СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с НОДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации выделены основные группы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обозначены условия их эффективной инклюзии, и определены основные направления коррекционной работы. 

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с НОДА»

Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с НОДА Учитель-логопед Звонарева Оксана Викторовна

Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с НОДА

Учитель-логопед

Звонарева Оксана Викторовна

 1 группа – остаточные проявления параличей и парезов, изолированные дефекты стопы или кисти, легкая степень сколиоза  2 группа - ортопедические заболевания без нарушений двигательных механизмов ЦНС, тяжелая степень сколиоза  3 группа – последствия полиемиелита и ДЦП
  • 1 группа – остаточные проявления параличей и парезов, изолированные дефекты стопы или кисти, легкая степень сколиоза
  • 2 группа - ортопедические заболевания без нарушений двигательных механизмов ЦНС, тяжелая степень сколиоза
  • 3 группа – последствия полиемиелита и ДЦП
ДЦП нарушения двигательных функций (ограничение движений конечностей, нарушение равновесия, координации движений, апраксии, гиперкинезы);  речевые нарушения(дизартрия);  задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков;  нарушения эмоционально-волевой сферы, формирования личности

ДЦП

  • нарушения двигательных функций (ограничение движений конечностей, нарушение равновесия, координации движений, апраксии, гиперкинезы);
  • речевые нарушения(дизартрия);
  • задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы, формирования личности
Условия эффективной инклюзии  создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды; • повышение квалификации педагогов ДОУ по работе с детьми с НОДА; • рекомендации лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (режимы дня, ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности и т. д.); • организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций; • организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены; • организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств; • организация работы с родителями детей по обучению доступным приемам коррекционно-развивающей работы; • формирование толерантного отношения к ребенку с НОДА у нормативно развивающихся детей и их родителей; • включение ребенка с НОДА в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия.

Условия эффективной инклюзии

  • создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;

повышение квалификации педагогов ДОУ по работе с детьми с НОДА;

рекомендации лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (режимы дня, ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности и т. д.);

организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;

организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены;

организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;

организация работы с родителями детей по обучению доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

формирование толерантного отношения к ребенку с НОДА у нормативно развивающихся детей и их родителей;

включение ребенка с НОДА в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия.

Направления коррекционно-развивающей деятельности - развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены; – развитие игровой деятельности; – развитие речи:; – расширение запаса знаний и представлений об окружающем; – развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений, развитие кинестетического восприятия и стереогноза; – формирование математических представлений; – развитие ручной умелости.

Направления коррекционно-развивающей деятельности

- развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены;

развитие игровой деятельности;

развитие речи:;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений, развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

формирование математических представлений;

развитие ручной умелости.

Развитие двигательных функций и навыков самообслуживания и гигиены  правильное положение ребенка в течение дня;  имитационные упражнения по использованию предметов быта;  тренировка детей в устойчивости при ходьбе по лестнице вверх и вниз, при поворотах, наклонах;  развитие ручных навыков: учить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия;  обучение ребенка самостоятельному приему пищи: начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и пить из нее (использовать небьющиеся чашки и тарелки);  обучение ребенка различным действиям во время одевания (специальные панно - большие и маленькие пуговицы, шнуровка ботинка. Затем – одевание и раздевание куклы, а затем – самого ребенка.

Развитие двигательных функций и навыков самообслуживания и гигиены

  • правильное положение ребенка в течение дня;
  • имитационные упражнения по использованию предметов быта;
  • тренировка детей в устойчивости при ходьбе по лестнице вверх и вниз, при поворотах, наклонах;
  • развитие ручных навыков: учить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия;
  • обучение ребенка самостоятельному приему пищи: начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и пить из нее (использовать небьющиеся чашки и тарелки);
  • обучение ребенка различным действиям во время одевания (специальные панно - большие и маленькие пуговицы, шнуровка ботинка. Затем – одевание и раздевание куклы, а затем – самого ребенка.
Развитие игровой деятельности руководство взрослого самостоятельной игрой ребенка;  развитие творческого отношения к игре;  содействие устойчивости замысла игры ребенка, развитию его в определенном сюжете (следить за тем, чтобы игра ребенка не представляла простого механического действия);  правильный подбор игрушек: подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования;  игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.

Развитие игровой деятельности

  • руководство взрослого самостоятельной игрой ребенка;
  • развитие творческого отношения к игре;
  • содействие устойчивости замысла игры ребенка, развитию его в определенном сюжете (следить за тем, чтобы игра ребенка

не представляла простого механического действия);

  • правильный подбор игрушек: подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования;
  • игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.
Развитие речи развитие произвольных движений органов артикуляции и вызывание звукоподражаний;  упражнения по развитию силы голоса;  занятия по развитию произвольной высоты и интонации голоса;  расширение понимания речи;  увеличение пассивного и активного словарного запаса;  формирование связной речи;  развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Развитие речи

  • развитие произвольных движений органов артикуляции и вызывание звукоподражаний;
  • упражнения по развитию силы голоса;
  • занятия по развитию произвольной высоты и интонации голоса;
  • расширение понимания речи;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи;
  • развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем первое знакомство с предметами и явлениями проводится в естественной жизненной обстановке;  прогулки (необходимо создать эмоциональный настрой восприятия, такое восприятие будет стимулировать мысль ребенка и способствовать запоминанию);  специальные занятия с использованием картинок (картина должна быть четкой, достаточно крупной и располагаться в поле зрения ребенка).

