СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оригами в экологическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование оригами в экологическом воспитании младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Оригами в экологическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности»

«Оригами в экологическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности»

Экологические проблемы - одни из важнейших проблем современности. Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Именно эту задачу можно решить, если активно приобщать ребенка к миру природы. Одним из средств экологического воспитания младших школьников может стать оригами. Первые попытки использования оригами связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852). Фребель полагал, что первейшая и главная задача педагога способствовать органическому развитию заложенных в ребенке природных данных. Вслед за Руссо Фребель считал природу лучшим учителем.

- Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка, и даже целая картина! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Искусство оригами дает возможность создать из бумажного листа самые разнообразные фигурки и игрушки. А если при этом еще использовать ножницы или клей, то появится множество других изделий. Ребенок постарше, узнав, что такое утилизация, например бумаги, может внести свой вклад в этот процесс. А мы, взрослые, должны превратить повторное использование бумаги в образовательный и экологический вариант работы с детьми.

Отличительной особенностью занятий по экологическому воспитанию с использованием оригами является ее направленность, в первую очередь, не на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность. Большой упор делается на процесс овладения действиями построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Накопленные представления необходимо осмыслить, расширить, углубить, систематизировать и обобщить.

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверное, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом дружбы – бумажный кораблик…,

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю рассмотреть с вами

Экологическое воспитание во внеурочной деятельности «оригами».

В повседневной жизни дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения дома за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у них познавательный интерес. Затем на занятиях «Домашние животные» дети не только узнают много интересного о своих любимцах, но и закрепляют теоретические знания поделками в стиле оригами.

Многие учащиеся совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. На уроках окружающего мира мы знакомимся с птицами, но на внеурочной деятельности больше можно времени уделить рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, загадыванию загадок. Дети знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Узнав много интересного и изъявив желание помочь птицам в столь трудное для них время, можно предложить ребятам сделать коллективную работу в стиле оригами «Покормим птиц».

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Здесь целесообразно предложить детям сделать поделку в стиле оригами «Животный мир Адыгеи». Я уверена, что после такого занятия дети не только смогут увидеть красоту природы, сотворенную своими руками, но и полюбить ее и ее обитателей.

Во многих странах с ранней поры детям внушают: сорвать и выбросить цветок может только плохой, жестокий человек. В Японии весной семьями поднимаются в горы, чтобы полюбоваться цветущей сакурой. И никому в голову не приходит ломать и нести домой ветки, которые станут мусором в ближайшие дни. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Ведь недаром говорится: “Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”. В самой большой опасности первоцветы. Первоцветы – часть дикой Природы, большинство из них занесены в Красные книги и нуждаются в защите. Им отводится цикл занятий, на которых не только делаем поделки, но и знакомимся с легендами о цветах, об их роли в природе в жизни человека. Дети активно участвуют в акции «Сохраним первоцветы!», конкурсе «Ты мне нужен!».

На занятиях дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира. Можно предложить детям сделать альбом в технике оригами, в котором могут быть представлены страницы Красной Книги. Дети получают задание показать средствами оригами животных, птиц, насекомых, находящихся в опасности, на грани исчезновения.

Оригами имеет большое экологическое преимущество над некоторыми видами творчества. Совсем не обязательно покупать дорогие наборы для творчества, чтобы научить детей делать интересные поделки и развивать фантазию и творческий потенциал. А, что нам мешает, вернуться в мир наивных и скромных украшений, поделок, игрушек, сделанных из бумаги, путем складывания и вырезания

Можно использовать старые периодические литературы – газеты, журналы, открытки, которые есть в каждом доме, и дать им второй шанс. Можно сделать украшения, картины, куклы, фигуры животных. Ребята учатся делать кепки и панамки из бумаги. Совсем недавно мы участвовали в акции «Эко-сумка вместо пакета», учились складывать пакетики из бумаги.

Из этого следует, что оригами является достаточно эффективным средством экологического воспитания.

Таким образом, использование оригами как средства экологического воспитания младших школьников способствует не просто экологическому, но и всестороннему развитию ребенка.



Используемая литература:

  1.  Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. - 240 c.

  1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С.64-75.

  1. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2004. - 192 c.

  2. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. / С.Н. Николаева //. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М., Новая школа, 1996

  3. Ресурсы сети Интернет:

  4. http://www.loveorigami.info/

  5. http://oriart.ru/

  6. http://planetaorigami.ru/

  7. http://origamka.ru/

  8. http://origamin.ru/

  9. http://ru.origami-club.com/ http://ozonit.ru/elr/podsnezhnik_galantus/podsnezhnik_galantus_istoriya.php

  10. http://topkin.ru/interest/int-priroda/pervotsvetyi-zanesennyie-v-krasnuyu-knigu/