2. Актуализация знаний, проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания. | - На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии, и кто является основоположником тех или иных религий. - Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения. (Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм) - Вспомните, кто считается основателями мировых религий. - На прошлом уроке вы разделились на группы и получили задание подготовить сообщение в группах о человеке в религиозных традициях мира. Прослушаем эти сообщения. - Работа по группам. Разгадывание кроссворда по теме «Священные книги». (Каждой группе выдаётся кроссворд). - Той группе, которая быстрее отгадает кроссворд, даётся право расставить карточки, которые вы видите на доске, по порядку. «Хранители предания в религиях мира» «Религии мира» «Священные сооружения» «Человек в религиозных традициях мира» «Основатели религий мира» «Священные книги религий мира» - Проверяем, как вы разгадали кроссворд. - Согласны ли вы, что карточки нужно было расставить в таком порядке? Объясните почему? - Кто может назвать тему сегодняшнего урока? - Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения? | Ответы учащихся. Работают на ленте времени у доски: Иудаизм буддизм христианство ислам - Ответы учащихся - Сообщения учащихся - Разгадывание кроссворда Карточки распределяются так: «Религии мира» «Основатели религий мира» «Священные книги религий мира» «Хранители предания в религиях мира» «Человек в религиозных традициях мира» «Священные сооружения» -Озвучивают тему урока. Предположения учащихся. | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Совместные ритуальные действия, верующие выполняют в специальных сооружениях. Я предлагаю посмотреть, как же выглядят священные сооружения и чем отличаются друг от друга. (Выставка фотографий различных священных сооружений) - Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. - Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам. | Ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться. - Рассматривают фотографии. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; |
4. Первичное усвоение новых знаний. | (Показ презентации, на слайдах которой изображены священные сооружения различных религий). - Уже в древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам, приносить им жертвы. Для этого они использовали шатры, собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхедж. -Древние греки, римляне, египтяне, индийцы, китайцы, японцы сооружали храмы, посвященные своим богам. В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги есть обязательные элементы- арон кодеш, шкаф для хранения Торы, менора (светильник), плита с заповедями. - Теперь рассмотрим картинку на стр. 30. Здесь показана синагога изнутри, и возвышение, где читается Тора. - Далее я расскажу вам о Христианских храмах. - Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Форма купола символизирует пламя горящей свечи. Символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола- Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви. Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата. Амво́н — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания. Притво́р — пристройка перед входом в храм. Священные здания мусульман называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями и орнаментами. В мечеть входят без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами. Буддийские священные сооружения. Как вы уже знаете, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы (первоначально их было 8). - На что похожа ступа? Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды. | Слушают, смотрят. Рассматривают иллюстрацию в учебнике Слушают, смотрят | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь учителя; - анализировать и делать выводы; - воспринимать информацию на слух; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя. |
5. Первичная проверка понимания. | - Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились? Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами. - В чём особенность каждого из сооружений? - А сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. В паре заполните таблицу. Если кто-то затрудняется, то вы можете открыть учебник на странице 30 – 33. (Двое человек работают у доски, чтобы можно было потом сверить работу ребят) Священные сооружения исламской культуры Священные сооружения православной культуры Священные сооружения иудейской культуры Священные сооружения буддийской культуры (Мечеть минарет Церковь Алтарь Икона фреска Синагога менора Ступа пагода) - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да – нет» Если вы согласны с утверждением, то вы стоите, если нет – то приседаете. ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ» У пагоды есть колокола? – нет У православного храма много куполов? – нет Ступа это место для молитвы? – нет Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да В синагоге прихожане сидят на полу? – нет В православном храме мы увидим иконы? – да Минарет похож на перевернутую чашу? – нет Синагога – это здание где молятся иудеи? – да Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да У пагоды два купола? – нет - Сейчас вы снова объединитесь в группы. Возьмите конверты. Соберите мозаику из деталей. (В конвертах мозаика священных сооружений). - Определите, к какой религиозной культуре относится сооружение? | Ответы учащихся. Заполняют таблицу Выходят из-за парт, выполняют движения Собирают фотографии священных сооружений) Ответы учащихся. | Познавательные УУД: - использовать информацию для решения учебной задачи; ; - структурировать учебный материал, Коммуникативные УУД: - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в группе. Регулятивные УУД: - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
6.Первичное закрепление. | А теперь подведем итоги. - Давайте составим синквейн со словом храм: первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы. | Составляют синквейн (например) 1-храм 2- изящный и красивый 3- молятся ,богослужат, работают 4- только в этом месте раскрывают секреты 5- вера | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей |