СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация научно-исследовательской деятельности во внеурочное время"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательскихзадач с заранее неизвестным результатом.

Просмотр содержимого документа
«"Организация научно-исследовательской деятельности во внеурочное время"»

Рабжаева Элла Цымпиловна –учитель биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хара-Шибирская средняя общеобразовательная школа имени Б.Мажиева»

Могойтуйский район

Забайкальский край

«Формирование

предпринимательских компетенций у учащихся»

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что «главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи. В соответствии с мировыми тенденциями подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия».

Современному рынку труда нужны практико-ориентированные специалисты, имеющие не только глубокие знания, но главным образом, имеющие способности и опыт их применения на практике.

В условиях рыночной экономики возможны два варианта проявления человеком своих возможностей и способностей и получения при этом дохода:

  • заниматься предпринимательской деятельностью и быть хозяином своего дела;

  • либо быть наемным рабочим и продавать свои возможности и способности.

Поэтому подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности — это их подготовка к жизни в условиях рыночной экономики.

С 2009 года муниципальное общеобразовательное учреждение «Хара-Шибирская средняя общеобразовательная школа имени Б.Мажиева» работает в режиме краевой экспериментальной площадки по теме «Центр обучения предпринимательскому делу».

Основная цель предпринимательского образования учащихся - это формирование у них первоначальных знаний по основам предпринимательства и  умении применять имеющиеся знания из различных областей при организации  малого бизнеса.

При этом необходимо решать следующие основные задачи:

1. Знакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями;

2. Формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики.

3. Развивать экономическое и правовое мышление;

4. Воспитывать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономность, умение оперативно решать поставленные задачи.

5. Подготовка к самостоятельной жизни в условиях нынешней рыночной экономики.

Большие возможности для изучения вопросов предпринимательства дает профильное обучение. Профильное обучение позволяет учащимся старших классов свободно выбирать направление обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей, создает условия для профессиональной ориентации будущих выпускников и осознанного выбора направления дальнейшего образования.

В рамках Центра созданы бизнес-классы на основе 10-11 классов. На основе выбора изучаются такие предметы как:

  • в начальной школе «Учимся экономить»,

  • в 8 классе - «Основы предпринимательской деятельности»,

  • в 10-11 классах - «бизнеспланирование», «правовые основы бизнеса», «деловой этикет», «бизнес-курс английского», «деловой английский».

Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения должна быть направлена на достижение следующих целей: формирование положительной мотивации в изучении предпринимательских дисциплин и участию в предпринимательской деятельности; приобретение учащимися знаний основ предпринимательской деятельности; формирование предпринимательских умений и навыков; развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности (инициативности, предприимчивости, уверенности в себе, самостоятельности и других).

С целью развития малого производства и привлечения детей к общественно-полезному труду в школе созданы мини-предприятия:

  1. Мини-предприятие по производству овощеводческой продукции;

  2. Мини-предприятие «Волшебница» (пошив постельных комплектов, изготовление изделий из овечьей шерсти);

  3. Мини-предприятие «Дархан» (изготовление по заказу деревянных изделий, производство и ремонт мебели);

  4. Мини-предприятие по производству животноводческой продукции.

Созданный центр способствует приобрести теоретические и практические знания и умения, способствующие успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики.

Мини–предприятия работают на основе составленных бизнес-планов. Каждое предприятие занимается реализацией необходимых жителям сельского поселения Хара-Шибирь и Могойтуйского района востребованных услуг и продукции.

Для оказания консультационных услуг по вопросам ведения предпринимательской деятельности, организации работы крестьянско – фермерских хозяйств, вопросам ведения управленческого и налогового учета в малом бизнесе, по правовому обеспечению и документообороту создана консалтинговая служба. Основным видом деятельности консалтинговой службы Центра является рекламная работа среди населения села о предоставлении услуг экономического и правового характера. По обращениям местных предпринимателей по интересующим вопросам проводятся консультации на безвозмездной основе. В школе создан «Уголок юного предпринимателя », где имеется специальная литература по экономическим, правовым вопросам.

Обучение практике должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности как основе развития предпринимательского таланта, воспринимаемого современной экономикой фактором производства. В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры.

В школе разработана схема интеграции деловой игры в образовательный процесс. В течение двух лет будет создано учебно-игровое практико-ориентированное пространство (деловая игра), в котором играя различные роли, будут взаимодействовать учащиеся, учителя, психолого-педагогическая служба. Огромную роль играют приобретаемые навыки социального взаимодействия, игровая деятельность вызывает повышенный интерес со стороны обучаемых, проявляется не только интеллектуальный потенциал игрока, но и его личностные качества, вырабатываются инициатива и самостоятельность в принятии решений.

В 2012 году был объявлен творческий конкурс среди учащихся Агинского Бурятского округа «Предприниматель», который проводился с целью повышения уровня знаний и знакомства в сфере предпринимательской деятельности, формирования у подрастающего поколения профессиональной перспективы в предпринимательстве. Учащиеся школы приняли активное участие и были награждены Благодарственными письмами. Ежегодно школа принимает участие в окружных, районных ярмарках.

Обучаясь в бизнес-классе, участвуя в работе школьных мини-предприятий, учащиеся и выпускники школы получают теоретические знания и практические умения; создаются условия для использования потенциала молодого поколения, формирования экономической грамотности, культуры труда, трудовой этики и коммуникабельности, получают навыки рекламной и коммерческой деятельности, осваивают управление малым предприятием.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотез, эффективность модели подготовки к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения и разработанного нами интегрированного практико-ориентированного содержания подготовки старшеклассников к предпринимательству в условиях профильного обучения.