Доклад
Организация исследовательской деятельности
младших школьников.
В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе? Для большинства родителей очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться. Применительно к начальной школе осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым внедрение в школьную практику современных технологий.
В настоящее время в педагогике разработаны открытые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.
Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостотельной
деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:
Такими специфическими умениями являются:
анализ проблемной ситуации;
целеполагание;
формулирование вопросов;
планирование действий;
отбор необходимой информации;
логические умения;
умение строить гипотезы и делать выводы;
рефлексия;
самоконтроль, самооценка и др.
Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают « Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.
Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель работы:
Задачи:
обучение проведению учебных исследований младших школьников;
развитие творческой исследовательской активности детей;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.
Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы.
В настоящее время, работая в школе, столкнулась с такими проблемами:
Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учёбу своих детей. Следствие этого - разный уровень интеллекта школьников.
Видя такую ситуацию, пришла к выводу, что надо менять что-то в своей педагогической деятельности. Передо мной встал вопрос, как сделать уроки полезными и интересными для учеников моего класса.
Работая 20 лет в школе, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии в образовании и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой потянется нить, длинною в школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является творчество. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески, может свободно реализовать собственное «Я».
Ведущей педагогической идеей данного опыта, является создание на уроках ситуаций в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в познавательную деятельность.
Внедрение в практическую деятельность предлагаемого педагогического опыта должно обеспечить такие умения как:
собирать информацию;
сравнивать по отдельным параметрам;
сопоставлять и анализировать;
обобщать;
проводить эксперименты;
классифицировать;
делать умозаключения и выводы;
создавать тексты.
Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
В основе исследовательской деятельности лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.
Задачи исследовательской деятельности:
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Новизна опыта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Основными подходами в становлении опыта стали:
учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.
создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика.
формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности.
понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. В связи с этим можно рассматривать две основные формы исследований: экспресс - исследования(проводятся в основном в рамках урока, по предложенной учителем тематике) и долговременные (реально осуществлять во внеурочной деятельности) исследования. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Начиная с первого класса в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий в школе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности.
Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание предметных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности –игры -занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй класс ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;
Включение младших в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта;
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- учебная дискуссия, наблюдение по плану, мини-исследования; во внеурочной -экскурсии, индивидуальное сопоставление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.
Третий и четвертый классы будут ориентированы:
на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;
на увеличение сложности учебно - исследовательских задач;
на переориентацию постановки и решения самими школьниками учебно-исследовательских задач;
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент и др. На протяжении всего этого этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка, презентация). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказало том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности детей.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
Презентация (защита)- венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но как и всякое настоящее исследование, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Приложение
Памятка юному исследователю
Эти материалы помогут тебе в проведении собственных исследований. Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.
Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно выполняя предложенные задания, можно освоить первые доступные приемы.
Как выбрать тему исследования?
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Если не сможешь сразу понять,о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?'
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
(Тему исследования надо записать)
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
Цель исследования
Определить цель исследования, значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Запиши цель своего исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования.
Гипотеза исследования
Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание предположение, суждение о закономерной связи явлений. 'Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "возможно".
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
Организация и методика исследования
Как составить план исследовательской работы? Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: "Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?" Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
• подумать самостоятельно;
• прочитать книги о том, что исследуешь;
• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
• спросить у других людей;
• понаблюдать;
• провести эксперимент.
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
• Что я знаю по теме исследования?
• Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
• Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:
3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исслeдовaния
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.
5. Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы; специалисты и неспециалисты.
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить, вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь
6. Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений - человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.
7. Провести эксперимент
Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимент
Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
1) дать определения основным понятиям;
2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
4) ранжировать основные идеи;
5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
6) выработать суждения и умозаключения;
7) сделать выводы
8) указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
10) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям
Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.
Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.
Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов,
Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т.п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и т.д.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс" возникло от греческого "paradoxos» (неожиданный, странный, невероятный)
4. Ранжировать основные идеи
Слово "ранжирование' происходит от слова "ранг". В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности; то есть определять, какая идея самая главная; какая занимает по значимости второе место, какая - третье и т.д.
Умение отделять главные идеи, от второстепенных – важнейшая особенность ума.
5. Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании 'материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6. Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить - значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
7. Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше
9. Подготовить текст доклада
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.