СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение конкурса оригами «Волшебный квадрат».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В рамках недели математики в нашем Центре профессиональной реабилитации для граждан с ограниченными возможностями здоровья я ежегодно организую  и провожу конкурс оригами «Волшебный квадрат», который уже стал традиционным. С учащимися проводятся беседы об истории оригами,  различных техниках, в которых можно работать, выпускаются стенгазеты,  используются презентации и видеоролики.

 Для проведения конкурса составляется положение, назначается жюри, по итогам конкурса проводится награждение. Из работ участников конкурса составлен фотоальбом и постоянная выставка лучших работ. 

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение конкурса оригами «Волшебный квадрат».»

Организация и проведение конкурса оригами

«Волшебный квадрат».

1.Из истории оригами.

Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании. Европейские традиции складывания из бумаги менее документированы, чем восточные, однако известно, что технология изготовления бумаги достигла арабов около VIII века н. э., мавры принесли бумагу в Испанию около XI века. С этого времени в Испании и с XV века в Германии начало развиваться складывание бумаги. Как и в Японии, в Европе складывание из бумаги тоже было частью церемоний. Обычай складывать особым образом свидетельства о крещении был популярен в центральной Европе в XVII-XVIII вв.

К XVII веку в Европе существовал целый ряд традиционных моделей: испанская Пахарита, шляпы, лодки и домики. В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики.

В 1960-х с введением в обиход системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Примерно в те же годы получило распространение модульное оригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

2. Книги по оригами.

Первым японским изданием по оригами считается книга "Сембацуру ориката", которая вышла в свет в 1797 г. Перевод ее названия "как сложить тысячу журавлей" явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоведенными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором "Сембадзуру ориката" считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу "Чашингура ориката", в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы "Чашингура". В 1845 г. в Японии издается книга "Канномадо", что в литературном переводе означает "зимнее окно", или точнее "окно середины зимы". Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в "Канномадо" впервые печатается схема складывания базовой

формы "лягушка" и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603 – 1867 гг) не случайно. Именно это время характеризуется началом "демократизации" оригами превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намек на свет скромных знаний, которые можно из нее почерпнуть. В 1879 г директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами "Ориката", которая позже была переведена на английский язык.

Традиционное японское искусство оригами-конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания - все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия.

3.Позитивное влияние занятий оригами.

В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы и др..

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе.

Занимаясь оригами, человек становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, «волшебной палочкой» служит оригами. Складывание в технике оригами доступно практически всем, да и бумага есть всегда под рукой. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Эффект усиливается, если применить подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик, машущий крыльями и др. Такие бумажные игрушки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками.

Причин успеха занятий оригами много:

- во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;

- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым;

- результат достигается быстро;

- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;

-есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;

- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении;

-метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние человека;

- сама форма некоторых фигур несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.

Интересно, что одни из самых древних фигур оригами - кусудамы – бумажные шары из шести или более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения - нести здоровье людям. Считается, что такой шар, если его подвесить над кроватью больного, будет способствовать выздоровлению. Такие представления относятся к области сакральной геометрии, а сам термин используется археологами, антропологами, философами и культурологами. Его применяют для описания системы религиозных, философских и духовных архетипов, которые наблюдаются на протяжении всей истории человечества и так или иначе связаны с геометрическими воззрениями относительно устройства Вселенной и человека. Согласно этим представлениям, человек, с помощью некоторых геометрических объектов (правильных многогранников, к примеру), вступает в контакт с энергетическим миром, земной и космической энергией, что дает силы для его физического и духовного развития. «Все есть энергия, вибрация, гармония и диссонанс частоты; все есть геометрия». Возможно, в этом и секрет притягательной силы и оздоровительного потенциала оригами. В нем царит геометрия. Современные исследования показывают, что правильные многогранники (Платоновы тела) могут защищать от излучений техногенного свойства, активизировать саморегуляцию организма, восстанавливать энергообмен человека. Внутри помещений в форме пирамид процессы заживления и выздоровления идут быстрее. Выпуклая форма без граней позволяет накапливать энергию и передавать владельцу. Овальная форма положительно влияет на психику и поведение. Круглая форма конденсирует энергию лучшим образом и служит для усиления здоровья.

