СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы (материал к собранию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд компонентов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильный режим, оборудование места для занятий, определение порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, работать, не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть. Конечно, это перечисление нельзя считать исчерпывающим. Каждый думающий родитель сможет без труда продолжить его. Это, конечно, и нормальный сон, и выключенный телевизор и т.д. Мы остановимся на тех, которые игнорируются взрослыми и являются источником грубых психологических ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы (материал к собранию)»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(материалы к родительскому собранию)



Правильная организация учебной работы включает в себя ряд компонентов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильный режим, оборудование места для занятий, определение порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, работать, не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть. Конечно, это перечисление нельзя считать исчерпывающим. Каждый думающий родитель сможет без труда продолжить его. Это, конечно, и нормальный сон, и выключенный телевизор и т.д. Мы остановимся на тех, которые игнорируются взрослыми и являются источником грубых психологических ошибок.

Как усадить школьника за уроки

Начнём, пожалуй, с умения регулировать собственное поведение. Произвольность поведения в дошкольный период связано с этим обстоятельством. Неумение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятельности.

Возьмём конкретный пример из нашего класса. По словам нескольких родителей у них трудность усадить ребёнка за уроки и в определенное время, и чтобы сразу включить его в работу, т.е. исключить долгую «раскачку». Для некоторых наших детей это уже типичный стиль. Страдают родители, но страдает, будьте, уверены, и ребёнок. В школе совсем другое в организации учебной деятельности. Здесь учитель, здесь, как правило, общий пример одноклассников действует на ребят мобилизующе. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как учитель. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он или не умет их давать себе, или не умет выполнять. Следовательно, научить детей учиться - значит научить их организовать внутреннюю умственную деятельность и своё внешнее поведение. Рассмотрим, что можно и нужно делать в таких случаях. Но сразу надо оговориться, что это долгая и нелёгкая работа, не следует ждать мгновенных результатов и опускать руки при первых неудачах.

Первый этап. Научить сосредотачиваться на выполняемом деле. Здесь помогут игры, например, лото, которая требует поддерживать внимание. Играть надо строго по правилам, без скидок на возраст. Проворонил какую-то карточку, оставил окошко не закрытым, значит, проиграл. Не позволять бросать игру и уходить, каждая программа должна быть доведена до конца. Сначала можно дать одну карточку с 6 картинками, затем, когда ребёнок научится внимательно следить за игрой и не делать пропусков, можно ввести ещё одну карточку, уже с 10-ю картинками.

Второй этап. Выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ребёнка зовут кушать, он должен немедленно прекратить игру, убрать её за собой и идти к столу (лучше заранее предупредить об этом). Совершенно недопустимо позволять игнорировать малышу родительские указания. Надо просто после первого же приглашения пойти к ребёнку и привести его с собой, не давая воли эмоциям, обращаясь с ним твёрдо и спокойно.

Конечно, ребёнок есть ребёнок. И деловитость не может быть основной чертой маленького школьника. Не нужно требовать, чтобы он всё время ходил по «струнке». Пусть у него будет свободное время, когда он предоставлен самому себе, но очень важно приучить ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой.

Вы, наверное, были свидетелями таких сцен. Ребёнок не столько ест кашу, сколько строит из неё домики и фигурки. А родители не обращают внимания. Пришёл с прогулки, снял один ботинок или валенок и пошел скакать на одной ноге по комнате с другим полуснятым валенком. Смешно. Опять без внимания. Пошел в ванну мыть руки - опять забавы с водой. Родители в таких случаях не должны быть пассивными наблюдателями. Иначе то же самое будет происходить и во время домашних занятий. Надо научить, а вернее приучить ребёнка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Справившись с этой задачей, можно начать давать ему самостоятельные поручения, которые должны быть посильны ребенку. Потом эти поручения могут перейти в постоянные обязанности. Главное, они должны быть постоянными и старшие не должны делать за ребёнка то, что он забыл или просто не захотел сделать. Умение управлять своим поведением – это общее свойство личности и выработать его в каком-то одном виде деятельности невозможно. Оно должно проявляться во всех видах деятельности. В этом случае оно распространяется и на учёбу.

Много может дать все та же игра, правила которой меняются по степени трудности. Можно загадывать друг другу у карты географические загадки: где море Лаптевых? И т.д. Нашел: +, проиграл: –. Шахматные или шашечные состязания. Полезно читать вместе книги, о чём мы с вами говорили в первом классе. Учить чинить утюг, пылесосить, убираться по дому. Не надо думать, что у школьника, кроме учебы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, который должен в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток времени свободного, напротив, приучает человека разбрасываться им. Теперь о режиме. Казалось бы, не все ли равно, в какое время ребенок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные обследования показали, что ребята, которые учатся, имеют твёрдо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Ребята признавались даже, что когда приближался час приготовления уроков, у них пропал интерес к играм. Это не случайно, конечно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий. Надо садиться за уроки в одно и тоже время. Поначалу это трудно, но потом становиться всё проще. Все беды детей от нас, взрослых, родителей, учителей.

Втягивание в работу

Важно начинать работу немедленно, т е. ускорить её первый этап, построенный на принуждении себя. В школе этим руководит учитель, но далеко не всегда это делают родители дома. Часто родители полагают, что это возрастная особенность, подрастёт – тогда, мол, научится. Это мнение лишено каких-либо оснований. Если этого не сделать, то при глубокой запущенности, занятия становятся трудными и не приятными для школьника делом, учёба превращается в отбытие тяжелой повинности. Чтобы этого не произошло, надо учить ребёнка правильно заниматься. Ребёнок должен иметь своё постоянное рабочее место. И именно место только для занятий, а не место для различных игр. Это очень и очень важно. Рабочее место должно быть удобным. Ребенок должен обязательно заниматься, сидя за столом. Естественно, свет должен падать с левой стороны (если ребенок «правша» и наоборот, если ребенок «левша») и тень правой руки не должна заслонять написанного. Необходимо сразу научить готовить все принадлежности, которые ему понадобятся. Класть их слева от себя, чтобы ничто не мешало. Приучая школьника работать, следует добиться, чтобы он работал интенсивно, чтобы не было пауз в работе над каким – то одним уроком. До поры до времени родителей это не волнует. Это потери не только во времени. Гораздо серьёзнее другое. У человека, который привык работать вяло, часто отвлекаясь, темп мыслительной деятельности намного медленнее.

