СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация военно-патриотического движения учащихся

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Организация военно-патриотического движения учащихся»

Организация военно-патриотического движения в училище как условие воспитания гражданина России

Организация военно-патриотического движения в училище как условие воспитания гражданина России

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро­вание у детей любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт гражданина и всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль учебного заведения в воспитании гражданина невозможно переоценить.
  • Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро­вание у детей любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт гражданина и всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль учебного заведения в воспитании гражданина невозможно переоценить.
По мере взросления у учащихся, как отмечают ученые исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Поэтому педагогическое исследование по проблеме «Организация военно-патриотического движения в училище как условие воспитания гражданина России» и является актуальным .
  • По мере взросления у учащихся, как отмечают ученые исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
  • Поэтому педагогическое исследование по проблеме «Организация военно-патриотического движения в училище как условие воспитания гражданина России» и является актуальным .
Структура организации  военно-патриотического  движения в школе Цель исследования Задачи   Объект исследования Предмет исследования Гипотеза исследования  Методы исследования

Структура организации

военно-патриотического

движения в школе

Цель исследования

Задачи

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза исследования

Методы исследования

Цель исследования - выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся.

Цель исследования - выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся.

Задачи:  - обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;  - выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников;  - показать эффективные формы воспитания патриота в школе.

Задачи: - обосновать задачи и принципы патриотического воспитания; - выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников; - показать эффективные формы воспитания патриота в школе.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования: Организация военно-патриотического движения в школе – необходимое условие воспитания гражданина России. Можно предположить, что если в рамках школьного дополнительного образования разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:  -повысить уровень ответственности у школьников за будущее страны;  -сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;  -сформировать устойчивую потребность у подростков к всестороннему развитию;  -развивать постоянный познавательный интерес у школьников к истории своей страны, своего народа.

Гипотеза исследования: Организация военно-патриотического движения в школе – необходимое условие воспитания гражданина России. Можно предположить, что если в рамках школьного дополнительного образования разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты: -повысить уровень ответственности у школьников за будущее страны; -сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни; -сформировать устойчивую потребность у подростков к всестороннему развитию; -развивать постоянный познавательный интерес у школьников к истории своей страны, своего народа.

Методы исследования:  -изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;  -наблюдение за деятельностью школьников; беседа;  -проведение мониторинга эффективности военно-патриотического воспитания;  -анализ мероприятий военно-патриотического воспитания различных уровней;  - ведение индивидуальных карт учащихся по формированию гражданских качеств.

Методы исследования: -изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования; -наблюдение за деятельностью школьников; беседа; -проведение мониторинга эффективности военно-патриотического воспитания; -анализ мероприятий военно-патриотического воспитания различных уровней; - ведение индивидуальных карт учащихся по формированию гражданских качеств.

  • Примерное распределение обязанностей между членами педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию.
  • Директор :
  • направляет деятельность педагогического коллектива и школьных общественных организаций и руководит всей работой по военно-патриотическому воспитанию в школе;
  • планирует основные мероприятия по военно-патриотической работе, организует и контролирует их выполнение;
  • организует и готовит обсуждение вопросов военно-патриотического воспитания на заседаниях педагогического совета, родительского комитета;
  • принимает необходимые меры по материальному обеспечению проводимых мероприятий;
  • организует методическую работу с лицами, занимающимися военно-патриотическим воспитанием, и направляет их на семинары, курсы и другие мероприятия по повышению квалификации.

  • Преподаватель-организатор ОБЖ :
  • совместно с заместителем по воспитательной работе участвует в планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию (военно-спортивные игры, походы, стрелковые соревнования, соревнования по гражданской обороне);
  • оказывает методическую и практическую помощь классным руководителям и общественным школьным организациям в проведении военно-патриотической работы;
  • руководит подготовкой актива из числа учащихся 9-10 классов для проведения военно-патриотической работы со школьниками младших классов;
  • руководит работой стрелковых и военно-патриотических кружков, привлекая для проведения занятий учителей, родителей, проводит занятия в одном или нескольких кружках;
  • поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, штабом ГО и ЧС.

  • Заместитель директора по воспитательной работе :
  • осуществляет мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся во внеучебное время;
  • контролирует и координирует деятельность классных руководителей и оказывает им постоянную помощь в организации военно-патриотической работы с учащимися;
  • помогает молодёжным организациям в проведение массовой патриотической работе и привлекает к ней в порядке шефской помощи актив родителей и общественные организации;
  • поддерживает постоянный контакт с преподавателем-организатором ОБЖ в организации военно-патриотической работы с учащимися.
  • Классный руководитель :
  • планирует, организует и руководит всей работой по военно-патриотическому воспитанию в классе;
  • участвует в проведении общешкольных мероприятий;
  • обеспечивает активное участие школьников в различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию;
  • помогает заместителю по УВР и преподавателю-организатору ОБЖ планировать и проводить работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся и привлекать старшеклассников к проведению военных игр и руководству кружками в младших классах.
  • Учитель :
  • использует учебный материал по своему предмету во внеклассной работе по военно-патриотическому воспитанию;
  • руководит работой кружка по предмету, максимально используя кружковые занятия для проведения военно-патриотического воспитания;
  • помогает организовать читательские конференции, вечера, конкурсы, смотры, выставки, встречи, просмотры и обсуждения кинофильмов и т.д. на военно-патриотические темы.
  • Конкретное распределение обязанностей между членами педагогического коллектива определяется с учётом интересов, возможностей, знаний отдельных учителей .
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.  Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:  -Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи -Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите. -Изучение истории и культуры Отечества и родного края. -Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества. -Передача и развитие лучших традиций российского воинства. -Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде. -Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни. -Участие в подготовке учащихся к военной службе. Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

-Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи

-Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.

-Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

-Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.

-Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

-Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.

-Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.

-Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.  При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения. Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.  Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию.

ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.

Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию.

К прин­ципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:

- укрепление единства и целостности Российской Федерации;

- учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

- сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

- содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

- развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

- обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

- укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

- сочетание в воспитании национально­го, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

- обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

- предотвращение межнациональных конфликтов;

- учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

- сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

- распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;

- учет национальных культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

- сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Си­бири и Дальнего Востока;

- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

- предотвращение межнациональных конфликтов;

- учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

- сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Военно-патриотическое воспитание в МОУ СОШ №5 осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету” Основы военной службы, ОБЖ” проводятся по программе общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А.Т.Смирнова с учащимися 5,6,7, 10,11 классов по 1 часу в неделю и в часы тьюторской работы тьюторами по разделам: -Армия России – история и традиции. -Огневая подготовка. -Строевая подготовка -Общевоинские уставы. -Военная топография. -ОБЖ и гражданская оборона, а также в течение учебного года планируются и проводятся 5-ти дневные полевые занятия с юношами 11 классов.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Военно-патриотическое воспитание в МОУ СОШ №5 осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету” Основы военной службы, ОБЖ” проводятся по программе общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А.Т.Смирнова с учащимися 5,6,7, 10,11 классов по 1 часу в неделю и в часы тьюторской работы тьюторами по разделам:

-Армия России – история и традиции.

-Огневая подготовка.

-Строевая подготовка

-Общевоинские уставы.

-Военная топография.

-ОБЖ и гражданская оборона, а также в течение учебного года планируются и проводятся 5-ти дневные полевые занятия с юношами 11 классов.

Моя работа по военно-патриотическому воспитанию школьников основана на реализации «Модифицированной образовательной программы по общефизической подготовке с углубленным изучением пулевой стрельбы». УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п.п Разделы I Количество часов по годам обучения Пулевая стрельба II I год II год 72 Всего часов Основы военной службы III 72 Физическая подготовка 72 Итого 144 72 72 72 216 144 144 216 432

Моя работа по военно-патриотическому воспитанию школьников основана на реализации

«Модифицированной образовательной программы по общефизической подготовке с углубленным изучением пулевой стрельбы».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п.п

Разделы

I

Количество часов по годам обучения

Пулевая стрельба

II

I год

II год

72

Всего

часов

Основы военной службы

III

72

Физическая подготовка

72

Итого

144

72

72

72

216

144

144

216

432

Цели и задачи программы :

Целью модифицированной образовательной программы по общефизической подготовке с углубленным изучением пулевой стрельбы, является:

- Вооружение учащихся современными знаниями о месте и значении вида спорта в Российской системе физического воспитания.

