Организация учебной практики в Гуманитарном колледже
М. Асаинова
зам. директора по учебно -
производственной работе
“Успех в учении - единственный источник
внутренних сил ребенка,
рождающих энергию
для преодоления трудностей,
желания учиться”.
(В. Сухомлинский)
Учебная практика - это одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки специалистов.
В связи с этим учебно-производственная работа в колледже осуществляется в соответствии со следующими документами:
- государственными общеобязательными стандартами РК для специальностей технического и профессионального образования;
- Положением о производственной практике студентов;
- рабочими учебными планами и рабочими программами.
- приказом директора колледжа профессиональное обучение студентов организовано в общеобразовательных школах и ДДУ.
Сроки прохождения практики студентами колледжа определяются рабочими учебными планами и графиками учебного процесса, на основании которых были составлены и утверждены циклограммы по всем видам практики.
Разработанная циклограмма учебно-производственной практики студентов на каждый семестр учебного года в соответствии с Положением о производственной практике, Стандартами образования способствует совершенствованию профессиональной практики в колледже, оптимальной работе преподавателей, организованному прохождению студентами все видов профессиональной практики в базовых дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. В циклограмме отражаются сроки, база практики для каждой группы обучающихся по каждой специальности, согласованные с социальными партнерами, ответственные преподаватели соответствующей специальности.
К учебной практике относятся:
наблюдения за деятельностью школ, предусмотренные программами курсов педагогики, психологии, теории и методики воспитательной работы; эти наблюдения проводятся под руководством преподавателей соответствующих дисциплин;
Практика по компьютерной технологии;
Работа с интернетом - Специальность «Физическая культура и спорт»,
«Начальное образование»
Подготовка к практике по выбору обучающихся в соответствии со спецификой специальности;
практика по естествознанию;
медико-санитарная подготовка;
подготовка к внеклассной воспитательной, пробной, летней
преддипломной практикам;
по физкультурно-оздоровительной работе.
Подготовка к практике по выбору обучающихся в соответствии со спецификой специальности:
Специальность «Физическая культура и спорт», «Основное среднее образование»,
фольклорная практика: изучение, классификация жанров устного народного творчества по специальности 0111000 «Основное среднее образование», квалификация «Қазақ тілі мен әдебиеті мұғалімі»;
Учебной практикой руководят преподаватели колледжа.
Организация практики студентов на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
Разработана модель педагогической практики;
- организованы семинары для методистов
Разработаны рабочие программы по специальностям «Музыкальное образование», «Технология», «Дошкольное воспитание и обучение», «Изобразительное искуство и черчение»,
Подготовлены методические рекомендации для методистов и студентов по внеклассной воспитательной практике, летней, пробно, преддипломной практике.
Студенты, благодаря прохождению первой за время обучения учебной практики, получают возможность сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности.
Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает:
общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой;
изучение функций подразделений предприятия;
практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями.
В отличие от производственной практики, учебная предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.
Основными задачами педагогической практики являются:
1) изучение видов профессиональной деятельности по специальности, их функций и задач;
2) закрепление теоретических знаний и формирование на этой основе профессиональных умений, навыков и компетенций. Стимулировать интерес и любовь обучающихся к профессии учителя, воспитателя;
3) овладение инновационными технологиями передовыми методами труда и производства;
4) приобретение профессионального опыта учителя, воспитателя;
5) приобретение навыков коллективной работы, компетенций в реализации принципов управления учебно-воспитательным процессом;
6) овладение умениями планировать и организовывать разнообразную учебную деятельность детей, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с педагогическими работниками школ и дошкольных организаций.
Контроль за проведением практики осуществляется службой по учебно-производственной работе колледжа. Преподаватели по практике, осуществляющие контроль, методисты по практике, закрепленные за группами, организовывали учебно-методическое руководство практикой студентов.
Вопрос о взаимоотношении теории и практики является одним из главных вопросов подготовки специалистов в любой отрасли, в особенности в педагогической. Личность учителя, как известно, формируется в педагогической деятельности, освоение которой начинается в период профессионального обучения.
В системе «от теоретического обучения - к практике» и «от практики - к теории», обеспечивается единство деятельностного и теоретического подходов в профессиональном обучении.
Учебная практика закрепляется за кафедрой, ПЦК, заместителем директора по учебно-производственной работе, которая осуществляет подготовку специалистов по данной специальности.
Программа учебной практики разрабатывается в соответствии с требованиями образовательной программы и профилем специальности.
