Организация внеклассной работы по математике в Архангельском городском лицее имени М.В. Ломоносова (из опыта работы)
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, так как целью её является не только осветить тот или иной вопрос, но и заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу.
Внеклассные занятия создают наиболее благоприятствующие условия для развития творческих способностей школьников. Развитие творческих способностей учащихся связано, как считает В.А. Крутецкий, с самостоятельным творческим овладением математикой, с самостоятельной постановкой несложных математических проблем, с нахождением путей и методов их решения, с «изобретением» доказательств теорем, самостоятельным выводом формул, с нахождением оригинальных способов решения задач. Все вышеуказанные пути формирования творческих способностей школьников положены нами в основу построения (отбора содержания и организационных форм) внеклассной работы в Архангельском городском лицее.
Наиболее приемлемыми формами внеклассной работы с целью реализации развития творческих способностей учащихся в лицее можно выделить следующие:
- «Дни науки», где школьники делают сообщения на различные темы, включая проведённые самостоятельно исследования, предлагая оригинальные способы решения стандартных и нестандартных задач;
- Методические недели по предметам, в том числе недели математике, физики и информатики;
- Спецкурсы и факультативы «Коллективный ученик» при заочных физико-математических школах университетов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга;
- Проведение необычных уроков: «Урок-бенефис», «Урок защиты домашнего задания», бинарных уроков, таких как, например: «Магия чисел в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» (по математике и литературе); урок по геометрии и физике на тему «Векторы», Урок «Математика + Биология», театрализованный урок «Математические сказки Шахерезады», на которых от учащихся требуется умение осуществлять перенос знаний и умений из одной предметной области в другую.
Остановимся подробнее на организации и проведении методической недели по математике, физике, информатике в лицее.
Начинается неделя с красочного объявления, где указаны все конкурсы, игры, соревнования по математике, физике и информатике, КВНы, фотоконкурсы и т.д.
1 день называется «Таблица умножения». В этот день все учащиеся при входе в лицей получают пример из таблицы умножения. Это позволяет привлечь каждого ученика к активному участию в неделе, а также вспомнить то, что в настоящее время при массовом использовании калькулятора забывается. Эти вопросы вызывают бурю эмоций у ребят.
2 день: «Конкурс на лучшего устного счётчика». В этот день во всех классах в начале первого урока в течение 5-7 минут учащиеся решают различные примеры, причём они должны считать устно и записать только ответ. По количеству верных ответов в каждой параллели выявляются лучшие счётчики.
3 день: Игра «Математический поезд» для учащихся восьмых классов. В школе четыре восьмых класса. Создаются команды по 7 человек от каждого класса, которые получают путеводный лист движения по «станциям». Станции называются: «Рыболовная» - вопросы для каждого участника записаны на карточках в виде рыбок; «Римские каникулы» - здесь предлагаются задачи, связанные с римскими цифрами; «Угадай-ка» - здесь учащиеся должны показать умение разгадывать кроссворды по математике и физике; «Спички – детям не игрушка», где решаются нестандартные задачи со спичками и т.д. Оценивается правильность решения, время присутствия на станции, подводятся результаты в баллах и выявляется победитель.
4 день: Игра для девятых классов «Математическая биржа». Команды по 6 человек с увлечением зарабатывают «деньги», решая самые разнообразные задачи на проценты.
5 день: Игра для десятых классов «Устами младенца». Она напоминает телевизионную игру, где «малыши» задают вопросы, есть перерывы на рекламу, но все объяснялки построены на математическом содержании.
В ходе недели математики всегда проходит Международный конкурс-игра «Кенгуру», в котором участвует более 30% учащихся лицея.
Кроме этого, проводятся конкурсы по классам:
-Конкурс пословиц и поговорок, в которых содержан числа, математические и физические явления и понятия;
-Конкурс “Софизмов”;
-Игра “Буквоед” по информатике;
-Конкурсы стихов, сказок, рекламы по математике, физике, информатике;
-Конкурс “Оригами”;
-Конференция “Загадки атома” для 11 классов;
-Конкурс “Лучший художник”, где школьники рисуют фигурки по точкам с заданными координатами. Этот конкурс нравится даже одиннадцатиклассникам.
-Шахматно-шашечный турнир.
Кроме того, во время этой недели, каждый желающий может принести баллы своему классу, решая индивидуально задания на плакатах, развешанных на этажах: ребусы, задачи на сообразительность, геометрические построения, изготовление различных макетов, предлагая свои оригинальные задачи, участвуя в классной и школьной олимпиаде и т.д.
Все школьники участвуют также в оформлении школы: каждый класс находит и печатает высказывания по математике или физике известных учёных, смешные истории на уроках и др.
По окончанию проведения такой недели подводятся итоги, подсчитывается общее количество баллов для каждого класса, выдаются грамоты учащимся за победы в отдельных конкурсах и приз победившему классу.
Неделя проходит ярко, эмоционально, школьники с удовольствием участвуют во всех конкурсах, узнают много нового, радуются своим успехам и успехам других лицеистов. Всё это позволяет формировать устойчивый интерес к математике и развивать, в том числе, и творческие способности.
В рамках этой статьи мы лишь остановились на отдельных, наиболее приемлемых, формах проведения внеклассной работы с учащимися в лицее. Но не менее важное значение имеет отбор содержания, направленный на реализацию вышеуказанных задач.