Разработка урока математики
для 1 класса по теме:
"Ориентация в пространстве"
Разработала
Учитель начальных классов
Озодова С. Б.
Разработка урока математики для 1 класса по теме: "Ориентация в пространстве"
Цели урока:
Познакомить детей с понятием ориентации в пространстве.
Развивать умение определять расположение объектов на плоскости (на переднем плане, на заднем плане и т.д.).
Закрепить навыки пространственного восприятия через игровые задания.
Оборудование:
Картинки с изображением объектов, скрытых за предметами.
Иллюстрации с геометрическими фигурами на разных планах (передний план, задний план).
Доска, мел, карточки с изображениями объектов.
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель входит в класс с улыбкой, приветствует детей и устанавливает контакт с ними, создавая позитивную атмосферу для работы:
Приветствие:
-Доброе утро, ребята!
-Давайте все сядем красиво, чтобы нам было удобно работать. Потянитесь вверх, глубоко вдохните и выдохните, чтобы настроиться на урок. Молодцы!
Объяснение цели урока:
-Сегодня мы будем учиться ориентироваться в пространстве. Мы узнаем, как правильно определять, где находятся предметы, как они расположены по отношению к нам: впереди, позади, слева и справа.
-А еще мы будем играть и размышлять о разных предметах и их расположении. Подумайте, как можно описать место, где находятся ваши игрушки, книги или другие предметы в классе.
-Прежде чем начать, давайте вспомним, как называются основные стороны света. Где у нас север, юг, восток и запад? (Учитель помогает детям ответить, направляя их внимание на осознание пространственного положения.)
- Сегодня будет весело и интересно, потому что мы будем много думать и обсуждать, как правильно смотреть на вещи с разных сторон. Если вы готовы, давайте начнем!
- Представьте, что вы находитесь в комнате. Вокруг вас есть стол, шкаф и другие предметы. Чтобы не заблудиться и не столкнуться с мебелью, нужно знать, что находится перед вами, за вами, слева и справа. Например, если перед вами стол, то за вами будет дверь, а слева от вас может быть окно. Если вы будете хорошо ориентироваться, то всегда будете знать, где что находится.
Учитель делает паузу, чтобы дети осознали важность умения ориентироваться.
Учитель:
-Давайте представим, что мы играем в игру. Вам нужно пройти по комнате и не столкнуться с ничем. Как это сделать? Конечно, нужно знать, где что находится! Например, если вы хотите подойти к окну, то нужно понимать, что оно находится справа от вас или слева. А если вы хотите взять игрушку с полки, вы должны понять, что она перед вами.»
-Мы используем такие навыки каждый день! Когда вы идете по коридору, то понимаете, где дверь, а где окно. Когда вы стоите в классе, вы знаете, где находится доска, а где ваша парта. Всё это — умение ориентироваться в пространстве.
Учитель:
-Сегодня на уроке мы научимся точно определять, где что находится. Мы будем учиться понимать, что впереди, что позади, а что по бокам, чтобы мы всегда могли легко ориентироваться в любом месте. А еще мы будем играть и смотреть на картинки, чтобы тренировать наши умения.
Основная часть урока
Задание 1: «Куры за забором»
Учитель:
- Внимательно рассмотрите картинку на странице 14, на которой изображен забор, за которым прячутся куры.
Учитель:
-Сколько кур прячется за забором? Нам нужно их сосчитать. Мы смотрим, сколько контуров кур видим и понимаем, сколько кур на самом деле находится за забором.
Ответ: 4 курицы.
Учитель:
- Переходим к заданию 2: «Геометрические фигуры на разных планах»
На доске показывается картинка с несколькими геометрическими фигурами, расположенными на разных планах (передний план, задний план).
Учитель:
-Внимательно посмотрите на картинку и определите, какая фигура на первом плане? На втором? На заднем плане?
Ответ: На первом плане — зеленый квадрат, в середине — желтый круг, на заднем плане — синий прямоугольник.
Учитель:
- Такие вопросы помогают нам понимать, где находятся объекты на картинке. Обычные объекты могут быть перед нами, в центре или на заднем плане. Мы всегда видим перед собой те объекты, которые расположены ближе, а те, что дальше, выглядят маленькими.
Закрепление материала
Задание: «Найди фигуру»
Учитель показывает детям картинку с несколькими геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Одна из фигур будет скрыта или находится на другом плане.
Учитель:
-Где находится квадрат? На каком плане? и так далее.
Дети должны отвечать и объяснять, как они ориентируются в пространстве.
Задание: «Рисуем фигуры»
Учитель раздает детям листы бумаги и просит нарисовать 3 геометрические фигуры: одну на переднем плане, другую — на заднем, третью — в центре.
Дети рисуют, а потом объясняют, где какая фигура расположена.
Рефлексия и завершение урока:
Учитель:
-Что мы сегодня узнали на уроке?
-Где находятся предметы, которые мы видели сегодня?
-Как мы можем использовать это знание в жизни?
Учитель:
-Сегодня мы научились правильно ориентироваться в пространстве, определять, где что находится, и разбираться, что ближе, а что дальше от нас. Мы будем использовать это умение не только на уроках математики, но и в повседневной жизни!
Завершение урока: Дорогие ребята, хочу поблагодарить каждого из вас за активное участие в сегодняшнем уроке. Вы прекрасно справились с заданиями и показали отличные результаты! Особенно хочется отметить, как важно умение ориентироваться в пространстве, ведь это не только помогает в учебе, но и в жизни, в повседневных ситуациях.
Теперь, когда вы знаете, как правильно ориентироваться, можете смело применять эти знания. Пусть они станут вам полезными не только на уроках, но и в других областях!
А теперь, для домашней работы, не забывайте внимательно изучить тему. Помните, что важно не только сделать задания, но и понять их. Уверена, что у вас всё получится!
Желаю вам отличного настроения и удачи! До следующего урока!
Домашнее задание:
Нарисовать картинку, на которой есть 3 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), расположенные в разных местах: одна — на переднем плане, другая — на заднем, а третья — в центре. Подпишите, где какая фигура находится.