СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орловская юность н.с. лескова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается влияние орловского периода жизни Н.С. Лескова на формирование творчества писателя.

Просмотр содержимого документа
«Орловская юность н.с. лескова»

ОРЛОВСКАЯ ЮНОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА

Удодова Т.В.

БПОУ ОО «Орловский техникум путей сообщения

им. В.А. Лапочкина»

г. Орёл, ул. Московская, д. 26

Научный руководитель: Багаева Е.В.


Николай Семёнович Лесков – классик отечественной и мировой литературы. Он является уроженцем Орловской земли. Его имя навсегда запечатлено на страницах известных с детства каждому произведений («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Соборяне», «Очарованный странник» и многие другие).

Нас заинтересовал вопрос: какое влияние оказал город Орёл на формирование личности Н.С. Лескова? Отразились ли орловские впечатления на творчестве нашего великого земляка? Таким образом, объектом нашего исследования являются детские и юношеские годы Н.С. Лескова, которые он провёл в городе Орле.

Выбранная нами тема является актуальной, так как некоторое время назад интерес к отечественной классической литературе начал угасать. Своей работой мы попытаемся показать, что классическая литература – это не что-то далёкое и неинтересное, это то, что находится рядом с нами, то, к чему наш родной город имеет непосредственное отношение.

При подготовке материала мы изучили несколько источников информации по выбранной теме, проанализировали полученные данные и пришли к определённым выводам, которые будут изложены чуть позже.

Жизнь связала Н.С. Лескова с Орлом ещё в раннем детстве. 17 августа 1832 года Семён Дмитриевич Лесков, отец писателя, приобрёл «собственный деревянный дом, состоящий города Орла в третьей части первого квартала под №43, дошедший ему от титулярного советника Николая Питонди по купчей».

До восьми лет Лесков жил на хуторе Панино Кромского уезда. Жизнь была тяжёлой, но подарила массу впечатлений. «В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел…», - писал впоследствии Лесков.

Дом на Третьей Дворянской улице стоял третьим по счёту от берегового обрыва над рекой Орлик. В своих произведениях («Несмертельный Голован», «Пугало») Лесков даёт точное описание расположения и окружения своего дома: «Место здесь довольно красиво. За домом был сад, оттуда открывался просторный вид на широкий и глубокий овраг с обрывистыми краями, прорезанными пластами красной глины. За оврагом расстилался большой выгон, на котором стояли казенные магазины, а возле них летом всегда учились солдаты».

Друзей у маленького Николая не было, поэтому его собеседниками были взрослые. Вместе с няней будущий писатель постепенно знакомился с городом, они отправлялись «на кладбище к Троице» (Троицкое кладбище) навестить кого-то из близких, покоившихся там. Оттуда хорошо была видна усадьба графа Каменского, которую не без оснований называли «проклятой». О нелёгкой судьбе крепостных актёров маленький Лесков узнал от няни, Любови Онисимовны, бывшей актрисы театра графа Сергея Михайловича Каменского.

Известен тот факт, что детские впечатления навсегда остаются в памяти. Верхняя Дворянская улица, собор Бориса и Глеба, городской парк, Троица, хлебная пристань реки Оки, домашние разговоры о соседях, чиновниках, о губернаторе и военных – во всё это он вникал и вслушивался. И сегодня мы находим это богатство впечатлений во многих его произведениях.

Шли годы, пришло время поступать в гимназию, но дом в Орле уже был продан, поэтому родители сняли сыну комнату в районе реки Пересыханки, которую по-орловски называли Перестанкою (в нынешнем Орле такой реки нет).

Гимназист Лесков был устроен самым лучшим образом: комната с окнами на Оку, полный пансион и гимназия близко – по берегу пройти, мост перейти, мимо рядов – вот и гимназия.

В первый год он очень скучал по родным: «Я скучал ужасно, но учился хорошо». Журналы посещаемости и успеваемости, сохранившиеся в Государственном архиве Орловской области свидетельствуют о том, что в первом и втором классе Николай Лесков исправно посещал занятия и совсем неплохо учился.

