Сообщение на тему:
Организация взаимодействия с детьми в рамках экологического просвещения.
Подготовила: учитель биологии МКОУ Покровская СОШ
Куралесова Наталья Сергеевна
Воспитание экологической культуры учащихся общеобразовательной школы в рамках основного и дополнительного образования
Хочу представить вашему вниманию комплексную систему работы по экологическому образованию и воспитанию школьников в урочной и внеурочной деятельности по биологии.
Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Переоценка идеологических и социальных ценностей, отсутствие новых сформированных общественных ориентиров в идеологии и воспитании привело к массе негативных явлений в среде молодежи и подростков. Тем не менее, общечеловеческие ценности, такие как: жизнь, физическое и психическое здоровье человека, комфортность его жизненных условий и гармоничные взаимоотношения с окружающим миром остаются незыблемыми. Не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления.
Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, мною была поставлена Цель: Организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной работе по биологии.
Задачи:
1.Сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
2.Повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;
3.На основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей Стране;
4.Путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.
Контингент учащихся – основная образовательная ступень общеобразовательной школы. Каждый из структурных компонентов системы педагогического взаимодействия внутри школьного коллектива выполняет свою воспитательную роль, поэтому работа системы будет эффективной, в случае ее применения в данном комплексе.
Характеристика структурных элементов системы.
Основная программа биологического образования сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов. Практически все уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, статистические материалы и лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы). Лабораторные и практические работы так же в основном проводятся с использованием местных объектов флоры и фауны. Практикуется проведение уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов. В систему уроков введено большое количество лабораторных и практических работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Практикуется проведение «уроков под открытым небом» по изучению отдельных тем, в виде экскурсий в природу. Но данная форма занятий слишком привязана к сезонам года и погодным условиям. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и др. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на всех уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков и т.д. Данная работа направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 5 классе на уроках природоведения очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического воспитания делается опора на краеведческий материал. Учащиеся, несмотря на младший возраст, с удовольствием готовят сообщения, мини-рефераты по данной тематике. При изучении темы «Земля» проводится экскурсия по изучению местных горных пород, которую можно провести даже заранее, в зависимости от погодных условий, а позже вернуться к обсуждению ее результатов. Как правило, ребята по этой теме чаще всего берут задания на лето, творчески подходят к оформлению коллекций. Очень актуальным получается урок, посвященный полезным ископаемым, который так же проводится на местном краеведческом материале, красной нитью проходит на нем тема бережного, рационального использования природных ресурсов, тема охраны окружающей среды. В темах «Жизнь на Земле» и «Человек на земле»
В 6 классе при изучении ботаники, в виду сокращения программы и часов по предмету, эффективно используются ИКТ, которые позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение растений, проведение лабораторных работ проводится с использованием местного флористического материала, исключение только в случае необходимости и в качестве иллюстративного материала. Особое внимание уделяется возделываемым местным культурам. Такие темы как: «Разнообразие, значение, распространение растений», «Природные сообщества», «Влияние деятельности человека на растительный мир» и т.д. проводятся в виде экскурсий. «наша жизнь зависит от растений нашей планеты, и если ты в данный момент, ни чем не можешь помочь лесам Амазонии, то растениям соседнего леса, луга, парка – ты помочь можешь».
Проведение уроков зоологии в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. Работа в группах осуществляется с опорой на учащихся-кружковцев, которые активизируют познавательную деятельность в команде. Практикуется использование ИКТ, элементы опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов.
В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применяются уроки-практикумы, лекционно-реферативные уроки. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ.
При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида ( при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».
В последние годы активизировалась работа со школьниками, увлеченными биологией и экологией по участию в различных мероприятиях районного, окружного, областного уровней. Причем, мероприятия, в которых принимают участие наши учащиеся, в основном носят исследовательский, краеведческий, природоохранный характер.
Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы.