Технологическая карта урока Тема урока: Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».) Класс: 6 класс Учитель: Успенская Надежда Геннадьевна, высшая категория. Место проведения: ГБОУ СОШ №3 города Кинеля Самарской области. Дата проведения: 30.09.2015 г. Тип урока: открытие новых знаний. Цели по содержанию:
раскрыть особенности строения побега как основного органа растений; сформировать представление о процессе развертывания почки; научить распознавать вегетативные и генеративные почки;
приобщение к ценностям и нормам экологической культуры. Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: познакомиться с разнообразием вегетативных и генеративных органов растений; учиться наблюдать, описывать, сравнивать генеративные и вегетативные почки; ориентироваться на готовность называть и определять системы органов растений; учиться применять знания о разнообразии органов растений в повседневной жизни и практической деятельности человека. Метапредметные:
– применять приёмы работы с информацией (поиск и отбор необходимой информации, систематизация информации), осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности; отвечать на вопросы учителя;
планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре; активно слушать одноклассников и понимать их позицию;
принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; Личностные: формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. Используемая технология: проблемно-поисковая, информационно-коммуниктивная , здоровьесберегающая. Информационно-технологические ресурсы: учебник Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой «Биология. Живой организм.» с.72-73, тетрадь-тренажер с. 4 №7; с. 5 №8, 9; с. 8 №2; с. 9 №3,4; с. 12 №2; с. 13 №3; с. 17 №1, электронное приложение « Органы и системы органов растений» (27), таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения, компьютер с проектором .
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учителя. Проверка готовности учеников к уроку. | Показывают свою готовность к уроку. | Метапредметные УУД: Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя. |
Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин.) | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель задает вопросы: - Какие ткани имеются у растений и животных? - Что образуют ткани в организме? - В чем проявляется взаимосвязь органов и систем? В рабочем листе выполните задание №1 (работа с рабочим листом, работают парами) | Отвечают на вопросы, и работают с рабочим листом, оценивают работу друг друга. | Метапредметные УУД: Познавательные: постановка и решение проблем. Коммуникативные: Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью |
Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Рассматривая растение, предлагает выяснить, какие новые приспособления должны были появиться у наземных растений. - Как маленькая водоросль могла приспособиться к жизни на суше? Какие органы она должна приобрести? Обсуждает ответы учащихся, подводит итоги и делает вывод: «У наземных растений появляется побег. Он выполняет ряд важнейших функций». Тема нашего урока: Органы и системы органов растений. Побег. Какова цель нашего урока? Цель урока: Изучить особенности строения побега. | Сравнивают условия жизни водных и наземных растений. Озвучивают варианты ответов. Новые условия – недостаток влаги, опасность иссушения, необходимость защиты клеток, новый способ добывания минеральных веществ и т. д. Записывают в рабочий лист тему и цель урока. | Метапредметные УУД: Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы. Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу. Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока. Личностные: культура общения и поведения на уроке. |
Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.) | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Чтобы достичь цели, что нам нужно сделать? Достижение цели - Эксперимент - Спросить у взрослого - Подумать самому - Собрать нужный материал - Ребята, у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме? - А давайте наметим план действий. План урока Что такое органы и их виды. Строение и функции побега. Строение и функции почек. | Учащиеся решают , что собирать материал они будут сами, составляют план работы над проектом. | Метапредметные УУД: Познавательные: - Формулирование проблемы и поиск путей решения; - информационный поиск; - построение речевого высказывания. Регулятивные: - целепологание; - оценка и самооценка; - контроль. Коммуникативные: - умение слушать собеседника; - умение договариваться и находить общее решение; Личностные: продолжается формирование межличностных отношений. |
Этап реализации построенного проекта ( 10 мин.) | Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания. Поиск новых знаний | 1. Найдите в учебнике на с. 72, что называют органом и на какие две группы они делятся? Выполните задание №2 в рабочем листе.
  Примеры Примеры ___________ ____________ 2. Пользуясь информацией учебника выполните задание 3 в рабочем листе. Найти определение следующим терминам: верхушечная почка, боковая почка, пазуха листа, пазушная почка, междоузлие. 3. Ответьте на вопросы и сравните почки (задание 4), изображенные на рисунке в рабочем листе. Что же такое почка? Какие почки бывают? 4.Сравните вегетативную и генеративную почки выполнив задание 5. | Работают с текстом учебника, таблицами, электронным приложением, собирают необходимую информацию, выполняют задание 1,2,3 в рабочем листе. | Метапредметные УУД: Познавательные: фиксируют результаты своей деятельности, анализируют результаты своей деятельности. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: учатся предвидеть события. Личностные: учатся использовать знания. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин.) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Вопросы для закрепления: -Назовите вегетативные и генеративные органы растений? - Сравните вегетативную и генеративную почки. - Можно ли почку назвать зачаточным побегом и почему? Как это доказать? - Что будет происходить после распускания почек? | Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы. | Метапредметные УУД: Познавательные: - знать отличительные признаки органов растения, уметь находить их на рисунках. Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, умение вести диалог Регулятивные: - коррекция; - оценка
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5мин) | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Работа с электронным пособием, использованием тренажера по теме «Органы и системы органов растения. Побег» ( работают парами). Критерии оценки: 0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3. | Выполняют работ, используя компьютер, оцениваю свою работу. | Метапредметные УУД: Познавательные: применение знаний, полученных на уроке для самостоятельного выполнения работы; Регулятивные: - оценка и самооценка; - контроль. Коммуникативные: - умение договариваться и находить общее решение; |
Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин.) | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учитель дает оценку классу, хвалит за хорошую работу учеников и очень корректно указывает недостатки в работе на уроке. Оценивает работу учащихся. | Учащиеся анализирую свою работу на уроке получают оценки | Метапредметные УУД: Регулятивные: - оценка и самооценка; - контроль. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. |
Информация о домашнем задании ( 2 мин.) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 27, ответить на вопросы, тетрадь-тренажер с. 4 №7; с. 5 №8, 9; с. 8 №2; с. 9 №3,4; с. 12 №2; с. 13 №3; с. 17 №1 | Записывают домашнее задание. | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин.) | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Подводим итог нашего урока -Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я выполнял задания… - Я понял, что… - Теперь я могу… - Я почувствовал… - Я приобрёл… - Я научился… -У меня получилось… - Я смог… - Я попробую… - Меня удивило… - Урок дал мне для жизни… | Используя подсказку, ребята высказываются о работе на уроке | Метапредметные УУД: Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. Личностные: формирование личностного самоопределения. |
1. Подпишите рисунок 1
3.Что такое побег. Из чего он состоит?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
4. Изучите строение побега и выполните задания.