Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию и аппликации
«Секреты моря»Средняя группа
ЦЕЛЬ:
- продолжать учить складывать бумагу, сгибать круг пополам, совмещая нижнюю часть с верхней;
- приклеивать кружочек «жемчужинку» внутри круга, сложенного пополам;
- закрепить название формы «полукруг»;
- совершенствовать навыки работы с ножницами (продолжать учить вырезывать круг из квадрата и проглаживать край сгиба бумаги ручками ножниц);
- развивать композиционное решение, память, воображение;
- формировать эмоциональное отношение к результатам труда: своего и коллективного;
- развивать моторику рук, воображение, эстетический вкус, творчество.
- Прививать осторожность в работе с ножницами.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Для детей: «ракушки» (квадрат 8х8); «жемчужина»(квадрат 2х2); клей-карандаш (1шт.)
- Для педагога: динамическая карта с прорисованными линиями сгиба и условными обозначениями; кассета с записью шум моря; ракушка и жемчужина; макет морского дна (один на всех) размером 50х80.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Рассматривание репродукций с изображением ракушек и камешков морского дна; беседы об особенностях обитателей морского дна, рассматривание картинок с изображением морских обитателей, чтение соответствующей литературы….
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
ХОД: Здравствуйте ребята! Я очень
рада вас видеть.
Давайте поприветствуем друг
друга необычным способом.
Встанем в круг. Возьмемся за
руки и поздороваемся легким
пожатием руки. Будем передавать
привет по кругу. Итак, я посылаю
свой привет....
Воспитатель: Все садитесь рядком, поиграем ладком.
Приготовьте уши, глазки.
Начинаю свой рассказ я.
(звучит шум моря)
Там где солнце не сияет, мир подводный обитает.
Глубина и тишина. Дно морское необычно,
Все для нас здесь непривычно.
Посмотрите там и тут, разные водоросли растут.
Жизнь подводная кипит.
Что же за жители такие маленькие и большие?
Кто из вас ребята знает, кто в глубине морской обитает?
Дети: Морской конек, морская звезда, улитки, крабы, раки, осьминоги, ракушки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, а в нем рисунок. Что здесь нарисовано?
Дети: Море, водоросли, рыбка красивая.
Воспитатель: Какого она цвета? Кто из вас заметил, что у нее во рту?
Дети: Жемчужина
Воспитатель: Круглый шарик и цветной, раковина дом родной.
Очень людям нужный, зовут меня – жемчужиной.
Воспитатель: А где живет жемчужина?
Дети: в ракушке.
Воспитатель: И у меня ракушка есть. А внутри у нее - жемчужина.
( Рассматриваем жемчужину)
Воспитатель: Какая красивая жемчужина, какой она формы? Какого цвета?
Дети: Круглая, белая.
Воспитатель: жемчуг всегда круглый, а вот цвета может быть разного: посмотрите и белый, нежно-розовый, бледно-голубой, бледно –зеленый, фиолетовый, зеленый и даже желтый. Жемчуг различается по величине: от самого маленького до большого, но большой встречается очень редко. Образуется жемчуг из обыкновенного камешка, который попадает в ракушку. Моллюск, который живет в ракушке пытается отгородиться от маленького камешка, обволакивая его слоями перламутра и тем самым прикрепляет его к своему домику. Камешек вырастает, превращаясь в красивый жемчуг, настолько красивый, что им часто даже дают имена. В море очень много таких ракушек. Наша рыбка на рисунке нашла в море ракушку с жемчугом и принесла жемчужину нам. Раковина в которой живет жемчужина состоит из двух частей, двух створок. И если ее раскрыть, какую форму она нам будет напоминать?
Дети: Круг.
Воспитатель: Хотите смастерить такую же?
Дети: Да
Воспитатель: А из чего мы сможем сделать ракушку?
Дети: из бумаги.
Воспитатель: Правильно , можно из бумаги. Садитесь тихонечко за столы. Посмотрите, что у вас на столе.
Дети: Квадраты, клей, ножницы, кисточки, салфетки.
Воспитатель: Сколько квадратов, какие они. Скажите, как из квадрата можно получить круг.
Дети: Два квадрата, большой и маленький. Нужно обрезать уголки.
Воспитатель: Правильно, надо плавно, по контуру обрезать уголки. Посмотрите как это нужно правильно сделать. Берем ножницы в правую руку, а квадрат в левую и осторожно по контуру вырезываем круг. Попробуйте. Следите, чтобы не порезаться ножницами. (Дети вырезывают круги). Остатки бумаги аккуратно сложите на уголок стола, чтобы она не рассыпалась. И у нас получился большой и маленький круг. Из какого круга мы будем делать ракушку. И из какой бумаги его вырезали, как она называется?
Дети: Из большого. Из цветной бумаги.
Воспитатель: Положите круг цветной стороной вниз. Молодцы! А теперь смотрите внимательно за моими действиями. (Показываю на образец). Какая линия у нас нарисована?
Дети: Пунктирная (если дети затрудняются, подсказываю).
Воспитатель: значит, что мы должны сделать?
Дети: сложить круг пополам: на себя или от себя.
Воспитатель: правильно, посмотрите, как это буду делать я. Осторожно по пунктирной линии складываем круг пополам, чтобы края совпали. Выполняем, а пока вы будете сгибать давайте споем песенку про кружочек, который любил ходить в гости.
Как у меня, да у кружочка,
Есть округлые бока,
Пополам перегибаем,
Полкружочка получаем.
А после складывания что мы должны сделать?
Дети: прогладить края сгиба ручками ножниц.
Воспитатель: молодцы, какая форма у нас получилось?
Дети: полукруг
Воспитатель: Правильно, похож полукруг на ракушку?
Дети: Да
Воспитатель: А чего не хватает у наших ракушек?
Дети: Жемчужинок
Воспитатель: Из чего мы сможем с вами ее смастерить?( Показываю жемчужинку).
Дети: Из маленького кружочка.
Воспитатель: Но прежде чем продолжить работу отдохнем. Встали тихонечко из –за столов.
ФИЗМИНУТКА
Пальчиковая игра
Девочки и мальчики разминаем пальчики.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
А потом их разведем и ладошками сожмем.
Лодочка плывет по речке, по воде плывут колечки.
Весла в руки мы берем и гребем, гребем, гребем.
Рыбка плавает в водице, рыбке весело резвиться.
Вниз ладошки опускаем отдыхаем, отдыхаем.
Воспитатель: Тихонечко садитесь. И посмотрите, как нужно приклеить жемчужину к ракушке. Берем маленький кружочек и кладем его цветной стороной вниз на клееночку, в правую руку берем кисточку немножко ей берем клей и аккуратно размазываем его по кружочку левой рукой придерживайте его. Кладем кисточку на подставку , а кружочек наклеиваем на внутреннюю часть нашей ракушки остатки клея убираем салфеточкой. Выполняйте аккуратно .( В процессе работы подсказываю и помогаю, кто не справляется)
Вот молодцы, какие красивые получились у нас ракушки, как настоящие. Ракушки живут на дне моря. Давайте мы с вами положим ракушки на дно нашего моря.
Дети выкладывают на макет свои ракушки.
Посмотрите, наши ракушки, как настоящие раскрываются и закрываются.
Показываю, как это происходит.
Покажите ладошками сами.
Дети показывают.
На море бывает разная погода: то шторм, то затишье, то полный штиль. Давайте поиграем в игру «Море волнуется раз……..»
Игра «Море волнуется раз…»
Воспитатель: Когда на море шторм, мы с вами будем плавать, т.е. двигаться, как настоящие рыбки на дне моря, или руками изображать качающиеся водоросли, а во время штиля останавливаться и не шуметь, вести себя тихо-тихо.
Игра проводится 1-2 раза, звучит запись шума моря.
Воспитатель: Ребята посмотрите какие красивые ракушки мы с вами сегодня сделали. Рыбка всем говорит «спасибо», ей очень понравились ваши ракушки. Вечером ваши мамы и папы полюбуются вашими работами.