Открытый урок музыки по ФГОС 2 класс
План - конспект открытого урока.
Цель урока:
Расширить знания о музыке русского народа посредством знакомства с оркестром русских народных инструментов. Развивать творческие способности учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народными песнями.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием; продолжить формирование вокально-хоровых навыков и навыков слушателя, приобрести опыт музицирования на русских народных инструментах, сформировать знания о русском народном оркестре.
Воспитывающие: Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Любовь к Родине, приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским традициям, воспитание доброты.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества и инициативное сотрудничество, взаимодействие.
Участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.
Регулятивные УУД:
Метапредметные результаты:
Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки,
Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
Предметные результаты:
Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов; формы построения русских народных песен и наигрышей (вариационные, куплетные);
Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, музыкально-творческой деятельности.
Научиться выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки; Развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России.
Познавательные:
Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.
Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления. урок углубления темы «Музыка в народном стиле».
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), русские нароные музыкальные инструменты.
Методы:
деятельностный подход,
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод размышлений о музыке.
объяснительно - иллюстративный;
наглядно-слуховой;
словесный.
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Формы работы:
Музыкальный материал:
«Камаринская» русская народная плясовая,
«Калинка» русская народная песня.
«Во поле береза стояла» - оркестр русских народных инструментов.
Песня «Небо, небо, небо высоко».
Основные понятия: оркестр.
Межпредметные связи: Музыка, изобразительное искусство, литература, русский язык, история.
Технология: игровая, ИКТ
Ход урока.
1Организационный момент.
( Дети входят в класс под русскую народную песню «Во поле береза стояла»)
У: Я рада встрече с вами. Сегодня наша Муза Музыка в очередной раз приглашает нас с вами в прекрасный музыкальный мир. Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные дети, умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?
Музыкальное приветствие учащихся и учителя.
Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
У: заряд бодрости мы получили, а сейчас продолжаем урок.
2. Введение в тему урока. Актуализация знаний.
У: Для того, чтобы продолжить работу, нам с вами необходимо сформулировать тему урока, она спряталась, наверное, тоже очень волнуется. Вы мне поможете её разгадать?
Д: да…
У: Тогда я предлагаю вам поиграть со мной. Я буду задавать вам наводящие вопросы, предлагать различные подсказки, а вы будете их разгадывать и отвечать.
У: Готовы, тогда, пожалуй, начнём.
У: А вот и 1 вопрос. Скажу вам по секрету, ответить на него сможет не каждый, а только самый внимательный из вас, давайте посмотрим, кто это будет.
1 вопрос:
Под какую всем известную песню вы зашли в класс? Как она называется?
Д: ответы
У: Молодец, ты оказался(ась) самым (ой) ВНИМАТЕЛЬНОЙ.
У: А что мы можем ещё сказать об этой песне?
Д: это Русская народная песня.
У: А почему эту песню называют русская народная?
Д: потому что её сочинил Народ.
У: Какие вы у меня молодцы, на вопрос ответили и смотрите у нас уже появились
первые слова темы урока (РУССКАЯ НАРОДНАЯ).
У: - А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:
Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно
Слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно
Что это?
Д: (Это оркестр.)
У: и с этим заданием вы справились. А ведь это действительно ОРКЕСТР.
У: смотрите, у нас появилось еще слово и это слово? ОРКЕСТР.
У: продолжаем?
Чтобы отгадать следующее слово, мы проверим домашнее задание.
3. (проверка домашнего задания)
А кто мне напомнит, что вы должны были выполнить дома?
Д: Мы должны были нарисовать музыкальные инструменты, с которыми
познакомились на прошлом уроке.
У: а поточнее, какие инструменты?
Д: русские народные музыкальные инструменты
У: А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.
У: Ребята, вы отлично справились с домашним заданием, за это вы
получаете все 5ки…
Посмотрите, у нас появилось ещё слово – инструменты.
Итак, какие слова мы видим,
Д: русская народная оркестр инструменты
У: что – то непонятное у нас получилось. Попробуйте переставить слова, а может быть даже изменить окончания, чтобы получилось красивое предложение.
Д: оркестр русских народных инструментов.
У: Молодцы!
4. Формулировка темы, целей урока.
У: Спасибо, что бы я без вас делала, даже не знаю.
Как вы думаете, как будет называться новая тема урока?
Предлагаю всем вместе прочитать тему нашего урока.
Д: ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
У: Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься? Чему мы должны научиться?
Д: если тема урока оркестр народных инструментов, может мы на них будем играть?
У: совершенно верно. Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, где мы с вами будем не только слушать плясовые наигрыши, но и разучим, и разыграем народные песни.
5. Введение в тему урока.
У: Ребята, что такое ОРКЕСТР мы с вами уже знаем. Давайте вспомним.
Итак, оркестр – это???
У: - Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
(определение появляется на слайде, учитель предлагает прочитать всем вместе )
У: Спешу вам сообщить, что первый Оркестр включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».
У: а сейчас внимание на экран. Давайте посмотрим, как играют настоящие великие музыканты.
( видео просмотр «Оркестр русских народных инструментов «Калинка»)
У: Вам понравилось? Действительно, здорово.
У: вот сейчас мы с вами слушали музыкальное произведение, кем мы были на уроке?
Д: слушателями
У: Все правильно.
В исполнении оркестра народных инструментов прозвучала русская народная песня «Калинка – малинка».
Откройте сейчас свои словарики эмоций и попробуйте дать музыкальную характеристику этого произведения, подобрав несколько слов.
У: Отлично. ( за правильные ответы раздаю ребятам 5ки).
Д: музыка веселая, танцевальная, плясовая….
У: Внимание! Вопрос на самого внимательного. Какие музыкальные инструменты
звучали в этом произведении?
Д: гармошка, балалайка и т.д
У: Правильно, вы были очень внимательны. А как мы с вами называем эти инструменты?
Д: русские народные.
У: Верно.
Сегодня эти инструменты вновь с нами на уроке. Они лежат в волшебном сундучке,
но выходить не хотят, а знаете почему?
Потому что они сюда пришли не одни, а со своими друзьями тоже с народными инструментами, которые вы должны отгадать. Но вот только сначала я приглашаю вас на веселую физминутку.
6.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА С ДВИЖЕНИЯМИ. ФИЗМИНУТКА.
У: Вот мы с вами отдохнули, продолжать урок пора.
Готовы разгадать загадки и открыть волшебный сундучок?
1 загадка
За обедом суп едят, к вечеру «заговорят». Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых, ярких….. ЛОЖКАХ
У: молодцы.
2 загадка
Собрались пластинки в ряд,
Хорошо они трещат!
Завели разговор,
То ли ссора, то ли спор.
Ручка вверх - другая вниз,
Мы исполним вам на бис!
Как сороки затрещали.
Инструмент какой узнали?
Д: трещотки
У: молодцы. Правильно.
Вот и 3 загадка
Доска ребристая
Очень голосистая!
Палкой водим – ну и ну!
Так играли в старину.
Д: рубель
У: верно.
4 загадка
Диги–диги–диги-дон!
Получился перезвон.
Цынцы-брынцы-удальцы,
Раззвонились…
Д: бубуенцы
У: 5 загадка
Слышен нежный перезвон
По досочкам бью динь – дон.
Создаю мелодий звон,
То играет…
Д: ксилофон
У: Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.
Знает это каждый школьник. Что такое...
Д: (Треугольник)
У: ох, и порадовали вы меня, все загадки разгадали
(раздаю 5ки за правильные ответы)
У: Самое время открыть наш сундучок и показать всем, какие инструменты там спрятались.
Выходят те ребята, которые дали правильный ответ.
