СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Одним из путей достижения форми­рования УУД является использование метода проектов. Смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения младшими школьниками учебного материала, т.е. учение через открытие, через решение проблемных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.»

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках окружающего мира

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального об­щего образования определено важнейшим приоритетом форми­рование у младших школьников метапредметных результатов, которые представ­лены как вы знаете универсальными учебными действиями (УУД): познавательными, регулятивными, коммуникативными. Уровень освоения универсальных учебных действий предполагает успешность обучения на последу­ющих ступенях непрерывного образования.

Одним из путей достижения форми­рования УУД является использование метода проектов. Смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения младшими школьниками учебного материала, т.е. учение через открытие, через решение проблемных ситуаций.

К сожалению, зачастую учителя начальных классов допускают две ошибки в организации проектной деятельности млад­ших школьников.

Во-первых, механически переносят метод проектов из основ­ной или старшей школы в начальную (Первоклассники якобы создают исследо­вательские проекты, в которых определяют цель исследования, ставят задачи, выдвигают гипотезы и т.д., что является невозможным по сути, так как у перво­классников еще не сформирована учебная деятельность и осуществить данные действия самостоятельно они не могут).

Во-вторых, учителя начальных классов присваивают слово «проект» всему, что проводится в урочной и внеурочной деятельности: подготовил стенгазету - проект, решил задачу - проект и т.д.

Между тем сама проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивный и давно назревший, к тому же методических разработок по ведению проектной деятельности по предмету « Окружающий мир» нет, поэтому актуальность темы не вызывает сомнений.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основоположником метода проектов считается Джон Дьюи (1859— 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

Существует достаточно большое количество формулировок понятия «проект».

Например, Проект - это:

- специально организованный учите­лем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по реше­нию значимой для учащихся проблемы, завершающейся созданием продукта.

Классификация проектов

- Мини-проекты (1 или 2 урока).

- Краткосрочные проекты (от 4 до 6 уроков).

- Недельные проекты

- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индиви­дуально.

По деятельности:

- практико-ориентированный проект

Это могут быть учебные пособия для кабинета, дидактические средства для уроков, модель мини-учебника по математике «Трудные задачи», «Моя азбука».

- исследовательский проект (по структуре напоминает подлинно научное исследование).

- информационный проект

Ориентация на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

- творческий проект (оформление результатов в виде альманахов, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и т.д.

Классификация проектов по комплексности

По комплексности можно выделить 2 типа проектов.

- монопроекты

Проводятся, как правило, в рамках одного предмета

- межпредметные проекты

Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками:

- внутриклассные,

- внутришкольные,

- региональные,

- межрегиональные (в рамках одного государства),

- международные.

Этапы работы над проектом:

  1. Погружение в проект

Учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, формулируя проблему проекта. В результате проблематизации выделяются цель и задачи проекта поиск способа решения проблемы проекта.

  1. Организация деятельности учащихся

На этом этапе происходит планирование работы по решению задач проекта.

  1. Осуществление деятельности

На этом этапе учитель занимает позицию наблюдателя

  1. Презентация продукта проектной деятельности

  2. Рефлексия деятельности.

Презентуя проект своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как.




Работа над проектами в курсе «Окружающий мир»

Рассмотрим особенности работы над проектами в 1-4 классах курса «Окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России»). Информация будет полезна для молодых специалистов, которые у нас присутствуют. Для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Учителю необходимо решить следующие методические задачи:

1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).

2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).

3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).

Методика проектной работы предполагает как коллективную деятельность учащихся под руководством педагога, так и индивидуальную работу с привлечением членов семьи в качестве помощников.

Для 2 класса представлены 6 проектов: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных». Во 2 классе, работу над проектами целесообразно распределить между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течении полугодия принял участие в выполнении как минимум одного проекта. Следует так же иметь в виду, что проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. Презентация проектов предусмотрена в конце каждого полугодия.

для 3 класса тоже шесть проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Способы оформления: рассказ-портрет, рассказ-биография, посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», фотовыставка, и т.д.

Немаловажно то, что в рабочей тетради 3 класса ученику предлагается сформулировать и записать самому цель проекта, указать форму работы, выделить этапы работы, перечислить свои обязанности по проекту и т.д..

В ходе презентации работ желательно еще шире, чем во 2 классе, использовать современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут самостоятельно (или с помощью взрослых).

Учебник для 4 класса не предусматривает наличия отдельных разворотов по каждой теме проекта. Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. Из предложенного списка школьники самостоятельно выбирают тему проекта. И по памятке «Как работать над проектом», которая размещена в первой части учебника ученик создает свой проект, но это не означает полного отказа от участия взрослых в выполнении проекта. Нужно помнить, что в 4 классе и сами темы проектов стали сложнее.

Способы оформления четвероклассниками результатов проекта: рассказ о правилах безопасности, дополненный условными знаками, карта с обозначением заповедников, схема-маршрут путешествия и т.д.