- Формирование у них профессиональных умений, позволяющих решить задачи обучения и начальной спортивной подготовки в различных звеньях физкультурного движения.

- Гармоничное развитие личности, подготовку учащихся к трудовой деятельности.

- Формирование умения определить свое призвание в сложных экономических условиях жизни, а также воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи

1.Формирование социальной и коммуникативной компетентности на основе систематических занятий по общефизической подготовке с углубленным изучением пулевой стрельбы.

2.Формирование устойчивого интереса, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.

3.Формирование системы взглядов, принципов, убеждений, нравственных ценностей, определяющих возложенные на гражданина обязанности по вооруженной защите государства.

4.Направленное формирование личности в процессе физического и духовного воспитания.

Пропагандируем успехи лучших спортсменов школы. Всего в различных спортивных секциях школы занимается 265 ребят.  Ежегодно в феврале мы проводим военно-спортивный праздник, посвящённый годовщине Российской Армии, на котором кроме чисто спортивных состязаний обязательно включаются элементы из военной подготовки: одевание противогазов и действие в них на время;  -стрельба из пневматической винтовки;  -разборка, сборка автоматов на время;  -военизированная полоса препятствий:  -оказание помощи “пострадавшему” и его эвакуация.

Пропагандируем успехи лучших спортсменов школы. Всего в различных спортивных секциях школы занимается 265 ребят. Ежегодно в феврале мы проводим военно-спортивный праздник, посвящённый годовщине Российской Армии, на котором кроме чисто спортивных состязаний обязательно включаются элементы из военной подготовки:

одевание противогазов и действие в них на время;

-стрельба из пневматической винтовки;

-разборка, сборка автоматов на время;

-военизированная полоса препятствий:

-оказание помощи “пострадавшему” и его эвакуация.

Результативность деятельности по организации военно-патриотического движения в школе: 1. Создана система по организации военно-патриотического движения в школе; 2. Разработана и внедряется на базе СОШ №5 модифицированная образовательная программа по общефизической подготовке с углубленным изучением пулевой стрельбы; 3. Модернизировано календарно-тематическое планирование по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»; 4. Вырос уровень физических показателей учащихся:  1 группа 90 %  2 группа 88 %  5. Повысился уровень технических показателей:  1 группа 93 %  2 группа 90 %

Результативность деятельности по организации военно-патриотического движения в школе:

1. Создана система по организации военно-патриотического движения в школе;

2. Разработана и внедряется на базе СОШ №5 модифицированная образовательная программа по общефизической подготовке с углубленным изучением пулевой стрельбы;

3. Модернизировано календарно-тематическое планирование по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»;

4. Вырос уровень физических показателей учащихся:

1 группа 90 %

2 группа 88 %

5. Повысился уровень технических показателей:

1 группа 93 %

2 группа 90 %

Возросли результаты участия в соревнованиях различного уровня  Уровень участия в соревнованиях 2006 - 2007 Первенство школы № 5 Школьные соревнования посвященные – «Дню защитника Отечества!»- среди юношей 7 – 9 классов. – 1 место. Центр «АЛЬФА» Соревнования «А, ну-ка парни!» посвященные дню защитника Отечества, среди учебных групп – 2 место. Районный Районные соревнования отрядов юных патриотов «Юный патриот! Своими делами славь Отечество!» - 1 место. Окружной Х Окружная военно-спортивная игра «Командарм» - 1место.

Возросли результаты участия в соревнованиях различного уровня

Уровень участия

в соревнованиях

2006 - 2007

Первенство школы № 5

Школьные соревнования посвященные – «Дню защитника Отечества!»- среди юношей 7 – 9 классов. – 1 место.

Центр «АЛЬФА»

Соревнования «А, ну-ка парни!» посвященные дню защитника Отечества, среди учебных групп – 2 место.

Районный

Районные соревнования отрядов юных патриотов «Юный патриот! Своими делами славь Отечество!» - 1 место.

Окружной

Х Окружная военно-спортивная игра «Командарм» - 1место.

Профессия – Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

Профессия – Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

 ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ!

ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ!