МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Хоронхойский филиал ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Якимов Александр Степанович
Хоронхой 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Хоронхойский филиал ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» Ресурсный эколого-технологический центр по подготовке кадров строительного профиля
Якимов Александр Степанович
Организация производственной обучения учащихся профессии «Автомеханик» в условиях производства
Хоронхой
2011
Автор: Якимов Александр Степанович
Рецензенты: Жарников И.П., начальник ООО «Хоронхойская автоколонна»,
Буянтуева И.Т., Бышенко М.А., научно-методическая служба Хоронхойского филиала ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
В методическом пособии «Организация производственного обучения учащихся профессии «Автомеханик» в условиях производства» обобщен опыт работы по организации производственного обучения учащихся профессии «Автомеханик» в условиях производства, приведены образцы документов, необходимых учащимся для успешного выполнения программы производственного обучения и самоконтроля выполнения производственных заданий, образцы инструкционно-технологических карт, способствующих формированию у учащихся умений и навыков практической работы. Данное методическое пособие предназначено для мастеров производственного обучения по профессии «Автомеханик».
Содержание | |
Введение | 4 |
Организация производственного обучения учащихся профессии «Автомеханик» в условиях производства | 5 |
Заключение | 17 |
Приложение 1 Договор между училищем и предприятием | 18 |
Приложение 2 Дневник учета учебно-производственных работ | 19 |
Приложение 3 Программа производственного обучения | 21 |
Приложение 4 Производственная характеристика | 24 |
Приложение 5 Инструкционно-технологические карты | 25 |
Список литературы | 30 |
Введение
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Профессиональное образование в училище состоит из теоретического обучения, производственного обучения в мастерских училища и производственного обучения в условиях производства.
Производственное обучение в учебных мастерских является начальным этапом профессиональной подготовки рабочих. На этом этапе обучения учащиеся адаптируются к профессиональной деятельности, постепенно осваивая темп, ритм, условия, требования соответствующего производства.
Как ни велико значение учебных мастерских для овладения профессией, подготовка квалифицированного рабочего завершается в производственных условиях – на предприятии. В процессе обучения на производстве учащиеся имеют возможность изучить новую технику, современные технологические процессы, осваивают рабочие приемы ремонта, монтажа и эксплуатации автомашин, приобретают практический опыт работы с новыми материалами, оборудованием, производственный опыт и соответствующую квалификацию. Обучение учащихся на предприятии – решающий период в подготовке квалифицированных рабочих.
Роль мастера производственного обучения в организации обучения учащихся на предприятии чрезвычайно важна. Мастер осуществляет методическое руководство и систематический оперативный контроль за обучением и воспитанием учащихся на предприятии, знакомит их с порядком выдачи заданий, приема и учета выполненных работ. Ребята осваиваются в производственной обстановке, привыкают к ритму работы, учатся трудиться в рабочем коллективе. У учащихся формируется сознательное отношение к процессу усвоения умений и навыков, ответственное отношение к трудовому коллективу и режиму работы предприятия, творческий подход к выполнению производственных заданий. По мере накопления производственного опыта, учащиеся более полно используют свои знания для совершенствования технологических процессов, выполнения отдельных работ, изготовления изделий, повышения производительности труда, более рационально планируют и организовывают свой труд.
Период обучения на производстве имеет большое значение для формирования морального облика будущего квалифицированного рабочего. Здесь учащиеся знакомятся с производственной обстановкой, современным оборудованием, новой технологической оснасткой, со смежными объектами работ, с современным технологическим процессом. У учащихся воспитывается сознание общественного долга, уважение к славным традициям коллектива, любовь к профессии «Автомеханик» и удовлетворение результатами труда, уверенность в своих силах.
Имея опыт работы с учащимися в должности мастера производственного обучения, я выработал свою определенную систему работы по организации производственного обучения учащихся в условиях производства. Систему, нацеленную на подготовку конкурентоспособных специалистов и дающую хорошие результаты.
Организация производственного обучения учащихся профессии «Автомеханик» в условиях производства
Производственное обучение учащихся в условиях производства на штатном рабочем месте – важнейший и обязательный этап в подготовке квалифицированного рабочего любой профессии. Профессия «Автомеханик» - не исключение. Производственное обучение учащихся на предприятии является основой профессиональной подготовки квалифицированных выпускников.
Основная задача производственного обучения учащихся в условиях производства на предприятии – закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков и умений по изучаемой профессии, продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ, освоение современного оборудования, техники, автоматизации производственных процессов, овладение высокопроизводительными методами труда, освоение установленных норм выработки, адаптация учащихся в конкретных условиях коллектива предприятия.
Руководящая роль в организации производственного обучения учащихся принадлежит мастеру производственного обучения.
Перед началом обучения в условиях производства, мастер производственного обучения учебной группы по профессии «Автомеханик», под руководством старшего мастера подбирает учащимся рабочие места, соответствующие программе производственного обучения и оснащенные современным оборудованием и инструментами.
Подготовительный этап
Перед тем как учащимся выйти на производство, мастер производственного обучения проводит подготовительную работу: дополнительное изучение с ними правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной профилактики в условиях предприятия, заключение договоров между училищем и предприятием (приложение 1). В договоре предусматриваются обязательства, как со стороны училища, так и предприятия. Училище обеспечивает подготовку учащихся к обучению на предприятиях. Предприятие предоставляет учащимся работу, соответствующую требованиям учебных программ в объеме, обеспечивающем полное использование учебного времени, отведенного для обучения учебными планами; обеспечивает учащихся материалами, инструментом и необходимой технической документацией. Учащиеся и мастер производственного обучения обеспечиваются предприятием специальной одеждой и обувью по нормам, действующим на предприятиях для штатных рабочих.
На предприятии должны быть созданы здоровые и безопасные условия труда, как для учащихся, так и для мастера производственного обучения.
Мастер производственного обучения совместно с инженерно-техническими работниками предприятия осуществляет техническое руководство работами, выполняемыми учащимися.
Транспортные расходы по проезду учащихся, как правило, возмещаются предприятием, или предприятие предоставляет транспортные средства для проезда на предприятие и обратно. Предприятие своевременно выдает учащимся наряды на выполненные работы и принимает оконченные работы, указывая в наряде их количество.
После ознакомления с технологическим процессом согласовывается с предприятием график перемещения учащихся по рабочим местам. (График составляется так, чтобы его выполнение не вызывало перебоев в технологическом процессе предприятия).
В целях изучения учащимися опыта новаторов производства и улучшения воспитательной работы в учебной группе предприятие рекомендует для работы с учащимися наставников. Перед началом обучения учащиеся под руководством мастера и наставника знакомятся с историей предприятия, его традициями, опытом новаторов производства.
Для соблюдения единства требований к учащимся, мастер проводит инструктаж наставников, закрепленных за учащимися.
Перед производственным обучением в условиях производства на конкретном предприятии, каждому учащемуся выдается дневник учета учебно-производственных работ (приложение 2). В дневник вкладывается программа производственного обучения на производстве, в которой указываются конкретные сроки прохождения производственного обучения, продолжительность рабочего дня (приложение 3). Каждый день учащиеся должны записывать в дневнике выполненную работу, согласно выданной программе, указывать время, затраченное на работу, разряд, количество объема выполненной работы; оценка за выполненную работу выставляется наставником, закрепленным за учащимся.
Формы обучения учащихся на предприятии
В практике работы сложились следующие формы обучения учащихся на предприятии: на специально выделенных участках; в бригадах, состоящих из учащихся училищ; в составе бригад рабочих; обучение с прикреплением к отдельным рабочим, или обучение на участке, специально выделенном для этой цели. Выбор той или иной формы организации обучения на рабочих местах определяется особенностью изучаемой профессии, периодом обучения и материально-техническим обеспечением предприятия.
