СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационные формы и методы нравственной воспитанности старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развития нравственной воспитанности осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. 

Просмотр содержимого документа
«Организационные формы и методы нравственной воспитанности старших дошкольников»

Организационные формы и методы нравственной воспитанности старших дошкольников

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (дошкольные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие дошкольникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия П.И. Подласый делит на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности [42, с.236].

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно-практического воздействия.

Важным условием, определяющим уровень нравственной воспитанности дошкольника, является организация воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада. Уровень нравственной воспитанности дошкольника напрямую зависит от характера взаимодействия педагога с ребенком, где ведущее место занимает его позиция.

Педагогический процесс нравственного развития есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия.

Нравственное воспитание - не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения, это:

- активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий.

- процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Среди множества условий, определяющих уровень нравственной воспитанности ребенка-дошкольника немаловажное место занимает проводимый воспитательно-образовательный процесс в группе детского сада. Основным инструментом, посредством которого воспитатель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, отчего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны воспитателя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

Другими словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у детей положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитие у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения. Уровень нравственной воспитанности дошкольника напрямую зависит от характера взаимодействия педагога с ребенком, где ведущее место занимает его позиция. «Условно-динамическая» позиция педагога способствует высокому уровню становления и развития чувства сопереживания и сочувствия, а «фактическая» - низкому и «отстраненному».

При «фактической» позиции педагог рассматривает возникающую в группе детского сада ситуацию только с собственной точки зрения и не отступает от нее независимо от конкретных обстоятельств. При «фактической» позиции для стратегии воспитательно-образовательного процесса характерны следующие черты:

- неспособность педагога принять точку зрения ребенка и рассмотреть ситуацию с позиции детских ценностей;

- отсутствие любви к ребенку в «готовом» виде;

- проявление субъективного, избирательного отношения к детям, где граница принятия и отвержения ребенка четко очерчена;

- преобладание вербального общения с дошкольником и сохранение определенной, постоянной дистанции с конкретным ребенком;

- проявление педагогом открытой позиции учителя в процессе воспитания и обучения дошкольника;

- ориентация и оценка педагогом только сугубо интеллектуальных способностей и возможностей ребенка;

- знакомство ребенка с моральными и нравственными нормами осуществляется через нотации и морализации.

При «условно-динамической» позиции педагог допускает позицию «другого» в качестве своей (в данном случае ребенка) и поступает в ситуации, исходя из нее. При «условно-динамической» позиции педагога для стратегии воспитательно-образовательного процесса характерны иные качественные черты:

- способность педагога принять точку зрения ребенка и рассматривать, исходя из нее, возникающие проблемы дошкольника;

- проявление чувства любви к ребенку и интереса к его личностным и индивидуальным особенностям;

- прослеживание ровного отношения ко всем детям группы, независимо от имеющих место агрессивных форм поведения у отдельных дошкольников;

- использование как вербального, так и невербального общения, выбор вида общения и дистанция ее зависит от конкретных ситуаций (то есть осуществление гибкости в общении);

- выделение и особое подчеркивание положительной оценкой у дошкольника личностных качеств: доброты, чуткости, отзывчивости, заботливости и т.п.;

- ознакомление дошкольника с моральными нормами идет через анализ и решение проблемных ситуаций, содержащих нравственную задачу.

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Роль практики в формировании нравственной воспитанности человека выступает прежде всего в формировании привычек, которые, закрепленные многократным повторением действий, становятся потребностями личности. В свою очередь, потребности побуждают человека к выполнению действий, ставших привычными. Над выработкой простых привычек, таких, как мыть руки перед едой, вежливо здороваться и других, работают воспитатели дошкольных учреждений. Задачей педагогов, работающих с более старшими детьми, является воспитание более сложных «характерообразующих» привычек, таких, как: доводить начатое дело до конца, нести ответственность за качество и срок выполнения взятого на себя дела, держать данное слово, быть всегда занятым делом и др. Важное значение в нравственном воспитании ребенка имеет общественно полезный труд и особенно коллективная форма его осуществления. Только в коллективной деятельности дети начинают испытывать радость и гордость от результатов, достигнутых коллективом и каждым его членом, только в совместной с товарищами трудовой деятельности каждый дошкольник получает возможность узнать себя, свои силы, способности, промахи, недостатки. Наконец, только в коллективной общественно направленной деятельности формируются чувства глубокого осмысленного уважения к труженикам и чувства негодования, презрения и неприязни к лодырям, бездельникам и лентяям.

В практической деятельности ребенок накапливает нравственный опыт, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам.

Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки.

В воспитании нравственности используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты, на их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно добрее, вежливее и т.д.).

Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества.

Внешнее сопереживание для большинства детей пяти - семи лет представляет «актуальный уровень развития», а внутреннее является «зоной ближайшего развития», так как неблагополучие другого ребенка не всегда выделяется самостоятельно, требуется, чтобы его первоначально выделил и отметил взрослый. Данное положение ставит перед педагогом задачу - помочь ребенку замечать затруднения сверстника внутреннего характера через внешние особенности поведения. Реальное проявление сопереживания и сочувствия стеснено узостью и пределами группы, и поэтому оно нуждается в расширении границ через специально созданные ситуации. Прослеживаются единые способы сопереживания и сочувствия по отношению к другому, независимо от вида поведения: информационно-познавательные, вербальные, практические. Источниками его приобретения являются: личный опыт; опыт семьи; обобщенный «идеальный» опыт, количество привлекаемых источников опыта детьми зависит от позиции педагога.

Таким образом, необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество», в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 - 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

В игре необходимо формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях - культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности - трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

В реальной жизни человек постоянно встает пред необходимостью сделать выбор: поступить так или иначе, придти на помощь или проявить безразличие, выполнить обещание или просто забыть о нем. Именно в ситуации выбора проявляется истинные мотивы и установки личности, ее отношение к окружающим людям.

В старшем дошкольном возрасте развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Дошкольник уже вполне осознанно может сделать выбор линии поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах, опираясь при этом не только на непосредственные побуждения, но и учитывая мнение окружающих, прошлый опыт, нравственные представления и оценки.

При формировании нравственных представлений у детей, большое внимание необходимо уделять чтению детской художественной литературы об уважительном отношении к старшим, о трудолюбии, гостеприимстве, уважительном отношении к учению, учителям. Воздействие на чувства детей посредством литературы способствует лучшему усвоению ими нужных норм, правил поведения, возникновению у них желания подражать примеру положительных героев и развитию критического отношения к отрицательным поступкам.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание «механизмов» формирования нравственности;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Анализ источников приводит к выводу, что процесс развития нравственной воспитанности осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. К формам относятся: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (дошкольные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). К методам развития нравственной воспитанности относятся методы: приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.