Выступление на педагогическом совете 28.12.2015
Кочубей Г.Н.
Организация школьного самоуправления
Предметом особого внимания в системе воспитательной работы школы стало формирование детских организации, более того, школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования.
Основным принципом этого процесса должна быть инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся.
Ученическое самоуправление в школе представляет собой одну из форм детского саморазвития и требует отдельные условия.
Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психосоциальные потребности:
- потребности в общении
- в признании
- в самоутверждении
- в самоопределении и т.д.
Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколении, через которые и передаются социальный и исторический опыт.
Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.
Цель. Взаимодействия ученического и педагогического коллектива школы – передача опыта ответственности от старших к младшим, организация воспитателем опыта самореализации воспитанника, включая в себя силу воли человека, целеустремленность, прогнозирование своего поведения в жизни, способность саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование.
Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность органов самоуправления, для создания которых необходимо:
Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников.
Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.
Учителя должны поделиться реальной школьной властью с учениками, т.е. делегировать полномочия. Без прав нет ответственности.
Какие области школьной жизни поручить детским коллективом, решает педагогический коллектив школы. Они могут быть следующими:
- Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективно творческие дела и т.д.
- Заседание клубов, пресс- конференции, встречи с политиками и другими замечательными людьми.
- Спорт и спортивные мероприятия.
- Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
- Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
- Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы в предоставлении возможности детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов.
Формы органов ученического самоуправления и их названия могут быть разнообразными: парламент, министерство, совет, комитет и др. В работе с детьми существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся.
Ученическое самоуправление может функционировать лишь в тех образовательных учреждениях, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей её организации, где каждому есть дело до каждого.
Ввести в школе самоуправление - значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяевами и действовали как хозяева.
При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться следующими принципами:
- принцип равноправия;
- принцип обновляемости и преемственности;
- принцип открытости и гласности;
- принцип демократии;
- принцип законности;
- принцип гуманности;
- принцип коллегиальности и персональности;
- принцип совета и согласия;
- принцип критики и самокритики;
- принцип распределения полномочий;
- принцип отчетности.
Эти органы должны иметь соответствующие полномочия в школе. Они кратко закрепляются в Уставе школы.
Схема функционирования детского коллектива школьной организации.
Цель: Стимулировать ученическое самоуправления и самоуправление с педагогами, ответственность учащихся за происходящие в школе события, мероприятия, дела, проявление инициативы и творчества в совершенствовании форм жизнедеятельности детского коллектива, где каждому есть дело до всех и всем есть дело до каждого, обеспечивать условия познавательной деятельности и развития нравственных качеств воспитанников.
Задачи:
Создавать необходимые условия для сплочения детского коллектива и нормирования в общении, взаимоотношении всех возрастных групп.
Прививать общечеловеческие нравственные ценности.
Приобщать детей к отечественной истории, родной культуре и искусству.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Направления деятельности |





Санитарное инспектирование | Спортивно-оздоровительные мероприятия |
Культурно-массовые мероприятия |
Консультативная помощь в групповых КТД |
Контроль за состоянием учебных принадлежностей книг; смотр «Класс высокой культуры и достойного поведения» |
Формы деятельности |




Староста; совет штаба; занятия и консультации с членами секторов | Наглядная агитация, уголок боевой и трудовой Славы (комната, музей) |
Культурно-массовые мероприятия | Коллективно-творческие дела |
Рабочие и тематические линейки; дежурство по школе, столовой, пришкольной территории |
Участие в районных, городских, областных мероприятиях (слетах, спартакиадах, выставках, олимпиадах) |
Структура органов детского самоуправления

Детская организация
Среднее звено 5-8 кл
Малое звено 2-4 кл.
Совет детской организации
Председатель детской организации
Зам. председ. детской организации
Редколлегия
Спортивный сектор
Сектор экологии
Сектор милосердия
Сектор этикета
Союз старшеклассников 9-11 кл.
Совет старшеклассников
Председатель
Руководитель отдела науки и образования
Руководитель отдела милосердия –
Руководитель отдела культуры и досуга –
Руководитель отдела здоровья и спорта -
Отдел печати –
Руководитель органов общественно полезного труда –
Отдел правопорядка и патриотического воспитания -
Секретарь
Обязанности председателя ученического самоуправления
- быть официальным представителем учеников перед преподавателями,
администрацией школы.
- координировать подготовку и проведение школьных мероприятий.
- организовать собрания школьного Совета.
- составлять отчеты о проведенных мероприятиях
- знать, чем занимается каждый член школьного Совета в конкретный момент
- создавать из членов Совета работающую команду.
Ключи к успеху:
- проводить собрание со своим советом в самом начале работы
- быть энтузиастом и оптимистом
- доверять членам Совета, работать самостоятельно
- быть готовыми к новым идеям и предложениям
- не забывать благодарить людей за достигнутые успехи
- наладить хорошие отношения и с преподавателями и с учениками.
- быть образцом для тех, от кого ждете эффективной работы.
Организация деятельности органов самоуправления
С целью привлечения учащихся к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом школы и организации внеурочной воспитательной деятельности: привлечь учителей, родителей, учащихся к работе в Совете школы. Совет проводить один раз в месяц (первый понедельник месяца)
План работы Совета:
Сентябрь – утверждение плана внеурочной работы.
Октябрь – обсуждение положения о конкурсе «Лучший ученик года»
Ноябрь – подведение итогов по проведенным мероприятиям, посвященного юбилею Н.Ф. Ватутина и акции «Ученик против наркотиков»
Декабрь – подведение итогов I- полугодия
Январь – проведение спортивных мероприятий
Февраль – подготовить и провести мероприятия, посвященного ко Дню защитника Отечества и праздник «День святого Валентина»
Март – апрель – «Жизнь дана на добрые дела»
Май – задачи и план на следующий год.
Для подготовки каждого большого дела создать оргкомитет:
- по подготовке ко Дню Учителя;
- посвящение в старшеклассники;
- по подготовке праздников начальной школы;
- дня Святого Валентина;
- Нового года;
- Последнего звонка и выпускного вечера.
Основные направления работы оргкомитета
- разработка сценариев каждого дела;
- подготовка творческих заданий для классов;
- организация репетиций;
- подведение итогов, обсуждение качества проведенного дела
Создать Советы дела (по одному представителю от каждого класса):
- ко Дню Учителя:
- ко Дню пожилых людей:
- к акции протеста «Ученик против наркотиков»