СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация логопедической работы в условиях логопедического пункта/речевой группы. Печатный материал в помощь логопедам

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье расписаны основные виды документации учителя-логопеда ДОУ в условиях логопедического пункта и речевой группы. Указан срок хранения документации.

Просмотр содержимого документа
«Организация логопедической работы в условиях логопедического пункта/речевой группы. Печатный материал в помощь логопедам»

Основные виды документации учителя – логопеда дошкольного образовательного учреждения


Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно – педагогический процесс. Его эффективность зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации. Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификационного разряда при аттестации.

Коррекционно - педагогическая деятельность логопеда регламентируется нормативно – правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. С учетом современных подходов и требований к организации логопедической работы с дошкольниками учителю – логопеду рекомендуется оформление следующих документов:


Организация работы на логопункте ДОУ


  1. Приказ Отдела образования об открытии логопункта (у зав. ДОУ).

  2. Паспорт кабинета:

  1. Титульный лист.

  2. Сведения о логопеде.

  3. Содержание направлений деятельности логопеда.

  4. Приказ зав. ДОУ о зачислении детей на логопункт (списком на 1 и 2 полугодие). * Приказ о зачислении и выпуске детей обязательно вносится в книгу приказов по ДОУ.

  5. Список детей, занимающихся на логопункте (на 1 и 2 полугодие) с указанием логопедического заключения.

  6. Мониторинг коррекции речевого развития детей.

  7. Список детей по подгруппам (ОНР – до 3-5 человек, ФФНР – до 5-6, заикание – до 5-6).

  8. График работы логопеда (4 дня в неделю - 1-я половина дня, 1 день – 2-я половина дня).

  9. Циклограмма деятельности логопеда (на 1 ставку в неделю – 15 часов работы с детьми, 5 часов – работа с документацией, консультативно-методическая работа).

  10. Расписание занятий логопеда (в день – не менее 12 индивидуальных занятий).

  11. Перечень документации.

  12. Список методической литературы.

  13. Перечень пособий и наглядного материала.

  14. Должностная инструкция.

  15. Инструкция по технике безопасности.

  16. Инструкция по охране труда.

  17. Акт-разрешение на работу в кабинете (заполняется перед началом каждого учебного года).

  18. Аналитическая справка (отчет логопеда) по результатам деятельности за предыдущий учебный год.


  1. Документация:

  1. Журнал обследования речи детей.

  2. Журнал движения детей.

  3. Журнал учета логопедической работы.

  4. Протокол обследования речи детей (сводный).

  5. Речевые карты и карточки, планы индивидуальной работы с детьми.

  6. Годовой (перспективный) план деятельности логопеда.

  7. Тематический план подгрупповых занятий.

  8. Индивидуальные тетради детей.

  9. Планы-конспекты подгрупповых занятий.

  10. Паспорт кабинета.


Организация работы в речевой группе ДОУ


  1. Протоколы ПМПК, диспансерные листы (у зав. ДОУ).

  2. Журнал записи на ПМПк (у зам. зав. ДОУ по ВМР).

  3. Журнал регистрации решений ПМПк (у зам. зав. ДОУ по ВМР).

  4. Паспорт кабинета:

  1. Титульный лист.

  2. Сведения о логопеде.

  3. Содержание направлений деятельности логопеда.

  4. Список детей, занимающихся в речевой группе с указанием логопедического заключения.

  5. Мониторинг коррекции речевого развития детей.

  6. Список детей по подгруппам (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия, фонетические нарушения, уровень усвоения программы).

  7. График работы логопеда (4 дня в неделю - 1-я половина дня, 1 день – 2-я половина дня).

  8. Циклограмма деятельности логопеда (на 1 ставку в неделю – 15 часов работы с детьми, 5 часов – работа с документацией, консультативно-методическая работа).

  9. Расписание занятий логопеда (в день – не менее 12 индивидуальных занятий). Старшая группа – 2 фронтальных, 3 подгрупповых в неделю. Подготовительная группа – 3 фронтальных, 2 подгрупповых.

  10. Перечень документации.

  11. Список методической литературы.

  12. Перечень пособий и наглядного материала.

  13. Должностная инструкция.

  14. Инструкция по технике безопасности.

  15. Инструкция по охране труда.

  16. Акт-разрешение на работу в кабинете (заполняется перед началом каждого учебного года).

  17. Аналитическая справка (отчет логопеда) по результатам деятельности за предыдущий учебный год.


  1. Документация:

    1. Журнал движения детей.

    2. Журнал учета логопедической работы.

    3. Протокол обследования речи детей (сводный).

    4. Речевые карты, планы индивидуальной работы с детьми.

    5. Годовой (перспективный) план деятельности логопеда.

    6. Тематический план фронтальных и подгрупповых занятий.

    7. Индивидуальные тетради детей.

    8. Планы-конспекты фронтальных и подгрупповых занятий.

    9. Паспорт кабинета.

    10. Тетрадь взаимосвязи логопеда с педагогами ДОУ.


  1. Речевая карта

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап коррекционной работы.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Речевая карта заполняется в ходе обследования. В ней фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой дефекта.

  • например: ОНР III уровня у ребенка с дизартрией;

  • ФФНР у ребенка с дизартрией.


Бланк речевой карты представлен в папке «Документация логопедического кабинета»


 Бланк речевой карточки для логопункта представлен в папке «Документация логопедического кабинета»


 Результаты логопедического обследования также фиксируются в протоколе обследования речи






  1. Планирование работы по формированию речевой деятельности


Планирование коррекционной работы осуществляется на основе определенной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределить по времени коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала и обеспечивать высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне логопедом, воспитателем, родителями и специалистами, работающими с данной группой детей.






  1. Журнал учета логопедической работы


В журнал вносится следующая информация:

- титульный лист;

- расписание всех занятий группы, с которой занимается логопед;

- список детей, занимающихся у логопеда


п/п

Фамилии, имя ребенка

Дата рождения

Логопедическое заключение

1.

Иванов Петр

12.02.04

ФФНР у ребенка с дизартрией

2.

Сергеева Катя

27.06.04

ФФНР у ребенка с дизартрией


- список детей по подгруппам с датой их комплектации;

- циклограмма и расписание занятий логопеда;

- содержание работы (список, даты, содержание)



  1. Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателя


Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.


Дата

Лексическая тема. Игры. Задания

Индивидуальная работа












  1. Тетрадь консультаций для родителей и воспитателей


Дата

Ф.И.О. Группа

Тема консультации





1 раз в неделю планируется консультация для воспитателей (участие в педсовете, МО и т.д.).

1 раз в неделю проводится консультация для родителей (родительское собрание и т.д.).

  • Заполняется как часть журнала учета логопедической работы.




Срок хранения документации учителя – логопеда


В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных и тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями или руководством ДОУ. В связи с этим логопед обязан обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.


Документы, подлежащие обязательному хранению в ДОУ


п/п

Наименование документа

Срок хранения

Примечание

1.

Протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп

10 лет

Основание: приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений», решение Коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95 г. «Типовое положение о ПМПК»

2.

Годовой план работы

3 года

3.

Отчеты логопеда

5 лет

4.

Речевые карты детей

До решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы


5.

Индивидуальный план работы с ребенком


6.

Индивидуальная тетрадь ребенка


7.

Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя группы


8.

Журнал учета логопедической работы


9.

Планы (конспекты) групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий

Определяет логопед


10.

Паспорт логопедического кабинета

Постоянно