Исходя из условий предприятия, группа делится на несколько рабочих бригад, каждая из которых имеет возможность выполнять самостоятельные производственные задания. Такие ученические бригады возглавляются лучшими учащимися, успешно освоившими программу производственного обучения.
Бригады учащихся комплектуются таким образом, чтобы в каждой из них были учащиеся разного уровня профессиональной подготовки.
Если по условиям работы на предприятии нельзя организовать самостоятельные бригады, в которые входят только учащиеся, то мастер создает совместные, где обучение учащихся происходит в составе бригад квалифицированных рабочих.
В моем арсенале распространен так называемый бригадный подряд, при котором бригада выполняет строго определенное производственное задание и несет ответственность за его выполнение.
Так, на автотранспортном предприятии ООО «Хоронхойская автоколонна» учащиеся профессии «Автомеханик» работают совместно с квалифицированными рабочими в бригаде по техническому обслуживанию автомобилей. У каждого учащего имеется наставник, с которым они выполняют работу по отдельному обслуживанию определенного узла. Учащиеся выполняют техническое обслуживание полностью, и несут ответственность за результаты своей работы. Работая на автотранспортном предприятии, учащиеся включаются также в специализированные бригады. Например, в моторном цехе выполняют работу по сборке двигателя вместе с наставником - мотористом, или в вулканизационном цехе с наставником – вулканизаторщиком. Некоторые учащиеся работают в комплексных бригадах по ремонту кузовов автобусов. Обучение в таких бригадах приучает учащихся к выполнению разносторонних смежных работ, которые взаимосвязаны между собой. Здесь может быть полно и рационально использовано время каждого члена бригады. Во время обучения в комплексной бригаде учащиеся получают подготовку широкого профиля, учатся слаженной работе в коллективе.
Для успешного производственного обучения на предприятии более эффективно сочетание обучения в бригадах учащихся и в составе бригад квалифицированных рабочих.
Поэтому мастер производственного обучения дает учащимся подготовку в бригадах учащихся, а затем направляет их в бригаду взрослых квалифицированных рабочих; или после подготовки учащихся в составе квалифицированных рабочих формирует из них отдельные бригады, в которые входят только учащиеся.
Считаю, что руководящая роль в сочетании таких различных форм обучения принадлежит мастеру производственного обучения.
При обучении профессии «Автомеханик», после получения учащимися подготовки в мастерских и лабораториях училища, лучше всего прикреплять учащихся к квалифицированным рабочим. Такое производственное обучение можно успешно применять по обслуживанию таких сложных механизмов, как трансмиссия, главная передача, ступицы силовых передач, коробок, раздаточных механизмов грузового автомобиля.
Работая вместе с квалифицированным рабочим на одном агрегате, учащиеся изучают принципы последовательного технического обслуживания и постепенно под руководством рабочего получают навыки по управлению автомобилем.
Желательно, чтобы обучение учащихся происходило на агрегатах различных моделей: ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, КАМАЗ, МАЗ, «Москвич», и чтобы учащиеся под руководством квалифицированных рабочих участвовали в работах по ремонту и подготовке автомобилей к эксплуатации.
Основной задачей обучения на производстве являются: совершенствование профессиональных навыков учащихся, расширение технических знаний, изучение и освоение современного оборудования, прогрессивных технологических процессов, подготовка учащихся к самостоятельной работе на производстве после окончания училища.
Содержание инструктажей
Характер учебно-воспитательной работы мастера производственного обучения в условиях предприятия меняется в связи с необходимостью учета реальных условий и требований производства, форм организации труда на производстве. Содержание своей повседневной учебно-воспитательной работы он согласовывает с руководителями бригад, квалифицированными рабочими, к которым прикреплены учащиеся и, по-прежнему, свое внимание сосредотачивает на инструктировании учащихся, которое в условиях производства имеет свои особенности в зависимости от форм обучения. Инструктирование учащихся производится по следующим вопросам:
- выполнение требований и условий безопасного ведения работ;
- соблюдение технологических процессов и рекомендованных режимов работы оборудования;
- выполнение установленных технических требований к качеству работ;
- освоение трудовых приемов и приобретение навыков работы на новом незнакомом учащимся оборудовании;
- применение приемов работы передовиков и новаторов производства;
- организация рабочего места, рациональное использование рабочего времени и материальных средств;
- выполнение установленных работ норм выработки.