Подготовка к практике по технологии внеклассной работы является важнейшим этапом профессионального становления студентов. Она играет важную роль в профессиональной подготовке студентов и направлена на формирование у них первоначальных педагогических умений.
Учебная практика по подготовке к внеклассной практике - процесс и результат освоения студентами системы профессиональных знаний, осознания личностного смысла этих знаний, что максимально способствует развитию базовой компетентности (личностные качества - ответственность, мотивация к учебной деятельности, умение ставить цели и задач своей пед. деятельности, развитие компетенции в организации учебной деятельности детей) студентов 2 курса (13 групп).
В процессе подготовки к внеклассной практике развивается у студентов 2 курса (13 групп) такие компетенции как:
- профессиональное общение методистами, друг с другом как партнеры, ;
- в организации работы с детьми;
- создании в педагогических целях воспитательной среды на классных часах;
- профессионального самообразования в ходе практики.
В период практики студенты 2 курса, изучая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, проектируя и осуществляя продуктивную деятельность, самостоятельно разрабатывали разные виды классных часов.
Контроль, наблюдение за деятельностью студентов на практике, анализ их работы, а также итоги анкетирования показывают, что:
Понимая важность практики, студенты чувствуют уверенно себя в преддверии практики, знают как вести себя на практике в школе, смогут в конкретной ситуации использовать те знания, которые необходимы в процессе практики 14 групп 2 курса по специальности:
«Физическая культура и спорт» - 2фвр, 2фвк;
«Технология» - 1тех;
«Начальное образование» - 2ка, 2кб,2ша, 2шб;
«Основное образование» (2ая, 2ар, 2пкял, 2ивтк, 2ивтр);
2муз, 2изо;
Студенты учатся стратегии общения с учениками, изучали работу классного руководителя, под руководством методистов изучали схемы наблюдения за поведением учеников на уроке и на перемене, методики диагностики, готовить классные часы.
Мы понимаем, что это подготовка к первой профессиональной практике студентов в роли учителя, поэтому естественно есть студенты, которые чувствуют себя недостаточно уверенно, испытывают беспокойство в проведении классных но с другой стороны, осознавали поддержку и понимание со стороны методистов, преподавателей.
Радует, что студенты видят и отмечают свои успехи на практике по специальности:
- «Физическая культура и спорт» - 44 из 51 студента (86.2%) групп 2фвр, 2фвк;
- «Основное среднее образование» 111 студентов из 117 – 94.8% (24 из 25 студента гр.2ивтк, 21 студент из 22 группы 2ивтр; 2ая из 27 студентов -3, 2ар из 19 студентов -1, 2пкял -24);
В. Сухомлинский писал, что "Удивительно и непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, как воспитать культуру в самом себе».
Поэтому мы стремимся в процессе практики поднимать ценность самого студента, его статус, как в его собственных глазах, так и окружающих, акцентировать внимание на культуру внешнего вида, общую, в т.ч. речевую культуру студента.
Потому что ценность в отличие от нормы предполагает выбор; именно поэтому в ситуации выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-ориентационному компоненту культуры человека. Что ценного есть в системе взаимоотношений «Преподаватель – студент», «Студент – студент»? И эту ценность должен видеть, чувствовать и осознавать сам студент. Поэтому закономерно воспитывать студентов на каждом занятии, классных часах, в процессе каждодневного общения как вести себя на практике, с детьми, учителями, методистами, как практикант, студент, девушка, юноша, в школе, колледже и в жизни, учить ценить сформированные позитивные отношения и себя в этих отношениях. И не будет места негативным мыслям в сознании студентов.
Важная составляющая профессиональной подготовки студента - ментальность его восприятия всего многообразия жизни, и в том числе процесса обучения, практики. Ментальность влияет и на его отношения к учебе в колледже, на характер адаптации студентов в профессиональной среде, на характер действий на практике, на его взаимоотношения с детьми, учителями, методистами, с другими практикантами, формирование представлений о характере труда будущего педагога, соприкасается с проблемой самореализации обучающегося в будущей профессиональной деятельности.
Отрадно, что студенты видят и отмечают свои успехи на практике по
по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» 107 студентов 5 групп 2 курса (25 из 26 студентов гр. 214к, 20 из 25 студентов гр. 213ка, все 23 студента гр.213кб, 20 из 25 студентов гр. 213кд, из 20 студентов 19 группы 213ра).
Так, студенты отмечают, готовясь к практике, узнают новое, учатся вести себя на практике детском саду. В тоже время, беседуя со студентами, выясняем, что некоторые не могут отметить свои достижения, не могут провести рефлексию за день практики, а студент должен видеть прирост своих знаний, работать над развитием своей профессиональной компетентности.
Так, в отчете Еске Раиса 213ра группы, анализируя итоги практики пишет: «В начале мне было сложно перебороть страх, чувства растерянности, но уже со второго дня практики адаптировалась, начала находить общий язык с детьми».
Поэтому в колледже мы стремимся закладывать основы их психолого-педагогической компетентности. К примеру, грамотный, осведомленный человек знает, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации, а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в организации деятельности, решении ситуаций и проблем на практике.
Содержание педагогической практики студентов направлено на формирование базовых педагогических умений будущих педагогов, таких как анализ учебно-воспитательного процесса; организовывать собственную продуктивную деятельность, осуществление педагогического общения с учителем и учащимися. Студенты в процессе профессиональной подготовки должны освоить нормы социального поведения учителя, воспитателя, их ролевые функции, оправдывать ежедневно свои социальные ожидания.
В процессе учебной практики студенты по специальности групп 2ая, 2пая в соответствии с планом подготовили классные часы развивающего, содержательного характера, с использованием наглядности и слайдов. Каждое мероприятие было построено методически грамотно, отличалось нестандартным подходом, рациональностью выбора методов и средств обучения, наглядностью и применением информационных технологий. Классные часы, подготовленные студентами, были утверждены методистами по практики, оформлены в портфолио.
В процессе практической работы по составлению характеристики на ученика, классный коллектив, использовании методик психолого-педагогической диагностики студенты учились ответственности, работе с документами.
На учебной практике студенты по квалификации «Учитель иностранного языка», в процессе индивидуальной и групповой работы, используя игровые технологии, готовили разноуровневые задания, стремились дифференцированно применять элементы технологий.
Профессиональная подготовка студентов - это процесс и результат освоения ими системы профессиональных знаний, осознания личностного смысла этих знаний. Так, методисты А. Алпысбаев, Абенов М.Т., Ахетов, Ильясов Ж.И., Малькей А. по специальности «Физическая культура и спорт» в ходе практики стремились актуализировать у студентов ключевые компетенции в планировании уроков физкультуры; учили грамотно предъявлять требования, показывая, объясняя, как правильно выполнять упражнения, наиболее сложные элементы гимнастики, акробатики, спортивных игр; анализировать уроки, реализовывать коммуникативные навыки в общении с детьми, учителями школ.
В процессе практики студенты групп 3 ивтк, 3ивтр по специальности «Основное среднее образование» в сш№32, 22, 30,16 продемонстрировали хорошее владение методикой преподавания информатики.
В ходе практики, при подготовки уроков практиканты использовали элементы проектной технологии, игровые технологии, групповые технологии, элементы индивидуального обучения. Структура каждого урока на каждом этапе хорошо продумана, соответствовала требованиям
Для контроля знаний учащихся студенты учились использовать различные виды электронных тестовых оболочек, которые дали возможность мгновенно увидеть результат знаний, как учащимся, так и учителю. В ходе практики студентами использовались информационные технологии, использовали презентации, работали с интерактивной доской, мутимедийными средствами.
В течение практики студенты групп по специальности «Начальное образование» (Қалабаева Н.Б., М.Едресова, Жиенбаева Ш.О., Жантореева Ж.Ж. Шакирова Г.Н., Джайлаубаев), 3ша (Доскенова Р.М., Дядич С.П. Ким И.Н. Маканова Р.К., Оразбаева А.Ш.) отрабатывали практические навыки составления плана - конспекта уроков, при анализе уроков особое внимание было уделено типологии уроков, особенностям проведения уроков в технологии развивающего обучения, стратегии развития критического мышления, применению ИКТ. При составлении плана - конспекта четко прослеживались все этапы урока, при объяснении нового материала были применены элементы новых педтехнологий, но в основном практиканты применяли технологию развивающего обучения.
В целом, все уроки были построены методически грамотно, студенты смогли дать объективную оценку каждому этапу урока, студенты актуализировали свои знания по основным направлениям работы учителя начальных классов, вырабатывали свой стиль общения с детьми и учителями.
Продолжительность рабочего дня обучающихся на учебной практике составляет 6 часов. По окончании учебной практики обучающимся выставляется оценка на основании текущего контроля его работы в период практики.
В течение учебного года осуществлялся мониторинг прохождения профессиональной практики.