
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей №85 «Золотой ключик»
городского округа «город Якутск»
МАСТЕР-КЛАСС
Оригами по Русской народной сказки « Теремок» в старшей группе
Выполнила: Стручкова А.Ф.,
воспитатель высшей категории.
Пояснительная записка
В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) – японское искусство складывания из бумаги, зародилось в 16 веке в Японии, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и, конечно, игра.
Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
Из опыта работы известно, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Оригами дает для много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию я знакомлю их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки я использую цветную бумагу. Часто создаю проблемную ситуацию, например: «ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…), а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить.
Актуальность:
Психологами и педагогами давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами- создание фигурок из бумаги.
Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом игрушки можно разукрасить.
Цель:
- Знакомить младших дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой
Задачи:
- Обучать детей различным приемам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Методическая литература :
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
3. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
4. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина Энциклопедия оригами для детей и взрослых Издательство: Санкт-Петербург: Кристалл; Москва: Оникс
5. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»
6. « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Оригами по Русской народной сказки « Теремок» в старшей группе
Цель: Закрепить умение создать изображения по технике оригами, складывать бумагу в разных направлениях, умение работать по карте – схеме.
Задачи:
- Воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
- Воспитывать желание помочь товарищу; работать вместе, создавая коллективную работу.
- Развивать навыки создания поделок в технике оригами пальцев рук.
- Совершенствовать и развивать мелкую моторику .
Оборудование:
Демонстрационный материал: «волшебный квадратик»»- иллюстрация, поделка из оригами грустного и веселого Медвежонка.
Раздаточный материал: карты – схемы изготовления (у детей схемы без письменного пояснения), квадраты из цветной бумаги соответственно цвету шерсти животных), фломастеры, ножницы.
Ход:
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришел волшебный Квадратик. Он приглашает нас в путешествие по стране Оригами. Примем приглашение Квадратика? (Да)
Чтобы отправиться в путешествие нужно отгадать загадки, которые для вас приготовил Квадратик. Будьте внимательны!
- Под полом таится, кошки боится? (мышка)
- Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (лягушка)
- Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку? (заяц)
- Хитренько взглянула, хвостиком махнула.
И исчезла - чудеса ,где же рыжая…(лиса)
- Кто зимой холодной - ходит злой, голодный? (волк)
- Неуклюжий, косолапый, кто всю зиму сосет лапу? (медведь)
Воспитатель: А из какой сказки все эти персонажи? В какую сказку нас
приглашает Квадратик? (сказка «Теремок»). Согласны отправиться в
сказку? Тогда закройте глаза! (перевернуть доску)
- Стоит в поле терем- теремок, он не низок ни высок. Ребята, а давайте постучимся и узнаем: может быть в теремочке кто-нибудь живет!? (из терема выходит грустный медвежонок)
- Здравствуй, Медвежонок! Ребята, как вы думаете, какое настроение у медвежонка? (грустное) А почему ему грустно, как вы думаете?
- Да, медвежонок грустит, потому что он построил терем-теремок, а друзей у него нет, и он хочет найти себе много друзей. Как же мы сможем ему помочь? (сделать друзей из оригами)
-Ну, что, тогда примемся за дело? Сегодня мы будем работать с картами-схемами, у вас на столах есть ножницы, фломастеры и бумага квадратной формы разных цветов.
-А теперь мы разомнем наши руки - чтобы пальчики были послушными:
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Воспитатель: Рассмотрите карты- схемы своего сказочного персонажа, всем ли понятны этапы складывания зверюшек? Я вам напомню главное правило оригами-линии сгиба проглаживать тщательно и аккуратно. Будьте внимательны, когда работаете со схемой. Ваши действия с бумагой должны быть последовательны и соответствовать схеме. Медвежонок очень ждет своих друзей в теремке.
Воспитатель: Герои сказки у вас готовы, теремок ждет своих жильцов!
- Кто первый подошел к теремку? (мышка)
- Кто второй подошел к теремку? (лягушка)
- Кто третий увидел теремок? (зайчик)
- Какая по счету к теремку подошла лиса? (четвертая)
- Следом за лисичкой кто пришел? (волк)
- Кому мы с вами помогли построить новый теремок? (медвежонку) Теремок стоит в лесу не пустой, в нем живет Медвежонок со своими друзьями. И медвежонку от этого стало весело и радостно.
- Молодцы, справились с работой, пусть этот терем-теремок доставит в вашу педагогическую копилку все то, что вы хотели бы для себя почерпнуть.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется , очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру.
Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но, вы наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня я постараюсь показать, как можно занять ребенка, используя игрушки – самоделки из бумаги, как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием привлечение ребенка в игру и общение его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.
Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.
Все игры индивидуальны и требуют определенного подхода, но есть общие правила организации игры:
Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.
Поддерживайте активный творческий подход к игре, не забудьте занудами.
Во время игры не критикуйте, не ругайте ребенка. Добровольность – основа игры.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную пошагово описанную систему игровых заданий с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Помните, что состязательность в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития. Через игру дети осваивают умение- сжимать пальцы в кулак, сгибать и разгибать пальчики. Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания в общении. Игры дают детям возможность чувствовать себя увереннее, что предотвращает возникновения ссор и замкнутости.