Привычка работать в хорошем темпе – очень важный момент в умении правильно заниматься. Человек, долго раскачивающийся и долго отвлекающийся, по существу всегда работает вполсилы. Его мысли текут лениво и часто возвращаются к уже пройденному. А кто научен концентрироваться, работает с отдачей, полностью выкладывается, мысль его работает напряженно. В конце концов, тот или иной темп мыслительной деятельности усваивается, и становиться привычным для человека. Вот почему важно приучить школьника всегда работать интенсивно, с полным сосредоточением на выполняемой работе. Человек, усвоивший медленный темп работы, ставит предел в возможности усвоения знаний, а для человека, привыкшего к работе в быстром темпе, такие возможности по существу безграничны. Вы можете возразить, что интенсивная умственная работа сопряжена с большим внутренним напряжением. Едва ли это не вредно для школьника. Эта точка зрения ошибочна. Во-первых, объём заданий предлагается с учетом возрастных особенностей. Во-вторых, труд чередуется с отдыхом.

В каком порядке учить уроки

С письменных или устных, трудных или лёгких, интересных или скучных? Ответить однозначно трудно, т.к. не может быть единого порядка приготовления уроков, рационального для всех школьников.

Для учащихся - II классов письменные задания остаются труднее устных, т.к. пока ещё процесс написания не стал автоматическим и требует дополнительных сознательных действий ученика. Но и сам ребёнок должен самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы (письменной и устной). Пусть сам попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того как они выучены, посмотреть, согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научиться это делать более - менее безошибочно, т.е. сравнивать по трудности задания, можно будет ответить на вопрос, какие из предметов для него труднее, а какие легче.

Сложнее научиться сравнивать по трудности различные учебные дисциплины, чем какие-то конкретные задания. Научившись сопоставлять трудности различных школьных предметов, ученик будет в состоянии представлять себе сложность заданных на сегодня уроков. Постепенно, не без ошибок, ребёнок научится самостоятельно решать, в каком порядке ему следует готовить уроки.

Если ребёнок быстро включается в работу, работает вначале с подъёмом и более продуктивно, чем к концу занятий, то ему, прежде всего, необходимо делать наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более интересным занятиям.

Если же ученик втягивается медленно, если продуктивность его работы нарастает постепенно, то начинать следует с более лёгких и постепенно переходить к более трудным. Нужны небольшие перерывы в работе. Лучшее время для подготовки домашнего задания с 15.00 до 17.00.


Формирование контроля и самооценки К моменту поступления в школу у ребёнка под влиянием семьи выработан тот или иной способ самооценки и далеко не всегда он является приемлемым в школе. Представьте себе, какая самооценка складывается, например, у ребёнка, которому дома позволяли делать почти всё, что ему захотелось, или у ребёнка, который привык к тому, что любые его достижения вызывают у взрослых только восхищение. Оба названных момента требуют работы учителя с родителями. Вот и остановимся на каждом из них подробнее.

Обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать своё внешнее поведение, но ещё не умеют толком держать под контролем (и даже во 2 классе) свою умственную деятельность. А причина в непонимании ими задач контроля и самооценки. Ошибка заключается в следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребёнок садится и пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного или заменённого им слова, хотя при этом искажается смысл самого правила. Прочитав 5-6 раз, ребёнок заявляет: «выучил». И при этом ребёнок не пользуется правилом, т.е. средством контроля. По существу он не знает, выучил он правило или нет. Он будет говорить, что читал столько то раз, но когда пытается оценить, каков же результат этого чтения, здесь его оценки сплошь да рядом бывают ошибочными. Вот здесь и нужна помощь родителей. С чего здесь следует начинать? Прежде всего, необходимо довести до сознания ребёнка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его, или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребёнка все время сравнивать свою работу с каким-нибудь образцом, например, в тетради. Учитель в школе специально обучает ребят приёмам самоконтроля. Вообще, чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Я должна вас предупредить от очень большой ошибки. Не надо долго удерживать за собой функцию контроля. Самое главное – научить всему этому постепенно самого ребёнка. А иначе он не будет чувствовать ответственности за плохо выполненное задание. «Ну и что ж из того, что учительница поставила «тройку» рассуждает школьник, - ведь эту работу вчера посмотрела мама и была довольна». Аналогично ученик не чувствует вины, если забыл что-то дома: действительно, причем тут он, если портфель ему собирает бабушка. Если родители задержались на работе и вовремя не посадили его за уроки, он считает их виновными в плохой отметке и заявляет им: «Из-за вас получил двойку».

Приучив ребёнка к наиболее простым формам контроля, необходимо следить, чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже освоен. Вот обычные признаки кажущейся понятности: заявление ребёнка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила, утверждения, что в классе было всё так понятно, что повторять не надо и т.д. Все это не может служить показателем, насколько хорошо он знает материал. Первоначальное понимание ещё не обеспечивает уверенного ответа. Нужно закрепление дома. Тогда будут и прочные знания. Делая так, вы сами и ваш ребёнок в состоянии оценить самого себя и свои знания. Иначе рано или поздно придётся столкнуться с проблемой расхождения самооценки со школьной отметкой.