Есть еще одна фигурка оригами, которая всегда будет ассоциироваться с надеждой на выздоровление. Это японский журавлик, «цуру», - птица с длинной шеей - символ долголетия и счастливой жизни. Согласно японской легенде, если сложить тысячу таких журавлей, исполнится желание. Через десять лет после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, японская девочка Садако заболела лейкемией, - она стала складывать тысячу бумажных журавлей, чтобы выжить. Когда она поняла, что не выздоровеет, то, складывая журавликов оригами, стала молиться за мир во всем мире. Садако не успела сложить тысячу журавликов, но в память о ней летят теперь тысячи бумажных журавлей к мемориальному комплексу в Хиросиму, как символы надежды.

Влияние занятий оригами на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-не-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы, чей сайт оригами был в свое время признан лучшим в мире. Они пришли к выводу, что такие занятия:

-повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышают уровень интеллекта в целом;

- активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

- улучшают память и глазомер.

Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ. Положительный опыт в работе со слепыми и плохо видящими описан Е.Л. Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, микроориентировании, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, стимуляции творческих способностей. Перспективными являются исследования скорости усвоения точечно-рельефного шрифта и пространственного ориентирования в процессе занятий оригами – прекрасного средства реабилитации.

Обучение оригами и занятия с детьми в реабилитационных центрах не требуют много времени, или какого-то специального оборудования. В большинстве случаев нужны только бумажные квадраты или бумага формата А4 и элементарные знания работы в этой технике. Начальный курс оригами включает изучение базовых форм, основных приемов складывания, международных условных знаков для работы по схемам, знакомит с простыми классическими моделями, модульным оригами и техникой гофрировки. В оригами есть огромное количество моделей, разных по уровню сложности. Их выбор зависит от возраста ребенка и состояния его здоровья.


В рамках недели математики в нашем Центре профессиональной реабилитации для граждан с ограниченными возможностями здоровья я ежегодно организую и провожу конкурс оригами «Волшебный квадрат», который уже стал традиционным. С учащимися проводятся беседы об истории оригами, различных техниках, в которых можно работать, выпускаются стенгазеты, используются презентации и видеоролики.

Для проведения конкурса составляется положение, назначается жюри, по итогам конкурса проводится награждение. Из работ участников конкурса составлен фотоальбом и постоянная выставка лучших работ.





Приложение 1.

Внимание! Конкурс!

Волшебный квадрат - 2016”

Подведение итогов конкурса

20 декабря

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ

Волшебный квадрат”.

1.Общие положения.

1. 1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок проведения конкурса «Волшебный квадрат».

1. 2. Учредителем выступает комиссия общеобразовательных дисциплин  

ГПОУ ЯО ЯКУ и ПТ.

1.3. Конкурс проводится в рамках недели математики с целью:

  1. формировать творческие умения обучающихся;

  1. развивать интерес к математике и искусству оригами.

2. Порядок проведения конкурса.

2.1. Для проведения конкурса формируется оргкомитет и жюри.

Организатор конкурса: Л.В. Киселева - преподаватель математики.

2.2.Состав жюри: ……….



2. 3. Жюри определяет победителей и призеров конкурса.

3. Порядок предоставления и оформления работ.

3. 1 Участники конкурса предоставляют работы в оргкомитет не позднее 20 декабря.

3. 2. На конкурс принимаются работы из цветной бумаги.

Критерии оценки конкурсных работ:

оригинальность, уровень художественного мастерства, эстетичность.

    1. Каждый участник должен защитить свою работу (объяснить, как “волшебный квадрат превратился в данную конструкцию).

    2. Конкурсные работы должны иметь этикетку размером 5х8 см.,содержащую следующую информацию: название работы, фамилию, имя (полностью) автора (авторов).



4.Участники конкурса.

4.1 Участниками конкурса являются учащиеся Центра профессиональной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья.

5. Подведение итогов конкурса.

5. 1. Победителям и призерам конкурса вручаются дипломы.

5. 2 Конкурсные работы оформляются в альбом “Волшебный квадрат”.




Приложение 2.