зарисовки. Все они должны соответствовать требованиям дизайн-спецификации. Идеи комментируются. Комментарии простые описательные  и оценочные. Все идеи отражаются на одном листе.

6. Выбор лучшей идеи

Осуществляется качественно или количественно.

При качественной оценке учащийся пишет свои комментарии «за» и «против» по отношению к каждой идее.

При количественной  учащийся присваивает определённое количество баллов каждой идее в соответствии с критериями дизайн-спецификации.

7. Проработка идеи

Проводят экспериментирование с материалами и различными формами изделия, способами обработки и т.д. Запись принятых решений, выводов, заключений имеет место. В данном разделе – эскизы, пробные образцы с аннотациями.

8. Изготовление изделия

Описание изготовления изделия выполняется в форме инструкционной карты, технологической последовательности, схем с описаниями и др. Выбор формы обосновывается способом изготовления. Описание должно быть полностью понятным, соответствовать стандартам (условные обозначения, схемы, швейная терминология). По нему возможно изготовить ваше изделие.

10. Экологическое обоснование проекта

11. Экономическое обоснование проекта

12. Самооценка

13. Самооценка изделия

 

 

Можно выполнить в форме атрибутивного анализа или ответить на следующие вопросы:

Почему вы начали изготавливать что-то?  Удовлетворяет ли ваше изделие эту потребность? Опишите.

 

Обращаясь к спецификации: соответствует ли ей полученное изделие?

 

Комментарии пользователей или посторонних людей (отзывы). Результаты испытаний (как изделие работает на практике)

 

Как его можно улучшить и (или) направления для дальнейшего исследования.

14. Самооценка процесса

Правильно ли сформулирована цель и задачи?

Было ли твоё исследование сфокусированным, и насколько ты его использовал?

Написал ли ты точную спецификацию? Как она могла быть улучшена? Обосновал ли ты каждый из критериев?

Разнообразны ли были идеи?

Обосновал ли ты своё решение при выборе одной из них?

Была ли полной проработка выбранной идеи?

Соответствовал ли результат проработки тому изделию, которое вы собирались изготовить?

Качественно ли выполнено изделие?  Что могло бы быть сделано лучше?

Адекватно ли была осуществлена проверка изделия?

Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие?

Источники информации:

 Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002.-250 с.

Павлова М.Б. и Питт Д. Образовательная область  «Технология»: теоретические подходы и методические рекомендации.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1998.-96 с.

 

Этапы выполнения проекта


1. Организационно- подготовительный этап
1.1 Обоснование возникшей проблемы и потребности
1.2 Историческая справка
1.3 Выбор изделия, описание внешнего вида
1.4 Выбор материалов, инструментов, оборудования и подготовка их к работе

2. Технологический этап
2.1 Организация рабочего места
2.2 Требования к правилам техники безопасности
2.3 Технология изготовления изделия

3. Заключительный этап
3.1 Анализ проделанной работы, самооценка
3.2 Подсчёт себестоимости
3.3 Реклама изделия
3.4 Список используемой литературы
3.5 Презентация проекта



Критерии оценки творческого проекта:


Конструктивные критерии:

1. Прочность, надёжность.
2. Тяжесть, распределение массы.
3. Удобство использования.
4. Соответствие конструкции назначению изделия.

Технологические критерии:
1. Оригинальность применения и сочетания материалов их дефицитность и долговечность.
2. Сложность и объём выполненных работ.
3. Стандартность технологии.

Эстетические критерии:
1. Оригинальность формы
2. Композиционная завершённость.
3. Использование традиций национальной художественной культуры.
4. Цветовое решение.
5. Стиль.


Экономические и маркетинговые решения:

1. Потребность в данном изделии на рынке.
2. Себестоимость проекта.
3. Уровень продажной цены.
4. Целесообразный вид рекламы.


Требования к оформлению документации

· оформление титульного листа строго по образцу
· на втором листе указать содержание пояснительной записки с номерами страниц
· каждый этап начинать с нового листа
· титульный лист и содержание входят в количество листов, но нумерацию следует проставлять с третьего листа
· записи вести аккуратно, грамотно, одним цветом

· от верхнего края листа и нижнего сделать отступ 2см; от правого- 1см, а от левого края- 3см.
· названия этапов, «СОДЕРЖАНИЕ» и «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» писать заглавными буквами
· от заголовков вниз отступать 2см
· все листы скрепляются слева в двух местах.

Критерии оценки творческих проектов на олимпиаде по технологии 2013

         Муниципальный этап 2013.       