Форму инструктирования учащихся мастер определяет с учетом конкретных производственных условий. Обычной формой является инструктирование бригад, звена или отдельных учащихся. Инструктирование учащихся способствует развитию у них технического мышления и профессиональных способностей. Инструктирование группы в целом практикует, как правило, при обучении учащихся на учебном участке и гораздо реже при других формах обучения. Коллективное инструктирование учащихся в составе группы проводит не реже одного раза в неделю в начале или в конце рабочего дня.
Если учащиеся хорошо подготовлены к выполнению производственных заданий, работают на знакомом им оборудовании, по знакомой технологии, то инструктаж по содержанию во многом похож на инструктаж, проводимый бригадиром или мастером участка.
К проведению инструктажей мастер привлекает бригадиров, мастеров участков, квалифицированных рабочих, к которым прикреплены учащиеся.
Обязательно проводится вводный инструктаж, который на этом этапе работы имеет большое значение. В условиях производства учащиеся группы распределяются по бригадам технического обслуживания автомобиля, участкам по ремонту ходовой системы и рабочим местам по ремонту двигателей автомобилей, что связано с частым перемещением учащихся для работы на различные рабочие места, из одной рабочей бригады в другую. При переходе учащегося на другое рабочее место мастер знакомит его с новыми обязанностями, оборудованием, характером и содержанием предстоящей работы.
После инструктажа мастер показывает учащимся новые для них приемы работы, инструменты, приспособления; некоторое время наблюдает за их работой; выясняет, все ли понятно, запомнили ли они последовательность технологического процесса и способы его ведения. В содержание инструктажа учащихся, проводимого работниками предприятия, мастер производственного обучения включает разъяснение способов выполнения нового производственного задания, особенностей технологических процессов, требований к качеству работы. Основная задача такого инструктажа – оказать учащимся помощь в освоении способов выполнения предстоящих работ, характерных для определенного этапа технологического процесса.
Мастер предупреждает учащихся о возможных ошибках, влекущих за собой поломку оборудования или инструмента, старается тщательно проинструктировать их о соблюдении правил безопасности труда, кроме того, указывает, в каких случаях или на какой стадии работы учащиеся должны обращаться за указаниями к нему, а при обучении в производственных бригадах – к бригадирам и квалифицированным работникам цеха или участка.
Затем проводится текущий инструктаж. Свои основные функции мастер производственного обучения выполняет в процессе текущего инструктажа, когда учащиеся самостоятельно выполняют учебно-производственное задание. Проводя текущий индивидуальный инструктаж учащихся на рабочих местах, мастер следит за строгим выполнением технологического процесса и правильным использованием оборудования, организацией рабочих мест, соблюдением учащимися трудовой дисциплины, требований безопасности труда и производственной санитарии.
При распределении учебной группы по бригадам, звеньям, участкам очень важно, чтобы руководители предприятий выделили инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих для обучения учащихся – наставников. В этом случае значительно улучшается контроль за работой учащихся и текущее инструктирование.
Контроль и учет производственного обучения
В начале смены мастер проверяет, насколько организованно и своевременно начата работа. Затем еще раз проверяется, чтобы, прежде всего, были проинструктированы учащиеся, приступающие к выполнению новых работ или особо сложной части текущего задания. Последующие маршруты выбираются так, чтобы чаще контролировать учащихся, выполняющих наиболее сложные и ответственные работы, а также тех в качестве работы или дисциплинированности которых мастер недостаточно уверен. Кроме того, мастер периодически подходит к тем учащимся, которым, по его мнению, требуется помощь в тот или иной момент выполнения работы.
Наблюдая за производственной деятельностью учащихся, мастер должен избегать мелочной опеки.