Расширение запаса знаний и представлений

об окружающем

  • первое знакомство с предметами и явлениями проводится в естественной жизненной обстановке;
  • прогулки (необходимо создать эмоциональный настрой восприятия, такое восприятие будет стимулировать мысль ребенка и способствовать запоминанию);
  • специальные занятия с использованием картинок (картина должна быть четкой, достаточно крупной и располагаться в поле зрения ребенка).
Развитие сенсорных функций  развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений);  тренировка движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его (игра «Лабиринт», игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игра в настольный теннис);  упражнения в различении и назывании цветов;  упражнения на узнавание геометрических фигур;  различение и закрепление понятий «большой» и «маленький» (постройки башен из кубиков, игра со сборными игрушками);  развитие пространственных представлений - пространственная дифференциация самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, обучение ориентации в пространстве (упражнения на ребенке перед зеркалом, потом на кукле, на картине, по рисунку). Пособия: «почтовый ящик», различные разрезные картинки, кубики.

Развитие сенсорных функций

  • развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений);
  • тренировка движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его (игра «Лабиринт», игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игра в настольный теннис);
  • упражнения в различении и назывании цветов;
  • упражнения на узнавание геометрических фигур;
  • различение и закрепление понятий «большой» и «маленький» (постройки башен из кубиков, игра со сборными игрушками);
  • развитие пространственных представлений - пространственная дифференциация самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, обучение ориентации в пространстве (упражнения на ребенке перед зеркалом, потом на кукле, на картине, по рисунку). Пособия: «почтовый ящик», различные разрезные картинки, кубики.
Формирование элементарных математических представлений обучение ребенка умению изучать и сравнивать предметы и группы предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное;  усвоение и уточнение элементарных представлений о величине: большой —маленький, больше — меньше, короткий — длинный, короче — длиннее, шире — уже, ниже — выше и т. д.;  овладение детьми основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами.

Формирование элементарных

математических представлений

  • обучение ребенка умению изучать и сравнивать предметы и группы предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное;
  • усвоение и уточнение элементарных представлений о величине: большой —маленький, больше — меньше, короткий — длинный, короче — длиннее, шире — уже, ниже — выше и т. д.;
  • овладение детьми основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами.

Формирование действий с предметами

и подготовка руки к письму

  • формирование целенаправленных движений руками (игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки», выполнение общепринятых жестов: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидания»), погладить рукой по голове ребенка, куклу, постучать в дверь, постучать по столу одним пальцем (привлечь внимание к себе), по очереди несколькими пальцами(«игра на пианино», «дождь идет»);
  • имитационные движения («петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова»);
  • рисование мокрым или окрашенным в краску пальцем по доске (рисование по доске с рассыпанной манкой или мукой);
  • обучение ребенка удержанию пальцевой позы для показа определенного количества предметов (один предмет — один палец);
  • построение различных фигур на плоскости из палочек, мозаики и плоскостных геометрических фигур;
  • упражнения: надевание колечек, пуговиц, бус на проволоку, веревку, нитку; продевание через отверстия малого размера шнурков; прошивание иглой контура предметов на бумаге, застегивание, расстегивание, завязывание, развязывание шнурков, пуговиц, молний .
Программно-методическое обеспечение Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001  Симонова Н. В. Программа обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: 1987

Программно-методическое обеспечение

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001

Симонова Н. В. Программа обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: 1987

Социально-коммуникативное и познавательное развитие Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Книголюб, 2008 Речевое развитие Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 1999 Физическое развитие Малакова И. Б. Абилитация детей с детским церебральным параличом. Формирование движений. М.:ГНОМ, 2011 Художественно-эстетическое развитие Коноваленко С. В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. М.: Книголюб, 2007 Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольниковна занятиях по изобразительному искусству. М., 2001

Социально-коммуникативное и познавательное развитие

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Книголюб, 2008

Речевое развитие

Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 1999

Физическое развитие

Малакова И. Б. Абилитация детей с детским церебральным параличом. Формирование движений. М.:ГНОМ, 2011

Художественно-эстетическое развитие

Коноваленко С. В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. М.: Книголюб, 2007

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольниковна занятиях по изобразительному искусству. М., 2001

Предметно-развивающая среда  Безопасность всех помещений детского сада  Обеспечение ребенка специальными средствами передвижения  Игрушки  Сенсорные лото  Массажные игрушки  Игры для развития мелкой моторики  Коммуникаторы

Предметно-развивающая среда

  • Безопасность всех помещений детского сада
  • Обеспечение ребенка специальными средствами передвижения
  • Игрушки
  • Сенсорные лото
  • Массажные игрушки
  • Игры для развития мелкой моторики
  • Коммуникаторы