Организация уроков столярного дела для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе школы.
Слабоднюк Н.А учитель профессионально трудового обучения
по профилю «Столярное дело» ГОКУ СКШ№6
Имею высшее педагогическое образование, окончила ВСГАО по специальности «Олигофренопедагог». Стаж педагогической работы в данной школе 8 лет, в должности учителя столярного дела - 4 года. За проработанные годы накопила педагогический опыт по трудовому обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья.
С самого начала развития олигофренопедагогики включение уо детей в труд признавалась одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни т.к физический труд доступен уо лицам, выпускники СКШ трудоустраиваются по соответствующим профессиям.
В настоящее время осуществляю свою работу в рамках происходящих изменений и модернизации системы российского образования на ФГОС. Прошла аттестацию на I квалификационную категорию по методической теме: «Актуальные проблемы оптимизации познавательной деятельности обучающихся коррекционной школы на уроках столярного дела». Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях рынка. Большая часть моих выпускников в дальнейшем продолжают своё обучение в системе НПО.
В своей работе создала систему по организации обучения столярному делу детей с ОВЗ, которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика. Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме.
На уроках больше применяю объяснительно-иллюстративный метод изучения материала (урок - инструктаж). Использую образец изделия, который формирует оперативный образ объекта труда; операционно-технологическую карту, дающую развитие способности планировать работу; чертёж изделия, способствующий приобретению навыков разметки и самоконтроля; пооперационное разделение труда, формирующее усвоение профессиональных приёмов и двигательных навыков у учащихся; рабочий стенд наглядных пособий и дидактический материал для приобретения, закрепления и систематизации знаний.
Для успешности в обучении каждому ученику оборудовала одинаковые оптимальные условия труда, расположив весь необходимый разметочный и рабочий инструмент на верстаке. Разработала и подготовила рабочий стенд наглядных пособий, изготовила с учащимися необходимые образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты почти по всем темам программы. Создала систему хранения всего наглядного материала и работ учащихся. Это позволяет стабильно в течение ряда лет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству, что впоследствии способствует успешной социальной адаптации выпускников нашей школы.
По программе I варианта В.В. Воронковой, разработала рабочую программу профессионально - трудового обучения по профилю «Столярное дело» для 5-9 классов с учётом национально-регионального компонента и психофизических особенностей каждого классного коллектива. В процессе урока развиваю и корригирую основные психические функции воспитанников, создаю коррекционную направленность уроков. При выполнении практических заданий в группах и звеньях комплектую их так, чтобы занятия проходили с наибольшей отдачей и оптимальной нагрузкой на ученика. Для этого делю учащихся на подгруппы в зависимости от интеллектуальных особенностей и возможностей учеников. Оптимально дозирую умственную и физическую нагрузку учащегося, имея в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций. Применяю различные способы контроля и самоконтроля, учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетичный вид изделия. Прививаю навыки трудолюбия и усердия, таким образом, формирую востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни.
Во время занятий создаю комфортный морально-психологический климат. Использую тренажёры для развития мелкой моторики рук. Осуществляю мониторинг качества обученности воспитанников по профилю «Столярное дело». Для этого разработала тесты, четвертные и годовые контрольные работы, с 5 по 9 класс, состоящие из теоретической и практической части. По итогам, которых отслеживаю уровень усвоения знаний, профессионально-трудовых навыков, умений по теоретической и практической деятельности каждого ученика и всего класса. Уровень обученности по столярному делу с 7 по 9 класс за последние три года по итогам контрольных работ составил 82,3%. По результатам экзаменационных работ средний показатель обученности составил 4,3 балла. О хорошем уровне обученности по профилю «Столярное дело» свидетельствуют результаты обласных конкурсов «Олимпиады», на котором учащиеся занимали призовые места. Планирую составить рабочую программу по дополнительному образованию «Резьба по дереву». Организовать выставку изделий учащихся. Лучшие работы учеников планирую ежегодно демонстрировать и продавать на школьных ярмарках - масленице.
Как заведующая мастерской постоянно веду работу над усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета, систематизацией накопленного дидактического и коррекционно-развивающего материала по предмету.
Особенности трудовой деятельности
К концу обучения (4-5лет) почти все ученики овладевают в достаточной мере рабочими операционными навыками и могут выполнить довольно сложные комплексные работы. Почти все затруднения у учащихся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими-либо умственными задачами: ориентировка в задании, планирование его выполнения, контроль. Наиболее типичной особенностью для большинства учеников является низкий уровень самостоятельности в преодолении затруднений. Только около2 % может более или менее самостоятельно выполнить задание от начала до конца. Большинство нуждаются в помощи. Многие обращаются за помощью к учителю по своей инициативе, а некоторые прекращают работу и пассивно ожидают её. В тоже время только немногие продолжают работу, не замечая явного брака. Часто встречается неправильное использование инструкции. Ученик прочитывает инструкцию быстро, один раз, после чего, осознавая только конечную цель работы, сразу же приступает к работе.
Вывод : Трудовые задачи наиболее доступны УО детям, здесь они чаще всего испытывают успех, практические результаты труда, их полезность также способствуют формированию и закреплению положительной мотивации. Для трудовой адаптации УО выпускников большое значение имеет умение работать в коллективе, умение получать помощь. При правильной организации труд становится эффективным средством физического, умственного и нравственного развития.