Отмечая отдельные успехи, а также упущения и ошибки в приемах работы, способах выполнения задания и в организации труда, мастер в беседе с учащимся обсуждает ход его работы, выясняет причину неудач и подводит их к правильным решениям.
Учит учащихся находить и оценивать свои ошибки, развивать в них навыки самоконтроля.
Часто содержание и время проведения текущего инструктажа при обучении учащихся на предприятии диктуется самим ходом технологического процесса и распределением учащихся по рабочим местам.
Если мастер заметил, что неправильная работа учащегося может быть причиной поломки узла или оборудования, нарушения хода работы или представляет опасность для обучающегося или окружающих, то немедленно останавливает работу и детально инструктирует учащегося.
Оценка выполненных работ дает мастеру возможность правильно учитывать успеваемость учащихся, выявлять недочеты в их знаниях и умениях, определять степень самостоятельности и характер помощи, которую следует оказать тем или иным учащимся.
Прежде чем приступить к проверке выполненной работы, предварительно выясняет у учащегося, проверил ли он сам результаты своей работы, уверен ли, что все сделано так, как требовалось, были ли какие-нибудь отклонения от технических требований и как они устранены.
Если учащийся не уверен в выполнении установленных требований, его работу мастер не рассматривает и предлагает ему самому тщательно проверить, правильно ли выполнено задание.
Проверить и разобрать выполнение работы мастер обязан с максимальной строгостью, т.к. не в праве оставлять без внимания даже малейшие недостатки и должен указать учащемуся на каждый из них. Таким образом, весь режим учебно-производственной работы и система контроля воспитывают у учащихся самостоятельность в работе, ответственность за порученное им дело и навыки самоконтроля.
В процессе обслуживания сложных узлов, механизмов двигателей и агрегатов может возникнуть необходимость в детальном изучении отдельных производственных инструкций или технологических карт. Чтобы решить эти задачи, мастер, по мере накопления материала, проводит текущий коллективный инструктаж.
Текущий коллективный инструктаж мастер производит непосредственно в цехе; например, где производится техническое обслуживание автомобилей ГАЗ-53 или КАМАЗов, а также в период их ремонта, пребывание их в резерве, заправке или мойке.
Во время такого инструктажа нередко представляется возможным устранить пробелы в теоретической подготовке учащихся, которые выявляются в процессе их работы на предприятии. Однако здесь не следует дублировать преподавателя по устройству, ремонту и техническому обслуживанию автомобиля. Задача мастера состоит в том, чтобы при анализе конкретных явлений, с которыми столкнулись учащиеся в производственном процессе, они научились самостоятельно применять свои знания, накопленный опыт в повседневной производственной деятельности.
Обязательно проводит заключительный инструктаж. Заключительный инструктаж учащихся в производственных условиях проводится не в конце каждого занятия, а после того, как они закончили определенный вид работы или когда требуется подвести итоги производственной деятельности всех учащихся группы за определенный период.
Содержание заключительного инструктажа способствует обобщению и глубокому осмыслению учащимися накопленного в процессе работы производственного опыта.
Беседу надо проводить так, чтобы, используя знания учащихся и накопленный опыт, подвести их к самостоятельным выводам, научить анализировать результаты выполнения задания и находить способы устранения возникших неполадок.
На заключительном инструктаже рассматриваются лишь те вопросы, которые имеют значение для всей группы. Вопросы, касающиеся особенностей отдельных учащихся, разбираются во время индивидуального инструктажа.
В своей практике использую производственный инструктаж.
Производственный инструктаж проводят в основном мастера предприятия, бригадиры, а также инженеры, техники, занимающиеся вопросами научной организации труда.
Участие рабочих предприятия в инструктировании учащихся имеют большое воспитательное значение. Учащиеся реально ощущают свою связь с предприятием, заботу коллектива о росте их профессионального мастерства.
