Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС
Глива И.В.
заместитель директора по УВР
МКОУ СОШ №1 ст.Змейская
2017 год
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями поставлены задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследователдьская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
Как использовать её в урочное и внеурочное время?
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся
Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
• Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Какие бывают типы проектов?
• Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Примеры: эссе, исследовательские рефераты
• Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры: газета, видеофильм, подготовка выставки
• Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.
• Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщения
• Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры: проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.
Проекты бывают:
Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).
Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбор информации, данных, их обработки).
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.
Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.
Учащиеся вырабатывают план действий.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).
4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:
● Консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)
● Мотивирует (Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
● Провоцирует (Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)
● Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой).
● Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
● Координирует внутригрупповую работу обучающихся.
II. Роль ученика
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Метод проектов или проектная деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов».
В результате выполнения учащимися проектов:
1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.
Переход на новые ФГОС предполагает систематическую работу каждого педагога по организации научно – исследовательской и проектной деятельности школьников. Это работой должен заниматься каждый педагог, формируя умения и развивая навыки данного вида деятельности у каждого школьника. Организация научно - исследовательской и проектной деятельности школьников стала одним из направлений деятельности школы.
Ежегодно в школе проходит научно – практическая конференция учащихся . В текущем учебном году в конференции приняли участие 10 обучающихся 1 – 4 классов, 7 обучающихся 5 – 8 классов и 4 обучающихся 9 – 11 классов (всего 21 ученик).
Члены жюри отметили достаточно хороший уровень подготовки работ, актуальность выбранных тем, хорошую речь обучающихся, качественное выполнение презентаций к выступлениям.
Анализ результатов конференции показывает, что большинство из педагогов начальной школы занимаются организацией научно – исследовательской работы со своими воспитанниками, ими подготовлено по 1 – 2 работы на уровень школьной конференции. При проведении внутришкольного контроля по данному вопросу выявлено, что педагоги начальной школы много внимания уделяют и проектной деятельности обучающихся. Результатом этой работы являются и проекты, представленные на школьной конференции.
С учащимися 5 – 8 классов подготовлено 7 работ, хотя с данной возрастной группой обучающихся работает значительно больше педагогов, причём четыре работы из семи подготовлено педагогом Михеевой А.С. От старшей ступени школы 9 - 11 классы на конференцию представлено 4 работы. Из 45 педагогов школы 15 планомерно занимаются организацией научно – исследовательской деятельности учащихся.
Работа секций строилась в течение года по плану:
сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов по изучаемой проблеме;
проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления;
сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий;
оформление исследовательской работы в печатном виде;
подготовка к выступлению на конференции с использованием стендового доклада или электронной презентации.
Ежегодно проводятся конференции в соответствии с положением о научной ученической конференции.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном конкурсе исследовательских работ
Общие положения
Одним из путей сохранения и восполнения интеллектуального потенциала республики и страны, как основы технологической безопасности, является реализация комплексных мер по привлечению обучающихся к научному и другому творчеству, способствующему всестороннему и полноценному развитию и воспитанию подрастающего поколения, решению проблем кадрового обновления, интеграции образования и науки.
2. Участники Конкурса:
обучающиеся МКОУ СОШ №1 , занимающиеся исследовательской и иной творческой деятельностью в возрасте 7 - 18 лет. Допускается как индивидуальное, так и коллективное участие (не более трех авторов), а также соавторство с научным руководителем.
3. Цели и задачи Конкурса:
— активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры;
— подведение итогов творческой деятельности обучающихся, выявление талантливых, одаренных детей и подростков, оказание им поддержки в дальнейшем творческом развитии;
— привлечение к работе с обучающимися учителей, творческой интеллигенции, специалистов высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, предприятий, учреждений и организаций;
— популяризация интеллектуально-творческой деятельности обучающихся, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества;
— привлечение способных обучающихся к исследованиям актуальных научных, технических, эстетических и духовно-нравственных проблем, ориентированных на перспективы развития республики и страны.
