Организация проектно-творческой деятельности
в лагере дневного пребывания «Солнышко»
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
(Китайская пословица)
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни и является актуальным направлением деятельности школы.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях пришкольного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ СШ №11 г.Павлово, создает условия для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействует формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, способствует развитию творческих способностей детей. Актуальность данной программы заключается в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности. | |
Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и физического потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. | |
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. А это и есть врождённые исследовательские качества! В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс качеств личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в лагере очень актуально в наши дни. Проектная деятельность воспитанников – это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта. Проект это не доклад, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. | | |
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, печатный альманах, выставка поделок, рисунков, детская конференция и т.д.
Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции воспитателя. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать культурные способы действий (умения, универсальные компетентности), помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в лагере отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество ребят;
- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Какие проекты мы реализуем в нашем лагере:
«Ты тоже родился в России»
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание детей.
Задачи:
- Расширять и укреплять знания детей о своей стране, о родном городе
- Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, свой город
- Учить детей быть достойными гражданами своей страны.
Конечный результат: выставки рисунков, поделок, песен, газета, КТД,
Проект «Поклонимся великим тем годам»
Цель проекта:
воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
3. Привлечение родителей;
4. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию; формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
5. Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Конечный результат: выставки рисунков, поделок, песен, газета, КТД,
Краткосрочный проект по сказкам А.С.Пушкина «Там чудеса, там леший бродит».
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (1 – 10 июня)
Участники: дети отрядов, воспитатели.
Конечный результат: выставки рисунков, конкурс инсценированной сказки, газета
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие.
Актуальность: хочется познакомить подрастающее поколение с миром пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо формировать умение переносить образы сказочных героев на лист бумаги, на сцену (спектакль)
Цель: создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие:
-Способствовать формированию интереса к книгам, литературным
произведениям;
-познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя
А.С.Пушкина;
-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,
эмоционально откликаться на них;
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта в Дневнике вожатого – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
В конце смены дети заполняют на лепесточках ромашки (в следующей смене на обведенных ладошках) свои пожелания, своё отношение к лагерной смене.