Организация работы с одаренными учащимися
по татарскому языку и татарской литературе
Разработано учителем татарского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ № 40 с уиоп» г. Набережные Челны |
Одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся хорошо владеют татарским языком, несмотря на обучение в русской школе, легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, речь отличается выразительностью, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
При воспитании одаренного ребенка необходимо организовать работу так, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - в познавательную потребность.
Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Задачей педагога является- поддержать ребенка и развитие его способностей, подготовить условия для реализации способностей и потребностей данных детей.
Принципы работы с одаренными детьми:
1. Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
обеспечение максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (кружок, индивидуальная работа, внеурочная деятельность, электив).
2. Создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Целью организации работы с одаренными детьми являются, во- первых,
Задачи:
целенаправленное педагогическое наблюдение с целью диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности с целью выявления одаренных в различных областях детей;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся;
Содержание работы по работе с одаренными детьми:
1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, которую необходимо провести в сентябре месяце.
2. Создание банка данных (отбора) одаренных детей школы в области лингвистики.
3. Самообразование педагога (регулярно)
4. Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами
Создание плана работы с одаренными детьми (в начале учебного года)
План работы с одаренными детьми может включать в себя:
Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.
Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.
Выполнение творческих проектов.
Знакомство культурой, литературой, жизнедеятельностью татарских писателей.
Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по языку и литературе.
Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов.
Проведение конкурсов «Лучший чтец», «Лучший переводчик», «Знаток татарской грамматики» «Первая проба пера -«Илһамлы каләм», «Татар малае», на лучший проект по языкознанию и литературе.
Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
Создание языкового портфолио ученика
Подготовка к итоговой аттестации.
Образец языкового портфеля.
Языковой портфель (или Портфолио) позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на родном (татарском) языке и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии и новых знакомствах в будущем.
Стратегия работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей я начинаю в с учащихся начальных классов, с которыми веду занятия, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших задач учителя, оработающего в начальных классах.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Условиями успешной работы с одаренными учащимися являются следующие мероприятия:
Осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
Я считаю, чтобы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:
увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
В работе с одарёнными детьми я использую различные приёмы, формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии.
Формы, используемые мною при работе с одаренными учащимися:
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
внеурочная деятельность;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
научно-исследовательские конференции;
использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком –индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам. конкурсам, проектам, исследовательским работам)
План индивидуальных занятий с ребёнком включает в себя следующие направления:
1. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
1) название темы,
2) план изучения темы,
3) основные вопросы,
4) понятия и термины, которые он должен усвоить,
5) список необходимой литературы,
6) формы контроля,
7) задания для самопроверки.
Если ребёнок не очень загружен по другим предметам, для анализа результатов работы оформляем следующую таблицу:
предмет (татарский язык)
дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактически затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
Работа с одаренными учащимися проводится в двух формах – в урочной и внеурочной.
УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению татарского языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, упражнения и контроль материала по различным видам деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, ресурсы интернета),
Одной из первых методических тем, взятых мной для изучения, была тема «Активизация учебной деятельности при обучении языку через дифференциацию и индивидуализацию». Использование такой технологии позволяет развивать навыки и умения каждого ученика при разной степени обучаемости и реализовать в полной мере творческий потенциал без перегрузок.
Дифференциация и индивидуализация
На уроках я стараюсь использовать разноуровневые задания,
индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению родного языка.
Мною разработаны разноуровневые тесты по грамматике, татарской литературе.
Одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам на татарском языке.
При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организую дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке
«Сильные» дети могут в рамках урока проводить “веселые минутки” или в классе проводить викторины, конкурсы. Например,. ученик получил от учителя задание сделать доклад о малознакомом детям писателе, проработал массу литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.
Такие дети составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.
На среднем этапе обучения применяю лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить: а) найти ошибку в предложении; б) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу; в) расставить предложения в тексте в нужном порядке.
На старшем этапе обучения успешно использую технологию дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:
1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;
2) дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.
Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.
Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.
Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними. Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть в после урочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.
В послеурочное время я даю какую- либо дополнительную информацию по данной теме или, объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, или если ребёнок пропустил уроки по уважительной причине.
Внеурочная деятельность.
Развитие познавательного интереса к изучению татарского языка у одарённых школьников
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Так как индивидуальная работа проводится в малых группах, я работаю индивидуально, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
проведение предметной недели родного языка;
проведение олимпиад по татарскому языку и татарской литературе;
конференции;
проведение творческих конкурсов;
выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на родном языке;
проведение КВН, интеллектуальных игр, экскурсии по школе;
конкурсы на лучшую творческую работу «Илһамлы каләм»; и т.д.
При работе с одаренными учащимися я использую много дополнительного материала. Это пособия по литературе, чтению, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче ЕРТ, ГИА. Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. Активно использую инновационные технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Мной разработана программа для внеклассных занятий для 6 класса. Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников, поэтому мои ученики являются призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады по татарскому языку и литературе, различных региональных и муниципальных конкурсов.