4. Организаторы Конкурса
Администрация МКОУ СОШ №1 ст.Змейская, руководители методических объединений школы.
5. Порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится в 1 тур (очный).
Прием конкурсных материалов на заочный тур проводится с 1 ноября по 30 марта.
Конкурс проводится в последнюю неделю апреля
Место проведения: МКОУ СОШ №1 ст.Змейская
6. Содержание Конкурса
В работе Конкурса предусматриваются выступления обучающихся с результатами собственной исследовательской, изобретательской и иной творческой деятельности на заседаниях секций по следующим научным и творческим направлениям: Математика. Лингвистика (русский язык, английский язык, немецкий язык, родной язык). Литературоведение (литературное творчество, народная культура и творчество). История (искусствоведение, краеведение, археология, нумизматика, геральдика). Естественные науки (биология, физика, химия, география, экология, технологии здорового образа жизни). Безопасность жизнедеятельности. Психология. Общественные науки (социология, право, философия, экономика) .
7. Критерии оценок
Все поступающие работы и тезисы докладов направляются в экспертные советы секций. Научно-исследовательские работы должны отличаться исследовательским характером, актуальностью, новизной, теоретической и практической значимостью. Компьютерные программы должны иметь техническое задание, описание программы, изложение алгоритма решения; следует указать язык программирования, используемый для решения задачи. Творческие (стихи, проза, произведения искусства и др.) представляются в произвольной форме. Все работы должны иметь научного руководителя— педагогического или научного работника. Экспертные советы рассматривают представленные работы по десятибалльной системе оценок по следующим критериям:
— четкость целей и задач проводимого исследования;
— актуальность и новизна результатов исследования и творческих работ;
— научность и доказательность полученных результатов;
— обоснованность методов, используемых для решения исследовательской задачи;
— практическая значимость исследования или его прикладная эффективность;
— глубина владения докладчиком исследуемой проблемы, научная и общая эрудиция, творческий потенциал, степень увлеченности исследовательской деятельностью.
8. Жюри конкурса
В состав жюри Конкурса входят администрация школы (директор, заместители директора), руководители методических объединений, представители общественности и приглашенные специалисты.
9. Подведение итогов Конкурса и награждение
Победители и призеры в каждой секции Конкурса определяются по сумме набранных баллов за качество выполнения и защиты конкурсной работы и награждаются дипломами I, II, III степени, грамотами или специальными призами.
Из числа участников Конкурса, удостоенных дипломов I степени в разных номинациях, выявляется абсолютный победитель, набравший наибольшее количество баллов.
Всем конкурсантам вручаются свидетельства участников Конкурса.
10. Требования для участников Конкурса
В оргкомитет Конкурса в установленный срок необходимо представить:
— регистрационные карты участников (приложение 2 к положению);
— текст творческой, изобретательской или исследовательской работы для экспертизы объемом до 15 страниц машинописного текста (требования к подготовке и оформлению — ( приложение 3 к положению);
Адрес оргкомитета: 363620, РСО-Алания, Кировский р-он, ст.Змейская, ул.Ленина, 92. Контактное лицо:
Приложение 1
к положению
Регистрационная карта участника
Информация об участнике
Информация о работе
Приложение 2
к положению
Требования к подготовке и оформлению работы
1. Структура работы
Работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения.
1.1. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу (см. п. 3).
1.2. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.
1.3. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, дается характеристика работы — относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
1.4. В основной части работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
1.5. Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала (При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста).
1.6. В конце работы приводится список использованной литературы (библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
1.7. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.
2. Требования к оформлению работы
2.1. Текст работы должен быть аккуратно напечатан (шрифт не менее 12 и не более 14 пунктов, ненаклонный). Работы, написанные от руки, не принимаются.
2.2. Для участия в первом туре Конкурса должен быть представлен 1 экземпляр распечатанного текста работы объемом до 15 страниц. Печатать в «качественном» режиме на одной стороне белой бумаги хорошего качества формата А4 через 1,5 интервала. Поля: слева от текста — 30 мм, справа — 15 мм, сверху и снизу — по 20 мм (контуры полей не наносятся).
3. Образец оформления титульного листа работы
№ Школьный конкурс исследовательских работ
Направление: естественные науки. Физика
Название работы
Радиальное движение пробных тел
в сферически-симметричных полях тяготения
Автор работы
Петров Петр Петрович
Учебное заведение, класс
МКОУ СОШ №1ст.Змейская, 11 класс
Научный руководитель
Иванов И.И., учитель физики
20__-20__ учебный год
ст. Змейская
Помня слова А. Дистервега : «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить », использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил:
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард

ПРОЕКТ « ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЛИ ВОДЫ»

ПРОЕКТ «СВЕТ ЖИЗНИ И СВЕТ В ЖИЗНИ»

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА «ШАГ В БУДУЩЕЕ ОСЕТИИ»


ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
