ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ
ВОЕННО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Е.А. Ушакова, преподаватель технологии
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации», город Омск
«Плох тот солдат, который
не мечтает быть генералом…» [1]
«Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории». [2]
Первое крылатое выражение как нельзя лучше отражает желание каждого кадета попробовать себя в роли военноначальника: планировать действия армии, расставлять силы, анализировать результат сражения и принимать ответственность за свои решения.
Второе крылатое выражение учит нас бережно относиться к нашей истории. Именно поэтому мы выбрали темой нашего проекта великое танковое сражение под Прохоровкой, произошедшее 11-12 июля 1943 года. Это событие не только оказало огромное влияние на ход Курской битвы и, в конечном итоге, на весь ход Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, но и до сих пор обсуждается военными специалистами, историками и обычными людьми - патриотами своей страны.
Битва под Прохоровкой действительно даже сегодня считается самой грандиозной танковой баталией. Историки и военные спорят о количестве единиц военной техники, потерях сторон, но никто не может оспаривать огромное значение сражения для обеих армий, масштабы битвы.
В Омском кадетском военном корпусе особое внимание уделяется военно – профессиональной составляющей урока. На уроках технологии и во внеурочной деятельности я использую проектную технологию, которая способствует развитию таких личностных качеств кадетов, как самостоятельность, проявление инициативы, способность к творчеству и расчитана на последовательное выполнение учебных проектов. По мнению Полат Е.С. - это«… именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».[3] При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, появляющийся в результате совместной работы группы ребят, приносящий удовлетворение, так как они совместно пережили ситуацию успеха, самореализации и достигли желаемого результата. Целью выполнения проектной работы являлось исследование хода боевых действий двух Армий, пропорциональное соотношение техники, её достоинств и недостатков, предпосылок и результатов сражения для воссоздания битвы под Прохоровкой.
Любое сражение – это битва умов и битва современной техники. Умение сочетать при планировании боя технологический уровень применяемой техники, особенности местности, учет сильных и слабых сторон противника, собственные возможности, в том числе и возможности человеческих ресурсов, необходимое качество каждого современного военного.
В Интернет - источниках были подобраны фотографии и чертежи образцов военной техники. По фотографиям и чертежам была разработана технология создания макетов: пропорционально уменьшенный в 56 раз от реального объекта чертеж макета, технология изготовления деталей, сборки, раскраски.
Для презентации проекта надо было объединить все индивидуальные проекты и разработать сценарий фильма. Первоначально пытались снять весь ход битвы очень подробно. Но тогда фильм должен был получиться 30-минутным. Смонтировать качественно такой фильм серьезная проблема. Поэтому решено было сделать обзор битвы.
Сценарий фильма состоял из нескольких эпизодов. За каждый эпизод был назначен ответственный кадет:
Титры (название, авторы проекта, проблема, цели и задачи исследования).
Описание макетов и количественного соотношения военной техники.
Информация о планах противников.
Историческая справка о личностях полководцев двух армий (их боевые заслуги и жизненный путь).
Обзор хода битвы.
Сравнительная характеристика военной техники.
Стихотворение «Раненая память», посвященное старшине А.С. Николаеву – механику-водителю 2 батальона 181 танковой бригады 18 танкового корпуса 5 гвардейской танковой армии, который 12 июля 1943 года совершил танковый таран.
Оказалась, что эта часть проекта, пожалуй, самая трудоемкая и сложная. Так как нужно было не только выучить текст своей речи, но и следить за осанкой, взглядом, формой одежды. Каждому пришлось побывать и в роли актера и в роли оператора и режиссера.
Планируемыми результатами было изготовление макетов боевой техники Советских и немецких войск, участвующих при воссоздании событий битвы под Прохоровкой в съемке и монтаже фильма, презентации. Результаты были достигнуты. По результатам было проведено открытое мероприятие «Защита проекта». Участвовавшие кадеты отнеслись к этой работе очень ответственно. Работа выполнялась творчески.
1..Из сборника «Солдатские заметки» (1855) русского литератора Александра Фомича Погосского
2. В. Васнецов.
3.Полат Е.С. Метод проектов // Сборник статей электронного периодического журнала «Вопросы Интернет-образования» «В ИзбраннОе». – М.: ФИО, 2003
Процесс изготовления танков.

Съемки реконструкции «Битва под Прохоровкой»