                                                                                                                 баллы

1        Общее оформление                                                                               1

2       Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы            1 проекта                                                                                                            

3       Сбор информации по теме проекта. Анализа прототипов                    1

4       Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи                            1

5       Разработка конструкторской документации, качество графики.          1

6       Описание изготовления изделия                                                            1

7       Описание окончательного варианта изделия                                        1

8       Эстетическая оценка выбранного варианта                                          1

9       Экономическая и экологическая оценка готового изделия                 1

10     Реклама изделия                                                                                    1

 

         Оценка изделия (до 25 баллов)    

1       Оригинальность конструкции                                                             10

2       Качество изделия                                                                                 10

3       Соответствие изделия проекту                                                              3

4       Практическая значимость                                                                      2

 

         Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

 

1       Формулировка проблемы и темы проекта                                         3

2       Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи                         1

3       Описание технологии изготовления изделия                                     2

4       Четкость и ясность изложения                                                            2

5       Глубина знаний и эрудиция                                                                1

6       Время изложения                                                                                 1

7       Самооценка                                                                                           3

8       Ответы на вопросы                                                                               2

         Итого         50

Библиографическое описание

Библиография - наука о способах и методах систематизации и описания книг и других изданий; тематический указатель литературы по какому-либо вопросу, это, наконец, список литературы,  использованной при написании книги, статьи, реферата.

 

Список используемых источников

Список должен содержать сведения об источниках, используемых при выполнении работы. Библиографическое описание документа  приводится в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»

 

Элементы библиографического описания книг:

1. Фамилия, инициалы автора, название книги, её подзаголовок(если есть).

2. Порядковый номер издания(если книга издаётся впервые, то он не указывается)

3. Порядковый номер тома, части, выпуска;

4. Место издания;

5. Название издательства;

6. Год издания;

7. Количество страниц.

 

Пример библиографического описания книги:

Ионов И.Н. Российская цивилизация в IX - начале XX вв.:Учеб. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-4-е издание.-М.: Просвещение, 2001.-319с.

 

Элементы библиографического описания статьи:

1. Фамилия, инициалы автора;

2. Название статьи, подзаголовок;

3. Наименование журнала(газеты, сборника);

4. Год выхода журнала (число выхода газеты);

5. страницы журнала, сборника, занимаемые статьёй.

 

Пример описания статьи:

Скрынникова Т. Две Монголии: особенность средневековых идентификационных практик / / Вестник Евразии. 2005. № 2(28).- С. 29-66.

 

Некоторые сокращения, допустимые в библиографическом описании (но не в названии работы):

дет. лит.

иностр. лит.

учеб. пособие

метод. пособие

ин-т

ун-т

библ.

матер.(материалы)

лит. (литература)

высш. шк.

сб. науч. тр.

 

Как расставить знаки?

":" ставится перед вторым заголовком, перед названием издательства;

"," ставится после названия издательства;

"." ставится после названия работы, года издания.

Маленькая буква "с" обозначает количество страниц в работе и ставится после указания числа страниц;

большая буква "С" обозначает страницы, на которых размещена статья и ставится перед номером страниц.

 

 

Библиографическая запись — наименьшая единица библиографического списка, состоящая из заголовка и библиографического описания. Используется для идентификации документа и осуществления библиографического поиска.

 

С 1 января 2009 года введён в действие новый ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

 

В России формат записи устанавливается стандартами ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок» и ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (введён с 1 июля 2004, до этого действовал ГОСТ 7.1-84). Существует также международный стандарт библиографического описания ISBD (International Standard Bibliographic Description).

 

Пример записи для книги:

Один автор: Пупкин В. П. Материализация бреда / В. П. Пупкин. — М.: Лженаука, 2000. — 123 с.

Не более трёх авторов: Пупкин В. П. Материализация бреда / В. П. Пупкин, А. Б. Пупкина. — М.: Лженаука, 2000. — 123 с.

 

Расшифровка записи: Основной (или единственный) автор; название книги; все авторы; место издания; издательство; год издания; количество страниц.

Четыре и более авторов: Материализация бреда / В. П. Пупкин [и др.]. — М.: Лженаука, 2000. — 123 с.

 

Пример записи для статьи:

Не более трёх авторов: Пупкин В. П. Материализация бреда / В. П. Пупкин, А. Б. Пупкина // Вестник психиатрии. — 2000. — № 13. — С. 123—134.

 

Расшифровка записи: Основной (или единственный) автор; название статьи; все авторы; название издания, в котором опубликована статья; год издания; том или номер периодического издания; страницы, на которых опубликована статья.

 

 

Список используемой литературы:

Е.Ю. Петряева, В.М.Пластинина, Л.П.Содномова Реферат и исследовательская работа:рекомендации по написанию и представлению.-М.;Библиотека журнала "Исследовательская работа школьников", 2008.-48с.