Просмотр содержимого документа
«Организация профессионально – трудового обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы»
Абрамчук Михаил Васильевич
учитель технологии
МКОУ Чулымский лицей
Новосибирская область, г.Чулым
Организация профессионально – трудового обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Шестой год работаю в лицее с обучающимися с нарушением интеллекта. В нашем районе отсутствуют коррекционные школы, поэтому родители определяют детей с ОВЗ в массовые школы по месту жительства. В данных условиях учителю необходимо быть готовым к обучению детей с особенностями в развитии. Как учителю профессионально-трудового обучения мне важно знать психологические особенности детей с нарушениями интеллекта, уметь организовать для них такое образовательное пространство, когда будут формироваться доступные для данной категории детей знания, умения и навыки при оказании своевременной поддержки в затруднительных для них вопросах. Любая программная тема мною планируется не только с целью коррекции, но и должна быть воспитательной. Только сознательное овладение приемами труда обучающимися позволяет говорить о правильно поставленной работе.
Особое внимание уделяю работе с родителями. Моя главная задача – подготовить своих союзников в работе с детьми, у которых к окончанию основной школы должны быть сформированы общие трудовые навыки для получения рабочей профессии. По запросу родителей обучение ведется по программам «Столярное дело» и «Слесарное дело», потому что полученные в лицее навыки могут стать основой дальнейшей профессии или индивидуальной трудовой деятельности, востребованной по месту жительства. Запрос родителей на образовательные услуги выявляется через их опрос на родительских собраниях, которые они посещают вместе с другими родителями.
Ребенок с ОВЗ в массовой школе, зачастую искусственно оторванный от общественной жизни, имеет нарушения в сфере отношений, в том числе и с самим собой; отклонения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень познавательных процессов, волевых проявлений, трудовой культуры). Одна из форм занятий в лицее, способствующая успешной социализации в образовательном пространстве, заключается в том, что дети с ОВЗ на уроках технологии оказываются вместе со своими одноклассниками. Два часа в неделю в комплексной мастерской они работают с учителем по изучению правил безопасности, теоретическим основам, получают навыки чтения чертежей, составления технологических карт. В это время мне приходится выполнять функции тьютора. Помогая в ситуации затруднения, дополнительно сопровождая наглядностью изложение основным учителем материала, я обеспечиваю дальнейшую успешность обучающихся с ОВЗ, которая особенно заметна при закреплении пройденного материала, рефлексии урока. Такая форма занятий позволяет формировать у подростка адекватную реакцию на оценку своих учебных результатов. На следующих занятиях по профессионально-трудовой подготовке отрабатываем пройденный учебный материал, готовим изделия, улучшаем их качество. После таких занятий подростки чувствуют себя более уверенными, у них просыпается жажда деятельности. Такую форму занятий с учителем технологии ввели по взаимной договоренности при поддержке педагога-психолога и социального педагога. Имея в лицее комплексную мастерскую, хорошую материально-техническую базу, психологически подготовленных педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагогическому коллективу удается организовать инклюзивное обучение. Этому способствует разработанная и утвержденная на педагогическом совете программа «Я вместе с вами». Программа предполагает включенность каждого педагога в процесс образования ребенка с ОВЗ. Результат моей педагогической деятельности рассматривается на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума, который отслеживает соблюдение условий обучения детей с ОВЗ.
Результатом моей педагогической деятельности в организации профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ является создание с использованием ИКТ восьмиклассником проекта «Мое профессиональное самоопределение», а шестиклассниками портфолио достижений, что является не маловажным в целеполагании ребенка с ОВЗ. Ведь в основу своей педагогической деятельности я ставлю принцип педагогического оптимизма.