(ребята с инструментами выстраиваются в ряд)
У: Назовите каждый по очереди как называется ваш музыкальный инструмент.
Д: ответы.
У: А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром.
У: Только мне кажется, что кого то не хватает в нашем оркестре.
У:Чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить?
Д:Руководителя, дирижера.
Учащиеся выбирают дирижера.
У: Вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или?
Д: Он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.
У: Я думаю, что наш дирижер будет очень стараться. И у нас обязательно все получится.
У: А сейчас я покажу каждой группе инструментов какой ритмический рисунок они
будут играть. Смотрите и слушайте внимательно.
(учитель показывает каждому инструменту свою партию.
Для игры на ксилофоне выдаю карточку с подсказкой)
У: А сейчас давайте попробуем исполнить на инструментах русскую народную
«Калинка – малинка» начнем мы с припева.
Репетиция.
Первый раз попробуем подыграть мелодии песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (Первое исполнение оркестра).
А теперь исполним еще раз немного смелее.
У:Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?
7.Исполнение песни.
Слушателями мы с вами сегодня уже были, в оркестре поиграли, а сейчас япредлагаю вам побыть не только в роли музыкантов оркестра, но и певцов или исполнителей.
У: На прошлом уроке мы с вами разучили песню, предлагаю нам вспомнить её и
постараться исполнить как настоящие артисты. А я в свою очередь посмотрю, кто учил песенку дома, а кто нет.
( исполнение песни с движениями)
8. Закрепление. Работа с карточками.
У: Ребята, у вас на парте лежит конверт, достаньте все содержимое конверта и положите перед собой. А сейчас разложите инструменты так, чтобы у вас получился оркестр русских народных инструментов, я подчеркиваю НАРОДНЫХ инструментов, так как в конверт я положила ещё лишние инструменты.
(1мин на работу в парах)
У: А сейчас внимание на экран – посмотрите и сверьте, так ли получилось у вас?
У кого так же как у меня. Поднимите руку? Молодцы. Вы сегодня были очень внимательны на уроке, поэтому вам все удалось.
(поощряю 5ами)
У: Какой оркестр у вас получился?
Д: оркестр русских народных инструментов.
У: Все верно. Молодцы.
У кого что – то не получилось, не расстраивайтесь, в следующий раз будет лучше.
9.Рефлексия. Итог урока.
У: Давайте вспомним, с чем мы сегодня занимались на уроке, что нового узнали?
Д: С новыми русскими народными инструментами. Научились определять на слух голоса русских народных инструментов. Сделали свой оркестр.
У: Какие чувства вы испытали на уроке?
Д: Чувство радости, что смогли поиграть на инструментах, что сами творили музыку.
У: в роли кого вы были сегодня на уроке?
Д: в роли слушателей, музыкантов, исполнителей, дирижера
У: Молодцы!!!
У каждого на столе лежит кружок со смайликами.
Выберите тот, который соответствует вашему впечатлению от нашего урока.
А я посмотрю с каким настроением вы уходите в свой класс…
Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался.
10. Выставление оценок за работу на уроке. Комментирование. Переходящий ключик. Домашнее задание.
У: Листочки, которые лежат у вас на партах вы вклеите в свою рабочую тетрадь,
Слова песни ещё раз обязательно повторите, потому что на следующем уроке
мы с вами будем сдавать её на оценку.
А для тех, кто хочет получить дополнительную оценку, я приготовила ещё задание. Попробуйте вместе с родителями изготовить своими руками вот такой музыкальный инструмент. Что это? Как вы думаете?
Правильно, это гусли. Какой инструмент?
Д: Русский народный.
( объясняю технологию изготовления).
Это и будет вашим домашним заданием.
А сейчас еще раз спасибо за урок.
Очень активно работали, с хорошим настроением трудились.
Вы были все молодцы!
До свидания!
Будьте здоровы и слушайте музыку!!!