СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся при подготовке к итоговой аттестации по химии.»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о организации работы  по ликвидации пробелов взнанияхобучающихся при подготовке. к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
««Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся при подготовке к итоговой аттестации по химии.»»

МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды.





Выступление на МО учителей

естественных наук на тему:











«Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся при подготовке к итоговой аттестации по химии.»











Подготовила учитель

Соловьёва В.М.



2016г.



Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб­рести в годы детства, отрочества, ран­ней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.

Н. Г. Чернышевский.!

Одна из задач школы - повышение качества образования и воспитания учащихся.

В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче­ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. Менчинская, И. Я. Лернер и др. По мнению психолога Н.А. Менчинской, понятие «Умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличие знаний и владение методами умственной деятельности. Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе­ния, дополнительных занятий, консультаций.

Эффективным при повторении является проведение химических диктантов. Постоянное проведение диктантов в начале урока дисциплинирует учащихся, позволят выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их на первых же уроках.

Большую роль в предупреждении неуспеваемости и ликвида­ции пробелов в знаниях учащихся играет домашнее задание и само­стоятельная работа.

Регулярное, добросовестное и правильное выполнение учащим­ся домашних заданий путем самостоятельной работы является од­ним из решающих условий достижения высокого качества заданий, поскольку гарантирует соответствующую подготовку к усвоению нового материала.

Цели домашних заданий:

  • закрепление и осмысление изученного на уроках материала;

  • совершенствование знаний и умений путем упражнений;

  • развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Чтобы не было перегрузок у учащихся, а домашнее задание было продуманным и целенаправленным, определяется объем и со­держание его уже в процессе тематического планирования.

Домашнее задание должно планироваться так, чтобы оно выте­кало из материала предыдущего урока, было продолжением его и целенаправленно готовило учащихся к усвоению нового материала.

В процессе повторения большую помощь оказывают опорные конспекты.

Данные конспекты используются всякий раз, когда возникает необходимость вспомнить снова этот материал. Особенно важны эти конспекты потому, что с их помощью ребята имеют возможность воспринимать учебную информацию и на слух, и глазами. Как известно, эффективность восприятия повышается, если в этом процессе принимают участие одновременно несколько органов чувств. При работе с опорными схемами учитель объясня­ет новый материал, сопровождая объяснения записями основных моментов новой темы, пользуясь условными обозначениями. В ка­честве опорного материала обычно выступают формулы, графики, схемы, лабораторные и практические работы и др. Они даются в определенной последовательности, выра­жающей, как правило, логику рассуждений. Записи и зарисовки представляют собой не простую их совокуп­ность, а объединены выбранным способом умозаключений, и обес­печивает более осмысленное восприятие учебного материала слабо­успевающими учащимся.

Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспевающими учащимися. Побеседовав с отдельными учениками, можно узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст­вует сближению его с учителем, взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель­ных отношений с «трудными» учениками.

Изучение и понимание нового материала невозможно без знания раннее изученного. Планомерное и систематическое повторение - верный путь к ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Но, как и при объяснении нового материала, так и при повторении не все учащиеся качественно усваивают знания. Для выявления и последующей ликвидации пробелов в знаниях каждого учащегося можно проводить в начале и конце учебного года зачет по повторению материла, изученного за предыдущие учебные года.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новы­ми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель­зя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях. Одним из важных элементов в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ считаю подготовку и проведение выпускного экзамена по химии для учащихся 9-х классов в форме ГИА. Это позволит девятиклассникам более осознанно и с большей ответственностью подойти к выбору предмета для сдачи выпускного экзамена, уже в начале учебного года начать подготовку к экзамену, систематизировать свои знания по химии за 8-9 классы. А это, в свою очередь, поможет им качественнее подготовиться к выпускному экзамену по химии в 11 классе в форме ЕГЭ.

В последнее время появилось удивительная возможность у учителей использовать на уроках электронные учебники, компьютерные презентации, мультимедийные технологии. Я использую все эти новые средства обучения при объяснении нового материала на своих уроках.