Применение инструкционно-технологических карт
Большую методическую помощь в производственном обучении учащихся на предприятиях оказывает использование разрабатываемых предприятиями совместно с мастером производственного обучения инструкционно-технологических карт для учащихся, занимающихся ремонтом, техническим обслуживанием и диагностированием автомобилей, таких как ГАЗ-53, ГАЗ-66, КАМАЗ, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ВАЗ, «Москвич» и применяемых в работе слесаря по ремонту автомобилей (приложение 5)
Важную роль в организации производственного обучения в условиях производства играет знакомство учащихся с новой техникой и технологическими процессами, связанными с ремонтом автомобилей. В учебных мастерских училища не всегда имеются условия для ознакомления учащихся с современным оборудованием, высокопроизводительными инструментами и приспособлениями. Такие возможности значительно расширяются в период производственного обучения и практики учащихся на предприятии.
Изучение учащимися новой техники и передовой технологии также проводится путем наблюдения за работой квалифицированных рабочих непосредственно на рабочем месте и в последующем закреплении их знаний в процессе практических упражнений.
Основным показателем успешной работы учащегося на производственном обучении на предприятии является производственная характеристика (приложение 4), в которой указывается учебное заведение, откуда направлен учащийся, его фамилия, имя, отчество, наименование предприятия, в котором учащийся проходит производственное обучение, перечисляются рабочие места, на которых фактически работал учащийся, период практики, выполнение основных видов работ, оценка качества выполняемых работ, выполнение производственных норм в течение последнего месяца, знание технологического процесса, техники безопасности, оборудования, оценка трудовой дисциплины.
В характеристике также указывается, какую профессиональную подготовку показал учащийся, и присвоения какой квалификации он заслуживает.
Учащиеся, прошедшие успешно производственное обучение, после окончания училища зачастую остаются работать на этом предприятии самостоятельно или по просьбе руководителя предприятия и получают повышенный разряд в ходе итоговой аттестации.
Пройдя производственное обучение в условиях предприятия, учащиеся лучше понимают, что труд – это непрерывный процесс, который заключается не только в разработке новых приемов или приспособлений, а и в умении выполнять работу разными способами и приемами в зависимости от конкретных условий, на основе критического и творческого усовершенствования применяемых способов.
Заключение
Используемая мной система организации производственного обучения в условиях производства в подготовке специалистов по профессии «Автомеханик» в совокупности с обучением в мастерских училища способствует росту учебных возможностей учащихся, повышению уровня знаний и профессиональных умений, воспитанию интереса к выбранной профессии и развитию учащихся с различными учебными возможностями.
Приложение 1

Приложение 2
ДНЕВНИК
учета учебно-производственных работ при обучении
на производстве
Учащийся группы №_____________________________________________
Профессия _______________________________________________________
Мастер производственного обучения __________________________________
Профессиональное училище №________________________________________
Учащиеся группы __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
направляется для прохождения производственного обучения
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование предприятия или учреждения)
Продолжительность производственного обучения ___________ дней
с «___»___________ по «___»____________200__г.
Часы работы с ____________ до ________________
Выходные дни _______________________________
Руководитель п\о _________________
Зам.директора по учебно-производственной работе _____
«_____» _______________ 200___г.
Правила для учащихся при прохождении
производственного обучения
Учащиеся при прохождении производственного обучения должны выполнять работы согласно учебному плану училища.
Руководителем производственного обучения является мастер производственного обучения.
Непосредственным и постоянным руководителем при прохождении производственного обучения на предприятиях является наставник, к которому прикрепляется учащийся.
Продолжительность рабочего дня и часы работы для учащихся-практикантов определяются режимом работы предприятия.
Учащиеся при прохождении производственного обучения обязаны соблюдать правила общей, пожарной и электробезопасности.
Учащиеся должны ежедневно вести дневник, в котором записывается работа, выполненная за день, и затраченное время. Качество выполненной работы подтверждается оценкой и росписью наставника.
Учащиеся обязаны иметь при себе дневник и предъявлять его по требованию наставника, мастера ПО и контролирующих лиц, а после окончания производственного обучения сдать дневник мастеру производственного обучения для проверки.
Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ:
Зам директора по УПР
___________ С.Ю. Анурьев
«___» ____________ 200__г.
ПРОГРАММА
производственного обучения на предприятии
по профессии «Автомеханик»
№ п/п | Содержание работ | Кол-во часов |
I. | Диагностирование, обслуживание, разборка, сборка, регулировка коробки передач и раздаточной коробки | 42 |
| Определение технического состояния коробки передач. Демонтаж и разборка коробки передач. Проверка и регулировка главных передач и дифференциалов. Регулировка подшипников ведущей шестерни. Регулировка подшипников промежуточного вала. Сборка и монтаж коробки передач. Демонтаж, разборка, контроль основных параметров и сборка раздаточной коробки. | 6 6 6 6 6 6 6 |
II | Обслуживание, разборка, сборка и регулировка заднего моста | 12 |
| Разборка и контроль основных параметров заднего моста. Регулировка подшипников вала ведущей шестерни, сборка заднего моста. | 6 6 |
III. | Техническое обслуживание ходовой части автомобиля | 36 |
| 1. Проверка и регулировка подшипников ступиц колес 2. Проверка и подтяжка стремянок передних и задних колес 3. Осмотр рамы, состояния ланжеронов, кронштейнов рессор. 4. Проверка и смазка буксировочного устройства. 5. Осмотр шин, устранение причин неравномерного износа. 6. Проверка состояния дисков и ободов, замена неисправных. | 6 6 6 6 6 6 |
IV. | ТО рулевого управления. | 36 |
| 1. Проверка люфта рулевого колеса, состояния рулевых тяг. 2. Проверка крепления поворотных рычагов, соединений рулевых тяг. 3. Проверка зазоров шкворней, развал и схождение передних колес. 4. Проверка крепления рулевого механизма, рулевой колонки. 5. Проверка крепления сошки к валу, устранение люфтов рулевых тяг. 6. Смазка поворотных кулаков и шарниров рулевых тяг. | 6 6 6 6 6 6 |
V. | Техническое обслуживание тормозной системы. | 36 |
| Снятие ступиц с тормозными барабанами, проверка состояния барабанов и тормозных колодок. Проверка состояния тормозных цилиндров, крепление тормозных щитов. Проверка состояния главного тормозного цилиндра, уровня тормозной жидкости. Проверка действия тормозов, регулировка. Проверка состояния ручного тормоза, регулировка. Удаление воздуха из системы тормозов. | 6 6 6 6 6 6 |
VI. | Диагностирование и регулировка системы зажигания | 12 |
| Проверка и регулировка прерывателя – распределителя. Проверка катушки конденсатора и свечей зажигания. | 6 6 |
VII. | ТО кузовов и дополнительного оборудования. | 24 |
| Проверка состояния кабины, крепления к раме. Проверка действия замков, петель, ограничителей, подъемников стекол. Проверка состояния и герметичности подкачки шин. Проверка состояния лебедки, смазки. | 6 6 6 6 |
VIII. | ТО подъемного механизма автомобиля самосвала | 12 |
| Проверка состояния подъемного механизма, платформы, шарнирных соединений. Проверка герметичности, соединений, подъемного механизма, смазка | 6 6 |
IX. | ТО прицепов и полуприцепов. | 12 |
| Проверка исправности кузова, бортов, платформы. Замена смазки в ступицах, регулировка подшипников. | 6 6 |
| Всего: | 222 ч. |
Согласовано: ст. мастер С.К. Иванов
Составил: мастер п/о А.С.Якимов
Приложение 4

Приложение 5
Пример инструкционно-технологической карты
Раздел 1: Диагностирование, обслуживание, разборка, сборка, регулировка коробки передач и раздаточной коробки
Тема 3: Снятие и разборка главной передачи, определение технического состояния ее деталей, сборка
Цель: Сформировать у учащихся умения: снимать главную передачу с корпуса заднего моста; разбираться в принципе ее действия, в контроле технического состояния, разборке и сборке; правильно организовать свое рабочее место; соблюдать технику безопасности.
