СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор направлений исследований это наиболее сложный этап. Цель и гипотеза определили необходимость решения определённых задач исследования и основных средств, активизирующие познавательную деятельность. В процессе исследования применялась система определённых методов. Здесь представлены этапы исследовательской деятельности учащихся и этапы написания научно-исследовательской работы, биологические основы исследовательской активности и исследовательского поведения. Результатом чего явилась новая информация об объектах; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя. Учебно-исследовательская деятельности оказывает свое влияние на все аспекты  образовательного процесса., открывает сферу  внешкольной  деятельности, профессиональной перспективы школьников

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности»

МБОУ СОШ №10

Учитель физической культуры Гайнуллина Светлана Рамилевна

Доклад

Организация исследовательской деятельности

Выбор направлений исследований это наиболее сложный этап. Цель и гипотеза определили необходимость решения определённых задач исследования и основных средств, активизирующие познавательную деятельность. В процессе исследования применялась система определённых методов. Здесь представлены этапы исследовательской деятельности учащихся и этапы написания научно-исследовательской работы, биологические основы исследовательской активности и исследовательского поведения. Результатом чего явилась новая информация об объектах; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя. Учебно-исследовательская деятельности оказывает свое влияние на все аспекты образовательного процесса., открывает сферу внешкольной деятельности, профессиональной перспективы школьников.



ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выбор направлений исследований

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в определённые сроки. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.

Модель организации исследовательской деятельности

Научная новизна результатов исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельно­сти учащихся . Суть авторской модели организации исследовательской деятельности учащихся заключается в определении содержания деятельности учителя по включению учащихся в исследовательскую деятельность с учетом их мотивации, познавательного интереса, структуры способностей. Предлагаемый в модели двуединый процесс организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает организацию групповых, индивидуальных ученических исследований по физической культуре; применение эффективных форм развития исследовательских умений учащихся в урочной деятельности (обучение с использованием исследовательского метода и метода проектов на занятиях во внеурочной деятельности (организация в рамках научно – практических конференций круглых столов как одной из форм защиты результатов исследования, спланированное участие подростков в очных и заочных конкурсах исследовательских и проектных работах, дающих возможность участникам продемонстрировать уровень развития исследовательских умений).

В настоящее время учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления, так как:

- обладают большими потенциальными возможностями для развития умственных операций;

- формируют активность и целенаправленность мышления;

- развивают гибкость мышления;

- формируют культуру логических рассуждений.

Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Определить образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в структуре учебно-воспитательного процесса современной школы.

2. Выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях обучения в общеобразовательной средней школе.

3. Обосновать и апробировать принципы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

Задача учителя

  1. Познакомить учащихся с системой поиска информации;

  2. Научить обрабатывать найденную информацию, брать только нужные факты, извлекать из них логические выводы или очередные поисковые проблемы.

  3. На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек и базы данных интернета.

Наука Образование



Использование научного методов Учет возрастных особенностей

Объективность Применение образовательных методов

Понятийный аппарат Направленность на развитие учащихся

Исследовательская работа Шаг в личностном развитии

Классификация задач по сложности.

Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, физическая нагрузка) и исследуется связанное с этим изменение, например, пульс. Результат стабилен.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач.. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, реакция организма на те или иные упражения, дозирование нагрузки). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции. С этой задачей могут справиться единицы обучающихся. Зависит от степени одарённости.

Принципы исследовательской деятельности учащихся

  1. Принцип самодеятельности учащихся

  2. Принципа доступности. Самостоятельно выбирая доступное задание, учащиеся исходят из естественности проблемы, из актуальности темы исследования для них самих

  3. Принцип естественности. Проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим, только в этом случае ребенок включится в исследование. Доступной проблема для ребенка будет только тогда, когда он самостоятельно, без посторонней помощи сможет увидеть ее у себя “под ногами”. Наиболее значимой она становится для ребенка в том случае, если препятствует достижению определенных целей. Именно такие естественные проблемы активизируют исследовательскую деятельность учащихся.

  4. Принцип экспериментальности

  5. Принцип осмысленности

  6. Принцип культуросообразности.

Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную деятельность.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

В процессе разработки программы «Ученик — исследователь» определились три методических блока, значимых при создании системы исследовательской деятельности в школе:

1 – педагогическое мастерство учителя, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;

2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы;

3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и учителя (учебный, календарный, тематический планы).

Вся практика по организации исследовательской деятельности была направлена на разработку этих блоков, составляющих единое целое при решении главной задачи: рождение и воспитание молодого исследователя.

Признаки организации исследовательской деятельности:

1) учебное исследование - это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

В процессе исследования применялась система следующих методов:

теоретические — анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

эмпирические — наблюдение, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), изучение педагогической документации, обобщение педагогического опыта, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, диагностический и формирующий эксперименты;

статистические — математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Организация исследовательской работы учащихся

  • Формирование банка данных: составление списка детей, склонных к исследовательской деятельности.

  • Формулирование темы (проблемы) будущей работы.

  • Поиск информации.

  • Организация занятий (консультаций) по методологии исследовательской деятельности. Изучение теоретических основ научного исследования.

  • Составление программы исследования, плана деятельности.

  • Самостоятельная работа по изучению литературы, источников и т.д.

  • Контролирующие консультации. Обсуждение хода работы, промежуточных результатов.

  • Организация эксперимента (если это необходимо).

  • Выявление трудностей и разработка системы мер по их устранению.

  • Обработка полученных результатов.

  • Создание модели (плана) письменного изложения исследования. Отработка всех компонентов исследовательской работы.

  • Написание и редактирование работы.

  • Первичная экспертиза. Корректировка работы.

  • Определение формы первичной защиты работы (выступление в классе, на факультативе, секции и т.д.). Назначение оппонентов и сроков защиты.

  • Первичная защита работы.

  • Анализ качества защиты работы. Выявление сильных и слабых сторон. Прогнозирование деятельности по повышению качественного уровня защиты.

  • Выдвижение работы на конкурс.

  • Обсуждение результатов исследовательской деятельности и прогнозирование работы на следующем этапе.

Этапы исследовательской деятельности учащихся

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучения их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательных интересов.

Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на данной этапе играет деятельность различных школьных объединений, научного общества учащихся.

В ходе третьего, собственно исследовательского этапа ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов учащихся.

Этапы исследовательской деятельности

  • Изучение теоретического материала

  • Выделение проблемы, постановка целей и задач

  • Формулировка рабочей гипотезы

  • Освоение методики исследования

  • Сбор собственного экспериментального материала

  • Обработка материала

  • Обобщение, анализ, выводы

  • Представление исследовательской работы



Этапы написания научно-исследовательской работы.

    1. Работа над введением

    2. Работа над теоретической частью

    3. Работа над практической частью (апробировние

разработанных ранее тестов, заданий,

упражнений; опрос, наблюдение,

анкетирование).

    1. Работа над общими выводами

    2. Работа над заключением»

    3. Оформление списка использованнойлитературы

    4. Оформление приложений



Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Набор типичных форм презентации не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
-Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
-Диалог исторических или литературных персонажей.
-Защита на Ученом Совете.
-Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
-Научная конференция.
-Отчет исследовательской экспедиции.
-Пресс-конференция.
-Путешествие.
-Реклама.
-Ролевая игра.
-Соревнования.
-Спектакль.
-Спортивная игра.
-Телепередача.
- Экскурсия.

По срокам выполнения научные исследования можно разделить на

  1. долгосрочные,

  2. краткосрочные

  3. и экспресс-исследования.

  4. Проведенный анализ процесса усвоения знаний показывает, что

  5. учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:

  6. а) выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними;

  7. б) установлении связей данного понятия с другими;

  8. в) ознакомлении с фактом, отраженном в формулировке исследовательской работы, в доказательстве хода исследования;

  9. г) обобщении темы;

  10. д) составлении обратной связи причинно-следственных явлений и проверке ее истинности;

  11. е) выделении частных случаев некоторого факта в физической

  12. культуре;

  13. ж) обобщении различных вопросов;

  14. з) классификации объектов физической культуры, отношений между ними,

  15. основных фактов данного раздела физической культуры;

  16. и) решении задач различными способами;

  17. к) составлении новых задач, вытекающих из решения данных;

  18. л) выстраивание линий хода исследований, разработка тестов или

  19. схемы опроса, анкетирования исследуемых участников проекта.

Выполнение работы

  • Конечно же, надо начать с выбора темы

  • Плана

  • Основные отправные точки, гипотезы;

  • цели и задачи работы(вопрос, на который Вы хотите найти

  • ответ); предполагаемый ход исследований (наблюдений, измерений)

  • Методы исследований, которые предполагается

  • использовать;

  • методика обработки данных и результатов;

  • потенциальные трудности, которые могут встретиться при выполнении работы

  • Перечень литературы для первоначального ознакомления с

  • Темой исследования.

Биологические основы исследовательской активности и исследовательского поведения

  • Исследовательский рефлекс – базисное свойство психики, определяющее жизнеспособность живых организмов в поливерсионной среде обитания. Р.Шовен отмечает., что следует различать абсолютную (раздражитель никогда не встречался) и относительную (необычное сочетание знакомых раздражителей) новизну. Степень новизны обратна пропорциональна таким факторам, как частота проявления похожих раздражителей, степени давности (время, прошедшее с момента появления похожих раздражителей); степени сходства раздражителей.

Так же рядом исследователей отмечается, что способность к развитому исследовательскому поведению имеет генетические детерминанты и в определённой степени наследуется. С взрослением определяющим становится социо-культурная детерминация, преобразующая исследовательское поведение в исследовательскую деятельность. На определённом этапе при адекватном соотношении исследовательской инициативности и социокультурных нормативнов реализации исследовательской активности в форме исследовательской деятельности, может сформироваться исследовательская позиция личности.

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С.Обухов).

Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Исследовательская компетентность учащихся

Интегральное личностное качество (результат творческой мыслительной деятельности) - способность самостоятельного достижения результатов в процессе переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному

важнейшим результатом исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

Результатом всего исследовательского поведения является новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя

Результатом всего исследовательского поведения является новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя

Итогом исследовательской деятельности являются разработки, которые могут использоваться преподавателями педвузов, учителями физической культуры, учащимися подросткового возраста и учащимися, занимающимися самостоятельными исследованиями.

Отрицательные моменты при создании научно-исследовательской работы

- замена исследовательской работы рефератом
- отсутствие законченности в работе (штурмовщина)
- несоблюдение правил оформления работы
- неспособность учащегося грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении работ

Трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;

  требует большой затраты сил и времени участников исследования; как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной; как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;

  не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.

  Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя.

Заключение.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.
2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.
5. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.
6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы

Итак, проектная и учебно-исследовательская деятельности не просто дополняют традиционные формы обучения. Эти деятельности оказывают свое влияние на все аспекты образовательного процесса. Они поляризуют образовательное пространство, открывают его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной деятельности, в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращает оценивание в самооценивание, вводит школьника в сферу социальных отношений.