Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с НОДА
Учитель-логопед
Звонарева Оксана Викторовна
- 1 группа – остаточные проявления параличей и парезов, изолированные дефекты стопы или кисти, легкая степень сколиоза
- 2 группа - ортопедические заболевания без нарушений двигательных механизмов ЦНС, тяжелая степень сколиоза
- 3 группа – последствия полиемиелита и ДЦП
ДЦП
- нарушения двигательных функций (ограничение движений конечностей, нарушение равновесия, координации движений, апраксии, гиперкинезы);
- речевые нарушения(дизартрия);
- задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков;
- нарушения эмоционально-волевой сферы, формирования личности
Условия эффективной инклюзии
- создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
• повышение квалификации педагогов ДОУ по работе с детьми с НОДА;
• рекомендации лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (режимы дня, ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности и т. д.);
• организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;
• организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены;
• организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;
• организация работы с родителями детей по обучению доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
• формирование толерантного отношения к ребенку с НОДА у нормативно развивающихся детей и их родителей;
• включение ребенка с НОДА в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия.
Направления коррекционно-развивающей деятельности
- развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены;
– развитие игровой деятельности;
– развитие речи:;
– расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
– развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений, развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
– формирование математических представлений;
– развитие ручной умелости.
Развитие двигательных функций и навыков самообслуживания и гигиены
- правильное положение ребенка в течение дня;
- имитационные упражнения по использованию предметов быта;
- тренировка детей в устойчивости при ходьбе по лестнице вверх и вниз, при поворотах, наклонах;
- развитие ручных навыков: учить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия;
- обучение ребенка самостоятельному приему пищи: начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и пить из нее (использовать небьющиеся чашки и тарелки);
- обучение ребенка различным действиям во время одевания (специальные панно - большие и маленькие пуговицы, шнуровка ботинка. Затем – одевание и раздевание куклы, а затем – самого ребенка.
Развитие игровой деятельности
- руководство взрослого самостоятельной игрой ребенка;
- развитие творческого отношения к игре;
- содействие устойчивости замысла игры ребенка, развитию его в определенном сюжете (следить за тем, чтобы игра ребенка
не представляла простого механического действия);
- правильный подбор игрушек: подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования;
- игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.
Развитие речи
- развитие произвольных движений органов артикуляции и вызывание звукоподражаний;
- упражнения по развитию силы голоса;
- занятия по развитию произвольной высоты и интонации голоса;
- расширение понимания речи;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи;
- развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.
Расширение запаса знаний и представлений
об окружающем
- первое знакомство с предметами и явлениями проводится в естественной жизненной обстановке;
- прогулки (необходимо создать эмоциональный настрой восприятия, такое восприятие будет стимулировать мысль ребенка и способствовать запоминанию);
- специальные занятия с использованием картинок (картина должна быть четкой, достаточно крупной и располагаться в поле зрения ребенка).
Развитие сенсорных функций
- развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений);
- тренировка движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его (игра «Лабиринт», игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игра в настольный теннис);
- упражнения в различении и назывании цветов;
- упражнения на узнавание геометрических фигур;
- различение и закрепление понятий «большой» и «маленький» (постройки башен из кубиков, игра со сборными игрушками);
- развитие пространственных представлений - пространственная дифференциация самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, обучение ориентации в пространстве (упражнения на ребенке перед зеркалом, потом на кукле, на картине, по рисунку). Пособия: «почтовый ящик», различные разрезные картинки, кубики.
Формирование элементарных
математических представлений
- обучение ребенка умению изучать и сравнивать предметы и группы предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное;
- усвоение и уточнение элементарных представлений о величине: большой —маленький, больше — меньше, короткий — длинный, короче — длиннее, шире — уже, ниже — выше и т. д.;
- овладение детьми основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами.
Формирование действий с предметами
и подготовка руки к письму
- формирование целенаправленных движений руками (игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки», выполнение общепринятых жестов: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидания»), погладить рукой по голове ребенка, куклу, постучать в дверь, постучать по столу одним пальцем (привлечь внимание к себе), по очереди несколькими пальцами(«игра на пианино», «дождь идет»);
- имитационные движения («петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова»);
- рисование мокрым или окрашенным в краску пальцем по доске (рисование по доске с рассыпанной манкой или мукой);
- обучение ребенка удержанию пальцевой позы для показа определенного количества предметов (один предмет — один палец);
- построение различных фигур на плоскости из палочек, мозаики и плоскостных геометрических фигур;
- упражнения: надевание колечек, пуговиц, бус на проволоку, веревку, нитку; продевание через отверстия малого размера шнурков; прошивание иглой контура предметов на бумаге, застегивание, расстегивание, завязывание, развязывание шнурков, пуговиц, молний .
Программно-методическое обеспечение
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001
Симонова Н. В. Программа обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: 1987
Социально-коммуникативное и познавательное развитие
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Книголюб, 2008
Речевое развитие
Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 1999
Физическое развитие
Малакова И. Б. Абилитация детей с детским церебральным параличом. Формирование движений. М.:ГНОМ, 2011
Художественно-эстетическое развитие
Коноваленко С. В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. М.: Книголюб, 2007
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольниковна занятиях по изобразительному искусству. М., 2001
Предметно-развивающая среда
- Безопасность всех помещений детского сада
- Обеспечение ребенка специальными средствами передвижения
- Игрушки
- Сенсорные лото
- Массажные игрушки
- Игры для развития мелкой моторики
- Коммуникаторы