Объект выполнения: мастерская монтажно-демонтажных работ.
Инструменты: наборы: ключи рожковые и торцовые; набор отверток; монтажный инструмент.
Приспособления: монтажно-демонтажный стол, тиски.
Порядок выполнения | Инструкционные указания |
1. Отвернуть болты крепления главной передачи от корпуса ведущего моста. | Откручивание болтов произвести рожковыми ключами на 22-24мм. |
2. Снять главную передачу. | При помощи монтажного инструмента. |
3. Проследить принцип действия главной передачи. Проверить зазоры. | При проверке зазора использовать таблицу №1. |
4. Разобрать главную передачу: открутить флянец; снять с вала ведущей конической шестерни; открутить обе крышки; открутить корпус первой ступени, регулировочные гайки; корпус второй ступени; болты ведомой цилиндрической шестерни второй ступени, болты конической шестерни; снять шестерни. | Разборка и сборка главной передачи производится торцовыми и рожковыми ключами от 17 до 32 мм при помощи тисков.  |
5. Произвести контроль технического состояния деталей главной передачи. |
|
6. Собрать главную передачу. | Сборка главной передачи производится в обратной последовательности. |
7. Отрегулировать зазоры. | Регулировка зазоров производится при по-мощи отверток. |
8. Установить главную передачу на корпус ведущего моста. | |
Контрольные вопросы:
1. Как правильно открутить главную передачу от корпуса ведущего моста?
2. Какой основной принцип действия главной передачи?
3. Правильность определения зазоров.
4. Каков порядок разборки и сборки главной передачи?
5. Основной принцип установки главной передачи.
Таблица 1
Пример инструкционно-технологической карты
Раздел 2: Обслуживание, разборка, сборка и регулировка заднего моста
Тема 1: Разборка и контроль основных параметров заднего моста.
Двухступенчатый задний мост


Пример инструкционно-технологической карты
Раздел 6: Диагностирование и регулировка системы зажигания
Тема 1: Проверка и регулировка прерывателя - распределителя
Цель: Сформировать у учащихся умение по ТО распределителя прерывателя.
Научиться правильно, организовывать рабочее место. Соблюдать и выполнять правила ТБ при работе с инструментом и оборудованием. Нести полную ответственность за проделанную работу.
Объект выполнения: мастерская ТО.
Инструменты: Наборы: ключи рожковые и торцовые, набор отвёрток.
Порядок выполнения | Инструкционные указания | Порядок выполнения | Инструкционные указания |
Открыть капот автомобиля ЗИЛ- 130. Осмотреть двигатель, при помощи рожковых или торцовых ключей открутить болты распределителя к приводу. Снять провода. Вытащить распределитель зажигания. На рабочем месте произвести ТО распределителя, очистить от пыли и грязи. Разобрать, очистить контакты, собрать и отрегулировать зазор контактов распределителя зажигания, согласно перечню учебно-производственных работ. Установить зажигание. | Показать правильность открывания капота; технические требования при работе по снятию распределителя зажигания. Объяснить приёмы разборки, сборки, установки зазоров контактов распределителя зажигания. | Открутить прерыватель зажигания гаечными ключами на 12-14 мм. Разобрать, собрать, отрегулировать отвёртками зазоры распределителя-прерывателя зажигания. | На рабочем столе автослесаря зажать в тиски корпус прерывателя зажигания. Произвести разборку, сборку, регулировку контактов прерывателя-распределителя зажигания. |
Схема системы зажигания автомобиля ЗИЛ-130

Список литературы:
1. Алексеев С.Н., Семыкин Н.П. «Мудрая школа труда».
2. Беспалько В.П. «Слагаемое педагогической технологии».
3.Грецкая Г.Т. «Основы организации и методики проведения производственного обучения».
4.Любин М.Я. «Основы воспитательной работы мастера в профтехучилище».
5.Томарин Н.И., Шафаренко М.С. «Справочная книга мастера производственного обучения».
6. Филипов В.С. «Воспитание будущих рабочих».