Развивая информационные компетенции, большое внимание уделяю компьютерным технологиям.

Электронные издания просто необходимы при подготовке к экзаменам. В первую очередь - это информационный материал, в котором можно найти всё необходимое по различным направлениям химии. Во-вторых - можно получать справочный и наглядный материал для демонстрации - при помощи копирования его в WORD и дальнейшем использовании для приготовления наглядных пособий - таблиц, слайдов и использовать их для подготовки проектов.

Кроме этих пособий в ходе уроков используются презентации к различным урокам, различные рисунки и таблицы в цифровом формате. Большим информационным опытом снабжает учащихся сеть Интернет, получая учебно-значимую информацию, учащиеся продолжают приобретать навыки, формируемые ещё с 8 класса, а именно:

  • целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;

  • отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу;

  • использовать формируемые в школе знания, при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;

  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;

  • включать информацию из Сети в систему формируемых в школе знаний, самостоятельно трансформировать и представлять информацию в Сети, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему и др.

Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий.

Хочу поделиться своим опытом помощи учащимся, отставшим от программы по различным причинам.

I этап этой деятельности условно, можно назвать адаптационным. Как показало время, наиболее действенный и безболезненный способ – самостоятельная работа с текстом учебника или специально подготовленным учителем текстом по данной теме. В большинстве случаев эту работу организую во время первых уроков, как только ученик появился в школе после продолжительного отсутствия. Это целесообразно делать, т.к. у большинства учащихся после долгого отсутствия наступает паника и опускаются руки от осознания того как много пропущено или от непонимания того, что уже изучено одноклассниками, поэтому на данном этапе чем меньше отвлекается на работу класса – тем лучше. Примером такой работы может служить составление конспекта параграфа.

Если материал параграфа сложен или очень объемен, то в такой ситуации лучше использовать адаптированные тексты старых учебников, пособий, справочников или специально составленные учителем по конкретной теме, например, текст составленный учителем для организации самостоятельной работы при изучении специфических свойств серной кислоты.

II этап я называю корректировка, который проходит в режиме консультации. В зависимости от коммуникативных особенностей отстающего ученика консультацию проводит учитель или подготовленные одноклассники. Здесь главное – диалог, в процессе которого выявляются и ликвидируются пробелы в понимании изучаемого самостоятельно перед этим учащимся учебного материала.

III этап – тренинг и диагностирование в процессе самостоятельного выполнения задач, упражнений, тестов и т.п. по данной теме с установкой, что у ученика есть несколько (2 – 3) попытки выполнить задание без оценки, т.е. работа оценивается, но в журнал выставляется по желанию ученика. Но в конечном итоге оценка должна быть в журнале. При такой организации работы, кроме того, что ликвидируется отставание от учебной программы еще и экономится время учителя и ученика, снимается психологическое напряжение и конфликтность подростков.

При целенаправленной работе учителя в данном направлении – помощь в ликвидации пробелов знаний учащихся – накапливается необходимый материал по всем темам и в разных вариантах: тексты, схемы, справочные таблицы, которые собираются в специальную папку и используются в разных классах с 8 по 11.

Любая работа учителя требует много времени, но данное направление позволяет рационально распределять силы и время и при этом отдача существенная, по нынешним временам это очень важно.



Рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся по химии.

Ведите специальный рукописный справочник с опорными схемами, таблицами, конспектами. Записывайте или подчеркивайте примеры разными цветами. Выделенное цветом лучше запоминается.

Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и навыков.

Осмысливайте, сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память.

Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества знаний и успеваемости.
Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков. Не отказывайтесь от услуг репетиторства.

На уроках учителя используют контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2017 года, а также предыдущих лет - 2015, 2016 годов. Просматривается практическая направленность работы учителей: выработать прочные ЗУН с целью подготовки учащихся к ГИА. Проводится текущая проверка знаний в форме тестового опроса.  Таким образом, содержание учебного материала уроков, организация самостоятельной деятельности учащихся, оптимальное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся, текущий и итоговый контроль ЗУН учащихся – все это способствует формированию прочных ЗУН, подготовке к экзаменам.