Дом, в котором проживал мальчик находился в самом центре колокольного звона сразу от нескольких городских церквей (Покровская, Богоявленская, Преображенская, Воскресенская, Георгиевская (на месте кинотеатра «Победа»), храмовый комплекс Введенского женского монастыря (на месте типографии «Труд»). Можно только представить, какая «музыка» звучала по утрам и вечерам каждый день! Возможно, отголоски именно этого звона мы слышим в романе «Соборяне».

Учёба гимназиста Лескова сложилась совсем не так, как ожидали родители. Начались гуляния по городу, открылась бурная жизнь «на задах» огородов. Порой там разворачивались такие сюжеты, которые и придумать сложно. Отголосок одного из них, художественно преобразованный, читатель может найти в произведении «Леди Макбет Мценского уезда». Лесков вспоминает, как старику, который в летний день «пошёл отдохнуть под куст чёрной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… я помню. Как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке палач терзал». (Ильинская площадь – территория современного сквера танкистов)

Таким образом в 1843-1845 годах Лесков открывает для себя Орёл заново. Параллельно разворачивается ещё одна глава его жизни – «Гимназия».

Орловская гимназия в то время была центром губернской науки.

Руководили гимназией Кронеберг Александр Яковлевич (директор) и Азбукин Пётр Андреевич (инспектор). Они поощряли гимназистов умеренно, а наказывали примерно и даже не догадывались, что спустя много лет станут героями литературных произведений, причём в них, как в литературных персонажах, проявятся не самые лучшие человеческие качества.

Лесков писал: «Так, в Орловской гимназии, где я учился, классные комнаты были до того тесны, что учителя затруднялись найти ученику, отвечающему урок, такое место, до которого бы не доходил подсказывающий шёпот товарищей, духота всегда была страшная, и мы сидели решительно один на другом». «Учат в гимназии как попало, но бьют исправно».

Учителей, которых Лесков вспоминал добрым словом было немного. Первым среди них стоит назвать Ефимия Андреевича Остромысленского, законоучителя, который послужил прототипом Туберозова. Это тот самый Ефим, о котором в рассказе «Грабёж» сказано: «… был из духовных магистров, и если проповедь постарается, никак её не постигнешь».

В романе «Некуда», в описании «двух прогрессивных людей уездного города» легко узнать Зарницына и Вязмитинова, учителей местной гимназии.

Ещё один интересный персонаж встречается в романе «Некуда», это учитель Саренко. Человек с такой фамилией работал в Орловской гимназии в период обучения там Н.С. Лескова. Наверное, не является простым совпадением то, что в указанном выше произведении появляется персонаж по фамилии Саренко.

Не стоит забывать, что Лесков так и не закончил Орловскую гимназию, которая «подарила» ему множество героев для его произведений. Позже Лесков не раз пожалел об этом, несмотря на самостоятельное обучение. Ошибка, которая была совершена по юношескому легкомыслию, оказалась непоправимой.

В своей работе мы попытались показать, как орловская «догимназическая» и «гимназическая» жизнь повлияли на становление Н.С. Лескова как человека и писателя. Проанализировав обнаруженный материал, мы с уверенностью можем сказать, что орловский период жизни великого русского писателя нашёл яркое отражение в его творчестве. В достаточно большом количестве произведений писателя нами обнаружились «орловские реалии», возникло такое ощущение, что мы совершили путешествие в прошлое и прогулялись по Орлу 19 века: Ильинская площадь, торговые ряды, Троицкое кладбище, крутой берег Орлика на Третьей Дворянской улице. Вот оно, живое прикосновение к нашей истории, к истории родного города. И всё это благодаря творчеству нашего великого земляка Николая Семёновича Лескова.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ашихмина Е.Н. «Тургеневский бережок» в годы детства И.С. Тургенева. // Тургеневский ежегодник 2005 – 2006 годов. Орел, 2008. – С. 31 – 37.

2. Ашихмина Е.Н. Орловское детство Лескова. Часть 1. Лесков и город. – Орловский вестник, 2008, 13 февраля

3. Ашихмина Е.Н. Орловское детство Лескова. Часть 2. Лесков и гимназия. – Орловский вестник, 2008, 5, 12 марта

4. Лесков Н.С. Собрание сочинений в XI томах. Т. I – XI. М., 1956 – 1958.

5. Новикова А. Николай Семенович Лесков: своеобразие художественного мировосприятия. – Орел, 2005.