СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые друзья! предлагаем вам в качестве примера выполнение исследовательские работы. Надеемся, что работы детей творческого объединения «Вестники Оренбуржья» и «Академия юного исследователя» станут для вас стимулом для развития собственных исследовательских компетенций и их презентации в различных конкурсах.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Промышленного района
Орский Покровский женский монастырь
Подготовила:
Комарова Карина, ученица 9 «а» класса,
Научный руководитель:
Мишучков Андрей Александрович,
педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦДТ Промышленного района», к.ф.н.
г. Оренбург
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………….3
Основание иноческой женской общины г. Орска.………………4
Материальное укрепление монастыря и строительство храма.…………………………………………..….….…………………....7
Закрытие монастыря. …………………………………...................14
Заключение……………………………………………………….............15
Список использованной литературы…………………………………..16
Приложения……………………………………………………...............17
Введение
Женские монастыри в социальной миссии Православия играли большую роль, чем мужские, они создавали благоприятные условия для становления церковного института сестер милосердия. Женские монастыри выросли именно благодаря своей социально-благотворительной деятельности, стали в этом отношении примером для других обителей и обрели признание народа.
Само монашество как историческое явление возникло из желания отделиться от мира и сохранить это «малое стадо Христово».
Накануне Октябрьской революции 1917 г. в пределах Оренбургской епархии Русской Православной Церкви действовали 14 обителей, а общее число монашествующих превышало 2000 человек. Монастыри были крупными духовными центрами, выполняя важные религиозные, культурно-просветительские и социально-благотворительные функции. Однако с утверждением атеистической власти большевиков они подверглись разгрому и поруганию. Лишь в последние два десятилетия на территории Оренбургской области с неимоверными организационными и материальными трудностями началось постепенное возрождение из пепла монашеской жизни, которое невозможно без опоры на опыт прошлого. Последним этот процесс затронул новоучреждённую Орскую епархию в составе Оренбургской митрополии. В этой связи особую актуальность для восстановления местных традиций монашества приобретает обращение к истории возникновения и развития существовавшего здесь прежде Орского Покровского женского монастыря.
Цель работы: определить роль женского монашества в духовном возрождении русской культуры и историко-культурное значение Покровского женского монастыря г. Орска.
Объект исследования: женское монашество в Оренбургской епархии Предмет исследования: Покровский монастырь города Орска.
Методы исследования:
- работа в архиве с историческими документами
- изучение краеведческой литературы
- интервьюирование
- анализ и оформление полученной информации
Актуальность работы заключается, так как без возрождения духовных традиций невозможно социальное возрождение общества.
Задачи:
-Найти сведения о возникновении Покровского монастыря в городе Орске;
- Изучить историю монастыря;
- Определить роль женского монашества;
- Беседы с церковнослужителями, сделать фотографии. - Провести анализ и полученной информации и оформить её в исследовательской работе.
Основание иноческой женской общины города Орска
Зимой 1885 г. в уездном городе Орске сформировался кружок из 12 богомольных женщин, которые во главе со старшей сестрой Евдокией Феодоровной Пашинцевой (1829–1906) твёрдо порешили оставить мирскую жизнь ради монашеского служения. Все они в разное время вопреки уговорам родных отказались от замужества, усердно посещали Божий храм и исполняли долг исповеди по несколько раз в год. «Многие из них, не имея родителей, жили с братьями и снохами, но не всегда пользовались родственною любовию. Последние относились к ним или пренебрежительно, или насмешливо, называя их богомолками, белоручками», а иногда «и дармоедками». Это ещё более склоняло глубоко верующих женщин удалиться от мира для совместного труда и молитвы. В то же время среди горожан многие отнеслись к их стремлению с горячим сочувствием потому, что переселились в Орск после упразднения местной крепости в 1867 г. из внутренних губерний страны, где были привычны к монастырям и хотели молиться в собственной обители и на новом месте. В феврале 1885 г. орский купец Василий Корнеевич Артеменков бесплатно предоставил для этой богоугодной цели в бессрочное пользование свой просторный деревянный дом из 2 комнат внизу и 3 на втором этаже в Ташкентской слободке, на краю города, куда и переехали из своих семейств на жительство члены сформировавшейся женской общины.
4 марта 1885 г. мещанские девицы Евдокия Феодоровна Пашинцева, Евгения Михайловна Рязанцева, Анна Филипповна Арзамасцева, Наталья Евфимовна Шадрова, Анна Ермолаевна Панфилова, Евфимия Семёновна Камнева, Васса Гавриловна Александрова, Анастасия Кузьминична Шувалова, Прасковья Ивановна Толмачёва, Дарья Прокофьевна Касатикова, Марфа Ивановна Иванова и Евфимия Аверьяновна Пименова подали ходатайство на имя Преосвященного Вениамина (Смирнова) (1829–1890), епископа Оренбургского и Уральского. Они просили выхлопотать им у вышестоящих церковных властей разрешение на официальное образование монашеской женской общины1. Но поскольку она не имела ни собственной земли, ни денежных средств, дело было отложено до формирования прочной материальной базы.
Между тем, прослышав об инициативе, в общежитие приходили всё новые и новые девушки так, что уже в мае 1885 г. там находилось 20 человек. Постепенно стало складываться и имущество будущей обители. По обращению основательниц Орская городская дума журналом от 3 декабря 1886 г. № 91 выделила общине 10 дворовых мест (половину квартала), которые прежде были назначены под новую застройку жилыми домами на окраине города, в конце Ташкентской слободки. Проезжая через Орск в 1887 г., новый оренбургский епископ Макарий (Троицкий) (1830–1906) благословил отведённое место и словесно разрешил устроить на нём жилое помещение. «С той поры пожертвования со стороны боголюбцев, особенно строительными материалами, полились весьма нескудно». К августу 1887 г. орские благотворители: купец Василий Артеменков, мещане Василий Объедков, Максим Ерёмин и Дмитрий Спиридонов возвели на этом участке за свой счёт большой деревянный корпус из 4 комнат, вмещающий до 40 человек, с кухней и трапезной. Весной 1888 г. купец В. Артеменков дополнительно перевёз на двор общины готовый дом из двух комнат, к которому была пристроена третья для самой настоятельницы. Наконец, по журналу от 4 мая 1888 г. № 33 Орская городская дума расширила земельный отвод обители до 2400 кв. саженей (1,09 га)2.
Создание необходимых материальных условий для жизни обители позволило сёстрам 16 октября 1887 г. вновь поставить вопрос об официальном учреждении в г. Орске Покровской женской общины, который был решён положительно по указу Святейшего Синода от 25 октября 1888 г. № 53473.
Как это нередко бывает при всяком новом деле, становление общины сопровождалось некоторыми трениями. Её благотворители ошибочно полагали, что щедрые пожертвования дают им право напрямую влиять на внутреннюю жизнь монашеской обители, чему противилась старшая сестра Е. Ф. Пашинцева. На неё посыпались жалобы епархиальным властям от попечителей с требованиями отставки под угрозой прекращения финансирования. Но на все призывы сочувствующих защищаться кроткая и терпеливая начальница неизменно отвечала: «Бог с ними, чернее, чем я есть, они меня не сделают, тяжб я не люблю, власти не ищу». Для водворения внутреннего мира в общине туда была командирована новой начальницей со стороны в ноябре 1888 г. опытная монахиня Оренбургского Успенского женского монастыря Серафима (1842–?)4. Однако уже 31 декабря 1888 г. она подала в отставку из-за тяжёлого заболевания хроническим катаром верхних дыхательных путей. В итоге по заступничеству благочинного градо-Орских церквей, протоиерея Михаила Авраамова оренбургский епископ Макарий своей резолюцией от 14 января 1889 г. категорически запретил посторонним светским лицам вмешиваться во внутренние дела монашеской общины под угрозой предания уголовному суду. А старшая сестра Евдокия Феодоровна Пашинцева 2 февраля 1890 г. в Оренбургском Успенском женском монастыре была пострижена иеромонахом Иннокентием в мантию под именем Евпраксии и указом Духовной консистории от 26 марта 1890 г. № 3265 юридически утверждена в должности начальницы Орской Покровской общины5.
Выяснив отношения, благотворители и монашествующие продолжили совместную работу на благоустроение обители. В 1890 г. была сооружена и 30 апреля освящена протоиереем Михаилом Авраамовым первая деревянная церковь общины на каменном фундаменте во имя святой мученицы Параскевы, для которой по случаю куплен старый иконостас в станице Кваркенской. 9 октября 1890 г. после молебствия открыта женская школа грамоты, которая впоследствии была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу6. В 1900 г. здесь обучались 32, а в 1913 г. – 37 девочек. Должность учительницы последовательно занимали Варвара Петровна Пащенкова, преподававшая несколько лет в казачьей начальной школе, а также послушницы Екатерина Иванова и Наталия Турбина. Закону Божьему учили, сменяясь один за другим, штатные священники монастырского храма Дионисий Козмодемьянский, Василий Успенский, Пётр Шаляев и Владимир Чемезгин. Наконец, в 1892 г. на усадебном месте обители был построен ещё один большой деревянный 1-этажный корпус на каменном фундаменте, крытый железом, из 10 отделений для сестёр, общее число которых к 1895 г. возросло до 73 человек (1 настоятельницы, 2 монахинь, 2 указных послушниц и 68 неуказных)7.
Заложив основы монашеской женской общины в Орске, её начальница, монахиня Евпраксия в 1894 г. ушла на покой и проводила время за чтением Псалтири, в 1904 г. приняла великую схиму8 и в 1906 г. скончалась.
У кормила общины её сменила монахиня Евлампия (в миру Евфимия Никитична Васильева), личность выдающаяся во многих отношениях. Она родилась в 1840 г. в семье оренбургских мещан и получила домашнее образование. В 1866 г. поступила в Оренбургский Успенский женский монастырь, где проходила различные послушания. По заданию игуменьи ездила по стране для сбора добровольных пожертвований на построение монастырского храма. Исправляла должность пономарки, наблюдая за порядком в алтаре до 1870 г. Во время русско-турецкой войны, с 20 июля 1877 г. до 5 мая 1878 г. добровольно работала сестрой милосердия в подвижном госпитале, открытом Оренбургским отделением Красного Креста в тылах армии, у с. Голта близ города Ольвиополя Херсонской губернии (ныне в черте г. Первомайска Николаевской области Украины). За усердную службу при больных и раненых воинах была удостоена трёх похвальных свидетельств от врачей, бронзовой медали в память войны 1877–1878 гг., а по возвращении получила 16–17 июня 1878 г. архипастырское благословение от епископа Оренбургского и Уральского Митрофана (Вицинского) (1807–1887)9. 9 июня 1881 г. в своей обители иеромонахом Иннокентием была пострижена в монашество. В 1883 г. послана в годовой сбор. Вновь проходила послушание церковницы, наблюдая за порядком в алтаре монастырского храма до 1891 г. Указом Оренбургской духовной консистории от 18 февраля 1894 г. № 1796 определена настоятельницей Орской Покровской женской общины, в каковую должность вступила 24 февраля10.
По свидетельству современника, «с её назначением началась эра развития монастыря и в духовном, и в материальном отношении». Немалая заслуга в этом принадлежала и ближайшей помощнице настоятельницы Евлампии во всех хозяйственных делах, казначее Феогнии (в миру Феодосии Ефремовне Завершинской) (1851–1909), приехавшей вместе с ней из Оренбургского Успенского женского монастыря.
Материальное укрепление монастыря и строительство храма.
Первым делом новой настоятельницы стало расширение усадебного места обители. По её ходатайству 20 июня 1894 г. Орская городская дума постановила увеличить монастырский отвод с 2400 до 10500 кв. саженей земли (4,78 га) за счёт прирезки свободного участка на выгоне с юго-востока от вала бывшего татарского кладбища через Коровье озеро к воротам христианских кладбищ. По бедности общины её заведующая и не чаяла обнести такую огромную территорию каменной оградой, но на выручку тут же пришли добрые люди. Ещё до конца июня 1894 г. орский купец Василий Корнеевич Артеменков пожертвовал 4 кубических сажени (39 куб. м) камня, орский купец Михаил Евдокимович Кичигин – 6 кубических саженей (58 куб. м), орский мещанин Василий Романович Объедков – 15 кубических саженей (146 куб. м), орский купец Максим Петрович Литвак – 5000 штук обожжённого кирпича11 и т. д. Благодаря их вкладу обширный участок обители был огорожен со всех 4-х сторон каменной стеной высотой до 4 аршин (2,84 м) и общей протяжённостью по периметру в 420 саженей (896 м). На этой площади под руководством настоятельницы Евлампии и казначеи Феогнии развернулось широкомасштабное строительство. В 1895 г. был возведён деревянный 1-этажный флигель на 2 кельи. В 1896 г. внутри обители окончен просторный чёрный двор из дикого камня, который объединил под общей крышей комплекс необходимых хозяйственных служб: кладовые, погреб, амбары, сеновал, карду для скота, конюшню, каретник, завозню для экипажей, сарай для дров, баню и прачечную. В 1897 г. построен 2-этажный полукаменный корпус, включавший жилые кельи, просфорню и мастерские12.
Одновременно началось обогащение обители недвижимостью и вне городской черты Орска. По духовному завещанию, вступившему в силу 2 декабря 1894 г., умершая дочь казачьего сотника Екатерина Петровна Ветошникова оставила общине пустошь Лиманную при реке Орь в 15 верстах (16 км) от города размером 243 десятины 480 кв. саженей (265,7 га)13. 1 июля 1895 г. последовало высочайшее согласие на отвод из свободных земель Оренбургского казачьего войска соседнего участка в 334 десятины 960 кв. саженей (365,3 га), рядом с посёлком Кумакским Новоорской станицы14. С того же 1895 г. обитель вступила в фактическое владение землёй Василия Романовича Объедкова, от которого по завещанию, утверждённому к исполнению 10 сентября 1899 г., официально получила в собственность 90 десятин (98,3 га) при хуторе Поддубном и 80 десятин (87,4 га) при хуторе Воскресенском 3-й Усерганской волости Орского уезда, на речке Каяле в 135 верстах (144 км) от Орска15. В 1897 г. купчиха Анастасия Ивановна Валявина пожертвовала общине дворовое место с каменным и деревянным флигелями в г. Оренбурге, на Извозчичьей улице (ныне Яицкой), где было устроено монастырское подворье. В 1904 г. здесь был сооружён ещё один кирпичный флигель, а в 1910 г. – 2-этажный каменный дом, навес, каретник и дровяной сарай с погребами и сеновалом. 4 свободных квартиры на подворье сдавались в наём за 72 руб. в месяц. Наконец, 27 августа 1903 г. была оформлена дарственная на участок вдовы казачьего сотника Натальи Андреевны Угрюмовой под названием 1-й Гришинской пустоши размером 249 десятин (272 га) в 30 верстах (32 км) от Орска, у станицы Таналыкской. Таким образом, за пределами города монашеская община сосредоточила в своих руках 996 десятин 1440 кв. саженей (1088,7 га) земли.
«За особые усердные труды» по умножению имущества и развитию хозяйства обители её заведующей, монахине Евлампии по указу Оренбургской духовной консистории от 2 декабря 1897 г. № 7051 было преподано архипастырское благословение16. Рост благосостояния и численности общины позволил поставить вопрос о повышении её ранга. 2 ноября 1897 г. матушка Евлампия подала на имя Преосвященного Владимира (Соколовского-Автономова) (1852–1931), епископа Оренбургского и Уральского ходатайство о преобразовании общины в Орский Покровский женский общежительный монастырь. По представлению архиерея указом Святейшего Синода от 16 сентября 1898 г. № 4851 это прошение было удовлетворено17, а указом от 18 ноября 1898 г. № 6834 монахиня Евлампия назначена настоятельницей нового монастыря с возведением в сан игуменьи.
Её следующей задачей стало построение храма, соответствующего более высокому статусу и материальным возможностям обители, поскольку старая домовая церковь по своей тесноте и скромному убранству уже не отвечала религиозным запросам, как сестёр монастыря, так и приходивших сюда многочисленных богомольцев. Указом Оренбургской духовной консистории от 17 ноября 1898 г. № 11185 был утверждён проект нового кирпичного собора, разработанный епархиальным архитектором Аркадием Иосифовичем Савиничем. Закладка храма совершена 15 июня 1899 г., но строительные работы затянулись из-за технических трудностей и перерывов в финансировании. Так, при отрытии котлованов под фундамент обнаружилась слабость несущего грунта, что потребовало углубления рвов. Строительные материалы постоянно дорожали, а недостаток пожертвований от местных благотворителей приходилось восполнять разъездами монахинь по всей стране для сбора денежных средств.
Поэтому на первое время в 1901 г. было решено увеличить вместимость прежней церкви св. мученицы Параскевы, которая была полностью перестроена на бутовом фундаменте из хорошего соснового леса и покрыта чёрным железом. 10 октября 1902 г. обновлённый храм по благословению епископа освятил протоиерей Спасо-Преображенского собора г. Орска Павел Георгиевич Дроздов (1830–1911). А в 1903 г. церковь была окрашена масляной краской внутри и выбелена известью снаружи.
Параллельно велись работы и на втором храме. Подрядчиком по его сооружению выступал оренбургский купец Кузьма Иванович Рукавишников. В строительный комитет, заведовавший финансово-хозяйственными вопросами, входили: настоятельница Евлампия, казначея Феогния, монахини Июлия и Лукия, послушницы Дарья Артеменкова и Матрона Хоружева, священник монастыря о. Василий Успенский, а также Орский городской голова Дормидонт Гордеевич Швецов. Они закупали камень в городской каменоломне, кирпич – на заводах С. и. К. Ковылиных, Н. Парфёнова и П. Порфирьева, лес – у Ш. Рамеева, И. Самойлова и Д. Швецова, железо – у Л. А. Нидеккера, стекло – у М. Ф. Солодова и т. д. Для удешевления строительства многие работы выполняли сами сёстры монастыря: вывозили землю из-под фундамента, доставляли песок и кирпич, обжигали алебастр, красили, вставляли стёкла в оконные рамы, расписывали интерьер церковной живописью. В июне 1905 г. была завершена кладка стен, 30 сентября 1907 г. водружены кресты, а 1 октября 1907 г. подняты колокола на примыкающую каменную колокольню. Наконец, 24 августа 1908 г. епископ Оренбургский и Тургайский Иоаким (Левицкий) (1853–1921) в сослужении епархиального наблюдателя церковных школ протоиерея Мануила Матвеевича Немечека и местного орского духовенства торжественно освятил главный предел храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. К этому времени общие расходы по его возведению составили 31980 руб. 57 коп.18. 27 ноября 1911 г. благочинным градо-Орских церквей протоиереем Максимом Ивановичем Худоносовым (1863–?) проведено освящение правового предела в честь Казанской Божьей Матери. Левый предел освящён во имя святителя Николая Чудотворца.
По указу Оренбургской духовной консистории от 28 августа 1909 г. № 12673 деревянная церковь св. мученицы Параскевы была дополнительно обложена снаружи кирпичом.
Заботы настоятельницы Евлампии по организации религиозной жизни вверенного ей монастыря были достойно вознаграждены глубоким уважением церковного руководства и искренней любовью подчинённых. Определением Святейшего Синода от 13 апреля 1901 г. № 1331 она была удостоена наперсного креста. По ходатайству казначеи Феогнии и старших сестёр обители Оренбургская духовная консистория указом от 4 февраля 1903 г. № 1676 наградила настоятельницу серебряным наперсным крестом с украшениями. Наконец, «за ревностные труды по сооружению и благоукрашению нового каменного храма» 27 мая 1909 г. за № 7463 ей был высочайше пожалован золотой наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества19.
Созидание собственных храмов отвлекало значительные силы и средства обители, но отнюдь не останавливало на её территории и активного строительства для жилых и хозяйственных нужд. В 1898 г. был возведён второй 2-этажный полукаменный корпус для келий, в 1904 г. – 1-этажный каменный корпус с кухней для игуменьи и в 1906 г. – третий 2-этажный полукаменный корпус под размещение сестёр. По состоянию на 1910 г. монастырь насчитывал в Орске уже 12 различных построек, а вся его недвижимость в городской черте оценивалась в 83156 руб.20. В 1914 г. на территории обители было сооружено отдельное 1-этажное деревянное здание на каменном фундаменте для церковно-приходской школы с квартирой учительницы. Во внимание к трудам игуменьи по его возведению согласно определению Оренбургского епархиального училищного совета от 23 января 1915 г. № 4240 настоятельнице Евлампии 18 августа было преподано архипастырское благословение. К 1916 г. число монастырских строений возросло до 20 и включало: 2 храма, 7 жилых зданий с просфорней, кухней, трапезной и рукодельными мастерскими, 2 дома для священника и дьякона, церковно-приходскую школу, хозяйственный двор, хлева, сараи и кладовые, ледники, 2 бани, прачечную и ветряную водокачку с ёмкостью на 500 вёдер21.
Необходимые постройки были сооружены и на всех земельных участках обители в сельской местности, где заведены хутора для занятия земледелием и скотоводством. Наиболее освоенным был участок при реке Орь, на котором построены обширный хозяйственный двор, 2 больших флигеля, крытых железом, и целый ряд служб из саманного кирпича. Местные угодья использовались в основном под пастбища и сенокошение. В 1910 г. монастырю принадлежали 41 бык и корова, 20 лошадей и 40 овец, а всего 101 голова различных пород скота. Правда, прибыль от его продажи была незначительной: в 1908 г. – 212 руб., а в 1910 г. и того меньше – 120 руб. Засевалось всего 3 десятины (3,3 га), а кроме того, проводилась ежегодная распашка под бахчи и огородные культуры, но их не хватало даже для обеспечения самой обители. В 1910 г. она дополнительно потратила на заготовку овощей 133 руб. На хуторе Воскресенском монастырь имел деревянную избу с каменной землянкой, а на хуторе 1-м Гришинском – саманный дом. В 1910 г. на этих двух участках находилось под посевом 40 десятин (43,7 га) пшеницы, 5 десятин (5,4 га) овса и 4 десятины (4,4 га) ржи, а всего 49 десятин (53,5 га) земли22. В целом, несмотря на крупные земельные владения, сельское хозяйство монастыря не получило большого развития из-за малочисленности сестёр для обслуживания удалённых хуторов.
«Гораздо лучше и с большими выгодами» было «поставлено занятие различными женскими и специально монастырскими промыслами и ремёслами». В обители действовали разнообразные мастерские: белошвейная, одеяльная, шитья гладью, чистки пуховых платков, чулочная, чеботарная, иконописная, просфорня. Наиболее доходным занятием, как раз, и служила выпечка просфор для городских церквей Орска, которая принесла: в 1908 г. – 385 руб. 90 коп., а в 1910 г. – 384 руб. 16 коп. Не только богоугодным, но и прибыльным делом было также иконописание, которым занимались 3 послушницы и 3 ученицы под руководством опытной старшей сестры Татьяны Объедковой. Полностью обеспечивая потребности монастырских храмов, мастерицы брали и посторонние заказы, которые дали: в 1908 г. – 326 руб., в 1909 г. – 306 руб. 70 коп., в 1910 г. – 334 руб. 7 коп. В белошвейной мастерской 10 послушниц одновременно изготавливали верхнюю одежду и церковных облачения с доходом: в 1908 г. – на 223 руб. и в 1910 г. – на 224 руб. Прибыль от чистки пуховых платков составила: в 1908 г. – 172 руб. и в 1910 г. – 125 руб. Стёжка одеял дала поступлений: в 1908 г. – в размере 150 руб., а в 1910 г. – в сумме 144 руб. Наконец, шитьё гладью пополнило монастырскую казну: в 1908 г. – на 115 руб. 50 коп., а в 1910 г. – на 111 руб.
Специфическими монастырскими занятиями были чтение в кельях Псалтыри по умершим и участие хора певчих сестёр в погребальных процессиях. Келейное поминовение принесло: в 1908 г. – 188 руб. и в 1910 г. – 175 руб. За отпевание было получено: в 1908 г. – 85 руб., а в 1910 г. – 165 руб. Постоянным обращениям верующих за этими нуждами способствовало расположение монастыря прямо напротив входа на христианские кладбища города Орска. На территории самой обители также были устроены 2 кладбища для сестёр: в церковной ограде и во дворе, где за особую плату хоронили и мирян.
В целом, общие доходы Орского Покровского женского монастыря за 1908 г. составили 5622 руб. 29 коп.
Таблица 1 – Приход денежных средств Орского Покровского женского монастыря за 1908 г.
Статьи прихода | Сумма | |
руб. | коп. | |
Сборы и пожертвования на нужды монастыря | 1064 | 00 |
Пожертвования на постройку новой церкви | 1700 | 00 |
Доходы от рукоделий и промыслов сестёр | 1845 | 90 |
Доходы от продажи сельхоз. продукции | 212 | 00 |
Церковные доходы (свечные, кошельковые и др.) | 722 | 78 |
Проценты по вкладам причта | 38 | 48 |
Проценты по вкладам монастыря | 9 | 98 |
Остаток 1907 г. | 29 | 15 |
Итого: | 5622 | 29 |
Расходы за тот же период выразились суммой 5541 руб. 64 коп 23.
Таблица 2 – Расход денежных средств Орского Покровского женского монастыря за 1908 г.
Статьи расхода | Сумма | |
руб. | коп. | |
На постройку новой церкви | 2796 | 79 |
На содержание старой церкви | 773 | 11 |
Причту | 38 | 48 |
На содержание сестёр | 459 | 65 |
На содержание монастырских строений | 594 | 09 |
На содержание мастерских | 189 | 80 |
На поддержание сельского хозяйства | 609 | 82 |
Школе | 60 | 00 |
Канцелярии | 19 | 90 |
Итого: | 5541 | 64 |
Кроме того, к 1913 г. монастырь и его причт владели неприкосновенным капиталом из 22 ценных бумаг и вкладов на 5911 руб. Все они в разное время были внесены благотворителями с тем, чтобы ежегодными процентами обеспечить дополнительное финансирование обители и её духовенства. Самому монастырю пожертвовали 3400 руб.: по 1000 руб. – Анна Михайловна Балтенкова, Александр Степанович Качурин и Феодор Онуфриевич Нечаев, 300 руб. – вдова священника Анна Кирилловна Тоболкина и 100 руб. – Иустиния Егоровна Жаркова. На содержание монастырского причта было передано ещё 2511 руб.: 1511 руб. – от анонимных доброжелателей, 900 руб. – от Стефаниды Ивановны Лаврентевой и 100 руб. – от Иустинии Егоровны Жарковой24.
Несмотря на это, в материальном плане Орский Покровский женский монастырь был обеспечен крайне слабо. Его земельные владения эксплуатировались недостаточно эффективно по причине удалённости от обители и малочисленности сестёр для их освоения. Доходы от мастерских едва покрывали текущие хозяйственные нужды. А многочисленные здания и великолепные храмы были возведены исключительно жертвами благотворителей. Бедность общины, в свою очередь, сдерживала её рост. Если в 1900 г. монастырь насчитывал 111 сестёр (14 монахинь, 6 указных послушниц и 91 неуказную), то в 1915 г. имел практически то же количество в 114 насельниц (1 игуменью, 32 монахини, 3 указных послушницы и 78 на временном испытании)25. По свидетельству современника, их содержание было весьма скудным. Обед предлагался ещё сносный, но чай и сахар выдавались только занятым «чёрной», то есть тяжёлой физической работой. А вот одежду насельницам приходилось справлять самостоятельно. Следуя монашескому идеалу, они действительно проводили жизнь в бедности и послушании, непрестанных трудах и молитвах.
Поначалу общественное богослужение для них в монастырском храме при одном штатном священнике не проводилось только по понедельникам и вторникам, но после назначения в 1910 г. второго иерея стало ежедневным. В будни богослужение посещалось всеми сёстрами, кроме послушниц, занятых неотложными работами. Очевидец сообщал, что «церковная служба правится в монастырском храме весьма благолепно, чему немало способствует отличный хор певчих. Священник … очень усерден в поучении своей паствы и неустанно проповедует слово Божье по воскресным и праздничным дням». Вечернее правило совершалось по кельям, а утреннее – в церкви с 03.30. Кроме того, в особой келье при церкви по расписанию сменных дежурств велось круглосуточное, «вечное» чтение Псалтири с поминовением живых и мёртвых. Все сёстры говели, исповедовались и приобщались Святых Тайн по 4 раза в год.
Торжественно отмечались престольные праздники монастырских храмов: Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и святой мученицы Параскевы (28 октября). Устраивались крестные ходы: на Пасху с артосом ежедневно вокруг церкви, а в пятницу – на колодезь. Особенно торжественное богослужение в обители бывало на 9-ю пятницу по Пасхе, в праздник чудотворной Табынской иконы Божьей Матери – покровительницы Оренбургского края. К этому дню многочисленные богомольцы заранее съезжались из ближних окрестностей и дальних сёл в обитель, которая на небольшой период превращалась в настоящий муравейник, кипящий людьми, шумом и суетой. Не имеющим в Орске родных и близких монастырь предоставлял еду за общей трапезой и кров, отводя все свободные помещения и даже кельи сестёр. В обители паломники говели, исповедовались и причащались Святых Тайн в саму 9-ю пятницу по Пасхе. Литургия в этот день совершалась с участием градо-Орского духовенства, а после неё проводился многолюдный крестный ход вокруг монастыря26. В обители имелась и своя местночтимая икона Казанской Божьей Матери, дни памяти которой праздновались 8 июля и 22 октября.
Приток богомольцев в монастырь стимулировало и приобретение им ценных православных святынь. По ходатайству настоятельницы Евлампии в сентябре 1903 г. наместник Киево-Печерской лавры передал в Орскую обитель частицу мощей преподобной Евфросинии Полоцкой (1101/1105–1173). А в 1910 г. Покровский женский монастырь обогатился частью мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской (ок. 1280 – 1368).
Духовному росту общины содействовала и собственная библиотека, объединявшая к 1913 г. 122 книги, журнала и газеты религиозно-нравственного содержания27.
Глубоко усвоенные христианские принципы милосердия и любви к ближнему сёстры воплощали в жизнь социальным и благотворительным служением людям. Например, в эпидемию 1910 г. 2 послушницы были направлены в холерный барак для ухода за больными28. В 1912 г. монастырь учредил половинную стипендию для содержания девочки в приюте Оренбургского Иоасафовского Сестричного Братства при Архиерейском доме29. А в ноябре 1916 г. обитель выразила желание открыть собственный приют для 15 дочерей воинов, погибших на Первой мировой войне30.
Таким образом, в плодотворный период настоятельства игуменьи Евлампии Орский Покровский женский монастырь окончательно сложился в крупный духовный центр притяжения для православного населения всего юго-востока Оренбургской губернии. Немало потрудившись на благо обители, заслуженная 75-летняя начальница по слабости здоровья согласно её прошению указом Святейшего Синода от 18 ноября 1915 г. № 16012 была отпущена на покой31.
Закрытие монастыря.
По избранию сестёр пост игуменьи приняла заведующая Серафимовской женской общиной Челябинского уезда, монахиня Серафима (в миру Надежда Викторовна Контрова). Она родилась в 1861 г. в семье кондуктора и получила домашнее образование. В 1879 г. поступила послушницей в Рождество-Богородичный монастырь г. Гродно (ныне Гродненской области Беларуси). В 1888 г. утверждена там в должности ризничей. В 1904 г. переведена на пост казначеи в Покровский (Разгуляевский) женский монастырь Оренбургской епархии (ныне пос. Шар Александровского района Оренбургской области). В 1906 г. назначена его настоятельницей, но в том же году по прошению уволена и перемещена в Челябинский Одигитриевский женский монастырь. В 1913 г. по указу Оренбургской духовной консистории № 883 определена заведующей в приписанную к этой обители Серафимовскую женскую общину в Челябинском уезде (близ ныне исчезнувшей деревни Ефимовки Юргамышского района Курганской области). Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1916 г. № 2528 назначена на должность настоятельницы Орского Покровского женского монастыря с возведением в сан игуменьи32, в каковую должность вступила 4 апреля. Летом 1917 г. награждена наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым33.
На годы настоятельства игуменьи Серафимы выпали тяжкие испытания Первой мировой войны, революции 1917 г., а затем и гонений на Церковь со стороны новой атеистической советской власти. В 1925 г. монастырь закрыли, а его изгнанные насельницы разошлись по окрестным домам. В 1926 г. на территории обители расположилась кавалерийская часть, а затем военные связисты. Бывший второй монастырский священник на штатном дьяконском месте Пётр Фёдорович Маляровский (1869–1937) по приговору тройки УНКВД был необоснованно расстрелян 14 сентября 1937 г. Здание Покровского храма долгое время стояло в запустении, пока в 1959 г. не было перестроено под клуб и библиотеку Орского гарнизона. При этом была разрушена колокольня, снесены все главы храма, в алтаре устроили сцену, а в главном приделе – актовый и танцевальный зал. В келейных корпусах разместили подсобные службы части, а территорию бывшей обители застроили казармами и опутали сетью мощных радиоантенн.
Лишь с либерализацией государственной политики в 1991 г. часть монастырской усадьбы с храмом вернули Русской Православной Церкви. В 1994 г. сюда был назначен священник, а в 1999 г. официально зарегистрирован православный приход Покрова Пресвятой Богородицы в г. Орске, по ул. Соколова, 85а. До настоящего времени из монастырских строений сохранились главный храм, домик игуменьи, трапезная, водокачка, подсобные помещения, сараи и кладовые34.
С 2013 г. в Орске возрождается монашеская жизнь. Но поскольку территория прежней Покровской обители застроена и поделена между различными собственниками, начато возведение нового женского монастыря во имя Иверской иконы Божьей Матери на другом участке, в пос. ОЗТП г. Орска. Тем не менее, осознание исторических корней, преемственности монашеской жизни остаётся важной предпосылкой её восстановления на востоке Оренбуржья.
Заключение
Все святые обители на Руси, начиная с самых древних и кончая такими, как наш Орский монастырь, создавались одинаково, одной и той же сильной жертвенной любовью народа к родной вере, в ней находил он высшую красоту, духовность и путь к спасению. Но только пример предков, святых подвижников, да призрачная красота будущих храмов, да тепло будущих спасенных душ. Никто не заставлял отдавать кровную копейку обывателю - одна только мысль, что копейка эта станет кирпичиком православного храма где-то в Орске, где он, может быть, и не побывает никогда, но где за него помолятся. В это стоит вдуматься, чтобы понять, что разрушено. Одно дело, что разрушение храмов было страшным надругательством над этим вот народным потом и кровью, над народной волей; другое дело – единство наше разрушалось.
Монастыри всегда играли важную роль в жизни простого человека и всего государства в целом. Монастыри всегда являлись центром духовного влияния на все общество, тем полюсом народной жизни, в котором народное сознание обретает утешение, наставление, помощь, а, главное, убеждается в наличии абсолютных ценностей. Монастырь – не увенчание христианского мира, а, напротив, его внутренний суд и обличие, свет, светящийся во мраке. Для «русской души» это очень важно понять. В падении она тянется к этой запредельной и светлой черте, в нее входит трагический разлад между видением духовной красоты и чистоты, воплощенных в «иночестве» и ощущением безнадежной греховности жизни.
Ни какие политические предрассудки, будь то военные конфликты этнического характера, либо антицерковное направление политического строя не должны стать поводом для разрушения церквей и монастырей, как истинно народного достояния. Страшно быть потомками разрушителей.
После закрытия монастыря все постройки, созданные трудами и молитвами монахинь на протяжении семидесяти лет, пришли в совершенное запустение. Сейчас возрожден храм бывшего монастыря, Иверский женский монастырь в г.Орске. Мы смеем надеется, что наше поколение исправит ошибки прошлого и воскресит великолепный звон монастырских колоколов, которые всегда были созвучны с русской душой, умиротворяя, спасая ее и весь наш грешный мир, часто этого не заслуживающий.
Список использованных источников
1 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 3. Д. 4577. Л. 1–1 об.
2 Там же. Л. 18 об., 20–20 об., 49, 57–58 об.
3 Там же. Л. 25–25 об., 62–62 об.
4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 4685. Л. 107 об. – 108.
5 ГАОО. Ф. 173. Оп. 1. Д. 11055. Л. 78 об. – 79.
6 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 4577. Л. 75–77.
7 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1962. Л. 370–371.
8 ГАОО. Ф. 173. Оп. 1. Д. 11055. Л. 78 об. – 79.
9 ГАОО. Ф. 173. Оп. 2. Д. 3623. Л. 92 –94 об.
10 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 44–46.
11 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 4577. Л. 85–91 об.
12 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6318. Л. 118.
13 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5386. Л. 1–18 об.
14 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 4577. Л. 92–92 об., 101.
15 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5615. Л. 1–39.
16 Сведения по епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1898. – 15 января. – № 2. – С. 17.
17 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5385. Л. 1–10 об.
18 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5454. Л. 1–64.
19 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 44–46.
20 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6318. Л. 118 об.
21 О храме // Храм Покрова Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс]. URL: http://orskpokrov.prihod.ru/main-page/ (дата обращения: 25.07.2014).
22 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6318. Л. 118 об. – 120.
23 Там же. Л. 121 об. – 123.
24 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 36–40.
25 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3. Д. 5747. Л. 21 – 21 об.; ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10581. Л. 15 об.
26 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6318. Л. 126 об. – 127 об.
27 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 36–40.
28 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6318. Л. 129.
29 Оренбургское Иоасафовское Сестричное Братство в 1912–13 братском году // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1913. – 7 ноября. – № 42. – С. 815–818.
30 Епархиальная хроника // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1916. – 15–31 декабря. – № 49–52. – С. 707.
31 Распоряжения Епархиального Начальства. Перемены должностных лиц // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1915. – 15 декабря. – № 49–50. – С. 529.
32 Распоряжения Епархиального Начальства. Перемены должностных лиц // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1916. – 1–15 марта. – № 9–10. – С. 83.
33 Синодальные награды // Оренбургский церковно-общественный вестник. – 1917. – 8 июля. – № 26. – С. 1.
34 О храме // Храм Покрова Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс]. URL: http://orskpokrov.prihod.ru/main-page/ (дата обращения: 25.04.2016).
Приложение 1 .Фото 2016 г. Восстановленный храм бывшего Покровского монастыря г.Орска
\
Приложение 2.Таблица 1
Послужной список настоятельниц
Игумень: | Евлампiи | Евфимiя Никитична Васильева |
|
|
|
|
|
Монахинь: | Феогнiи | Феодосiя Ефремовна Завершенская | Казначея |
| Аполлинарiи | Александра Владимировна Горяинова | Благочинная |
|
|
|
|
Монахинь: | Агнiи | Анастасiя Кузьминична Шуваева |
|
| Алевтины | Агафья Михайловна Афонасьева |
|
| Аркадiи | Анна Кузьминична Хорулева |
|
Послужной список монахинь
Виринеи | Варвара Григорьевна Сидоренкова |
Евлампiи | Екатерина Мартыновна Смеловских |
Евпраксiи | Евдокiя Феодоровна Пашинцева |
Евстолiи | Евфимiя Семеновна Каменская |
Евфросинiи | Евдокiя Степановна Каргина |
Ермiонiи | Евфимiя Кузьминична Шуваева |
Iулiи | Iулiанiя Степановна |
Лукiи | Любовь Васильевну Ларiонова |
Марiамны | Матрона Никитична Мещерякова |
Маргариты | Матрона Васильевна Горяинова |
Милитины | Марiя Феодоровна Титева |
Миропiи | Матрона Васильевна Хорулева |
Платониды | Параскева Алексеевна Кобзева |
Полихронiи | Параскева Iвановна Томачева |
Пульхерiи | Параскева Владимировна Горяинова |
|
|
Акилины | Федоровна Варлаамова |
Акилины | Гавриловна Зайцева |
Агафiи | Феодоровна Гаврилова |
Александры | Андреевна Банина |
Александры | Семеновна Курочкина |
Александры | Александровна Смулыгина |
Анастасiи | Дмитрiевна Томина |
Анастасiи | Михайловна Улошкова |
Анастасiи | Платоновна Феодорова |
Приложение 4.
Описание монастыря и имеющихся построек
По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 28 августа 1909 года за № 12673 деревянная церковь обложена снаружи кирпичом. Церковь от фундамента до верхнего карниза 3,2 сажени, ширина 10 сажень и «длина 11 сажень 2 аршина. Больших окон 16 штук и малых 4 штуки; дверей наружных створчатых 3 штуки и внутренних 3 штуки. Длина иконостаса 14 с половиной аршин, высотою 8 с половиной аршин. Входной коридор: длинна 6 сажень 1 аршин, ширина 2 сажени 2 аршина, высота 7 аршин, обшит тесом, с железной дверью и двумя боковыми створчатыми столярной работы дверями. К храму с южной стороны примкнут трехстенок для строжки длиною 7 аршин, шириною 5 аршин и высотою 4 аршина, обложенный кирпичом с двумя входными дверями, и окон размером 1 аршин на 1 аршин 10 вершков.
Храм стоит в ограде монастыря, и ближайшая к нему постройка: корпус, занимаемый игуменьей и с северной стороны деревянный флигель в две кельи на каменном фундаменте на расстоянии 35 саженей».
Постройка и ремонт церкви произведены на общие средства монастыря и пожертвования разных благотворителей по сборным книжкам.
С благословления епископа Владимира церковь освящена в 1902 году 10 октября протоиреем о.Павлом Дроздоновым, при игуменьи Евлампии. Колокольни церковь не имеет.
3. «Каменный корпус, занимаемый игуменьей монастыря, одноэтажный, с кухонным помещением под ним, некрашеный, покрыт железом, окрашенным зеленной масляной краской. Длина корпуса 8 саженей, шириной 6 саженей, высоты до карниза 2 сажени. Окон 22 штуки размером 1 аршин 4 вершка на 2 аршина 4 вершка и 4 малых окна, размер рам 1 аршин 5 вершков на 1 аршин 4 вершка с двойными рамами, дверей двустворчатых столярной работы наружных 3 штуки и внутренних 8 штук, и одностворчатых простых 6 штук. При корпусе с восточной стороны каменный коридор, передняя длина его 4 аршина 5 вершков, ширина 5 аршин 5 вершков и высотой 5 аршин, и стеклянная галерея длиною 6 аршин, шириною 5 аршин 5 вершков и высотою 6 аршин. Все покрыто железом, с западной стороны другой входной каменный коридор длиною 6 аршин, шириною 5 аршин и высотою 5 аршин покрыт железом.
4. Корпус для общежития в центре ограды, деревянный, одноэтажный, оштукатуренный, на деревянном фундаменте, крыт железом, окрашен зеленной масляной краской. Длина корпуса 12 саженей, ширина 7 саженей 2 аршина, высота до карниза 6 аршин, всех окон 28 штук размером 2 аршина 2 вершка на 1 аршин 4 вершка с двойными рамами, дверей наружных 19 штук, внутренних двухстворчатых 7 штук и однополотных 9 штук. При корпусе два входных коридора длиною 5 аршин, шириною 7 аршин 5 вершков и высотою 4 аршина. Расстояние до корпуса школы 18 саженей.
5. Двухэтажный корпус школы и рукодельной, низ кирпичный, верх деревянный, внутри оштукатуренный, покрыт железом, окрашенным зеленой масляной краской . Длина корпуса 11 с половиной сажени, ширина 5 саженей и высота 4 сажени , окон с двойными рамами 24 штуки. При корпусе два входных коридора длиною 2 сажени, шириною 4 аршина и высотою 2 сажени каждый.
6. Двухэтажный общежительный корпус (просфорная), низ из дикого камня с облицовкой внутри кирпичом, верх деревянный, оштукатуренный снаружи и внутри , покрыт железом. Длина корпуса 8 саженей, ширина 4 сажени 1 аршин, высотою 3 сажени 1 аршин, всех окон 19 шт.
7. Двухэтажный общежительный корпус (трапезная и кухня), низ из дикого камня с облицовкой внутри кирпичом, верх деревянный, оштукатуренный снаружи и внутри , покрыт железом. Длина корпуса 10 саженей, ширина 4 сажени 1 вершок, высотою до верхнего карниза 3 сажени 1 аршин.
8. Деревянный флигель в две кельи на каменном фундаменте, крыт железом, снаружи и внутри оштукатурен. Длина флигеля 4 сажени, ширина 4 сажени и высота 4 аршина.
9. Корпус из дикого камня покрыт железом. Длина корпуса 10 сажень 1 аршин, ширина 3 сажени 1 аршин, высота до карниза 4 с половиной аршина, оштукатурен.
10. Погреба, сараи, заводни и конюшни из дикого камня под одной общей железной крышей, длина 27 саженей, ширина 4 сажени, высота до карниза 4 с половиной аршина.
11. Прачечная из дикого камня, южная стена кирпичная, покрыта железом, длина 8 саженей, ширина 3 сажени 1 аршин, высота до карниза 3 с половиной аршина.
12. Сараи и кладовые из дикого камня, под одной обшей железной крышей. Сараи построены в три стороны: с восточной, южной и западной. Общая длина 47 саженей, ширина 3 сажени, высота 5 аршин.
12.Баня деревянная из пластин, покрыта железом, длина 4 сажени, ширина 4 сажени, высота 4 аршина.
13. Ветряная водокачка на 6 столбах и 4 крыльях. При ней деревянная из пластин будка и деревянный барак 500 ведер воды.
14. Церковно-приходская монастырская школа одноэтажная, деревянная из строевого леса на каменном фундаменте, внутри оштукатурена, покрыта железом. Длина 7 саженей, ширина 4 сажени и высота 5 аршин. Входной коридор с улицы длиною 12 аршин, шириною 4 аршина и высотою 5 аршин. К школе с восточной стороны пристроен трехстенок – комната для учительницы, длина 8 с половиной аршина, ширина 8 аршин и высота 5 аршин и сени во внутрь ограды с одной входной одностворчатой дверью. Школа стоит в северо-западном углу монастырской ограды на расстоянии 26 саженей от деревянного храма и деревянного флигеля 18 сажень.
За оградой монастыря:
1. Дом священника одноэтажный, из дикого камня, внутри облицован кирпичом, снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Длина дома 7 саженей 2 аршина, ширина 4 сажени 1 аршин, высота до верха карниза 2 сажени.
2. Дом диакона одноэтажный, кирпичный, внутри оштукатурен, покрыт железом. Длина дома 6 саженей 1 аршин, ширина 4 сажени 1 аршин и высота 2 сажени 1 аршин.
3. Баня деревянная, крыта железом.
4. Ледники: два из теса под общей железной крышей.
5. Хлева из теса под общей железной крышей.
Монастырь имел крупное подворье в городе Оренбурге на улице Извозчичьей (ныне Яицкой) между переулками Косогорным и Малым. Согласно страховой ведомости ф. 799, оп.33, д.1168 на подворье были следующие строения:
1. Каменный дом двухэтажный высотою 10 аршин, длиною по фасаду 16 аршин и шириною 18 аршин, покрыт железом, при доме дощатые сени, высотою 10 аршин, шириною 3 аршина и длиною 7 аршин. Кроме того, при доме существуют и другие дощатые сени высотой 3 с половиной аршина, шириной 2 аршина и длиною 4 аршина 12 вершков, построен в 1910 году.
2. Каменный (простого камня) флигель высотою 3 аршина, шириною 9 аршин 8 вершков и длиною 15 аршин, покрыт железом. Построен в 1888 году.
3. Каменный (из кирпича) флигель высотою 3 с половиной аршина, шириною 7 аршин и длиною 10 аршин, покрыт железом. Построен в 1904 году.
4. Флигель деревянный высотою 3 с половиной аршина, шириною 7 аршин и длиною 8 аршин, покрыт железом. Флигель снаружи и внутри оштукатурен. Построен в 1888 году.
5. Деревянный каретник с погребами длиною 24 с половиною аршина, шириною 7 аршин, высотою 4 аршина с дощатым полом и потолком, наверху сеновал с двумя наружными входами, покрыт железом, построен в 1910 году.
6. Дровяник деревянный, длиною 13 аршин, шириною 7 аршин, высотою 3 аршина с дощатым потолком, на верху сеновал с одним входом, покрыт железом. Построен в 1910 году.
7. Навес деревянный длиною 9 аршин, шириною 9 аршин, высотою 4 аршина. Построен в 1910 году. 8. Забор деревянный – кругом 64 аршина, высотою 4 аршина и ворота двустворчатые с калиткой».
Приложение 5.
Послужной список и ведомости о настоятельницах, монашествующих и послушницах Орского Покровского женского монастыря. За 1916 год.
«Настоятельница монастыря Игуменья Евлампия:
В возрасте 73 лет. Образование получила домашнее, писать, читать умеет, из мещан города Оренбурга, Евфимия Никитина Васильева. Девица. В монашество пострижена в Оренбургском Успенском женском монастыре 9 ноября 1881 года с именем Евлампия.
Поступила в Оренбургский женский Успенский монастырь в 1866 году. Проходила разные послушания. По назначению игуменьей ездила по сбору на построение монастырского храма. Исправляла должность пономарки, наблюдая за порядком в алтаре до 1870 года. Отправлена сестрой милосердия при подвижном госпитале Оренбургского местного управления Общества Красного Креста в 1876 году. Каковое послушание исполняла до 5 мая 1878 года. За усердную службу при больных и раненых имеет похвальные свидетельства от подлежащего начальства за № 13,70,198 и бронзовую медаль в память Турецкой войны 1877-1878 г. для ношения на груди.
В 1883 году послана по сбору на один год. Вновь проходила церковные послушания, наблюдая за порядком в алтаре до 1891 года.
Указом Оренбургской Духовной Консистории от 18 февраля 1894 года за №1796 назначена настоятельницей Орской Покровской женской Общины, в каковую должность вступила 24 февраля 1894 года.
По Указу Духовной Оренбургской Консистории в 1897 году 2-го декабря за № 7051 награждена архипастырским благословением за особые усердные труды по благоустройству вверенной ей общины.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 18 ноября 1898 года за № 6854 данным на имя Его Преосвященства Епископа Владимира, утверждена в должности настоятельницы Орского Покровского женского монастыря с возведением в сан Игуменьи.
Указ Оренбургской Духовной Консистории от 30 ноября 1898 года за № 11532.
Определением Святейшего Правительствующего Синода от 13 апреля 1901 года за № 1331 награждена наперсным Крестом от Святейшего Синода, выданным указом Оренбургской Духовной Консистории от 29 мая 1901 года за № 5887.
По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 4-го февраля 1903 года за №1676 награждена наперсным серебряным с украшениями Крестом по ходатайству казначея монастыря монахини Феогнии и старших сестер.
По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 27 мая 1909 года за № 7463 награждена золотым наперсным Крестом. Высочайше пожалованным из кабинета Его Императорского Величества за ревностные труды по сооружению и благоукрашению нового каменного Храма 6 мая 1909 года.
По Указу Оренбургской Духовной Консистории за № 16156 от 27-го октября 1914 года награждена наперсным золотым с украшениями крестом, высочайше пожалованным из кабинета Его Императорского Величества по определению Оренбургского Епархиального училищного Совета от 23-го января 1915 года награждена архипастырским благословением за № 4240 во внимание к трудам по построению монастырского школьного здания 18-го августа 1915 года.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 18-го ноября 1915 года за № 16012 по прошению уволена от занимаемой должности настоятельницы на покой.
Указ Оренбургской Духовной Консистории за № 18120 от 15-го декабря 1915 года.
Настоятельница монастыря игуменья Серафима:
В возрасте 55 лет. Домашнее образование, дочь кондуктора. Девица, в миру Надежда Викторовна Котрова. В монашество постриглась в Покровском женском монастыре в 1904 году.
Поступила в Рождество-Богородинский монастырь Гродненской Епархии, послушницей в 1879 году. Проходила разные послушания. В 1888 году утверждена в должности ризничей. Переведена в Покровский женский монастырь Оренбургской Епархии в должности казначея монастыря 1904 год. Назначена … настоятельницей монастыря в 1906 году. По прошению уволена от должности настоятельницы монастыря и переведена в Челябинский женский монастырь в 1906 году. Состояла заведующей в Серафимовской Общине Челябинского уезда по Указу Оренбургской Духовной Консистории № 883 от 1913 года.
Указом Священного Синода от 24 февраля 1916 года за № 2528 назначена на должность настоятельницы Орского Покровского женского монастыря с возведением в сан игуменьи.
В каковую должность вступила 4 апреля 1916 года.
Казначея монастыря Монахиня Магдалина:
Возраст- 49 лет. Образование получила домашнее, читать, писать умеет. Родом из мещан города Орска. В миру Мария Кузмина Козлова. Девица. В монашество пострижена в сем монастыре 21 июня 1905 года с именем Магдалина.
Поступила в устраивавшуюся в городе Орске Покровскую женскую Общину при настоятельнице Монахине Евпраксии и проходила разные послушания до 1898 года. По назначению Игуменьи Евлампии ездила по сбору на построение Храма. Состояла экономкой по хозяйственной части до 1906 года.
В 1907 году послана по сбору на один год. Вновь проходила послушание экономки до 30 сентября 1909 года. Указом Оренбургской Духовной Консистории от 2-го октября 1909 года за № 5066 определена к исправлению должности казначея монастыря. Резолюцией Его Преосвященства Епископа Феодосия от 11 сентября 1911 года за № 5778, утверждена в должности казначея Орского монастыря. Предписание Благочинного градо-орского Округа Протоирея о. М. Худоносова от 29 сентября 1911 года № 583.
Характеристика: очень тщательно проходит послушание.
Казначея монастыря Монахиня Диодора:
Возраст 46 лет. Читать и писать умеет. Из мещан. В миру Дария Георгиева … , девица. В монашество пострижена в сем монастыре 17 февраля 1912 года с именем Диодора. Поступила в Орскую Покровскую женскую общину 20 февраля 1887 года. Проходила послушание клиросное – была уставщицей и регентшей монастырского хора певчих до 1910 года. Заведующей рукодельной белошвейной до 1916 года. По Указу Оренбургской Духовной Консистории от 20-го июля 1916 года за № 9552 и резолюцией Епископа Мефодия от 1-го июля 1916 года за № 2872 утверждена в должности казначея Покровского монастыря, в каковую должность вступила 10-го октября 1916 года.
Характеристика: Кроткого характера и весьма усердно проходит послушание.
Благочинная монастыря монахиня Агния:
Возраст — 65 лет. Образование получила домашнее, читать, писать умеет. Из мещан города Орска. Анастасия Кузьмина Шуваева, девица. В монашество пострижена в Оренбургском Успенском женском монастыре 9 сентября 1897 года с именем Агния. Поступила в устраивавшуюся женскую общину 5 мая 1885 года. Проходила разные послушания. По назначению игуменьи ездила по сбору на построение монастырского храма. Указом Оренбургской Духовной Консистории определена к исправлению должности благочинной. Каково послушание исполняет.
Характеристика: Очень усердно трудится.
Приложение 6.
Интервью из воспоминания прихожанки храма Голоядовой Татьяны Николаевны
(записано 14.02.2016 года)
«Когда мы начали поиск информации о бывшем женском монастыре, то в местной газете напечатали статью, в которой просили отозваться жителей города, если есть хоть какие- либо сведения.
Ко мне позвонила знакомая. И сказала, что у нее есть информация. Мы встретились, и она мне показала письма Хорошиловой Натальи Дмитриевны, которая фактически является Чемезгиной Натальей Владимировной. Она дочь священника, бывшего настоятеля монастырского храма. Я написала письмо Наталье Владимировне. И с тех пор состою с ней в переписке и общаюсь по телефону.
В своем письме я просила ее сообщить, что она знает о своем отце. Оказалось, что Наталья Владимировна почти ничего не знает, и хотела бы нас расспросить. Родилась Наталья Владимировна в1917 году и когда разогнали монастырь, она была еще мала и плохо помнит.
Когда о. Владимир умер, а умер он своей смертью, то его похоронили в ограде церкви св. Николая чудотворца. На месте этого храма выстроен Индустриальный техникум и место захоронения неизвестно. Его детей опекали монахиня и две послушницы. После закрытия монастыря ее и других детей священника (о судьбе ее мамы пока сведений нет) забрали монахини, которые их опекали, и поселились в домах горожан, рядом с монастырем (у кого пока не известно). Так как гонения продолжались, то Агафья, родом из села Верхнее- Озерное , которое расположено по дороге на Оренбург, и монахиня Агния перевезли детей в это село. (Возможно Агафья Федорова Гаврилова. 36 лет, малограмотная, дочь казака Верхнее — Озерной станицы Орского уезда. Поступила в Орскую Покровскую женскую Общину 13 июня 1889 года.). Старшая сестра ее вышла замуж, а так как гонения не прекращались, то чтобы скрыть, что Наталья Владимировна дочь священника, ее усыновил муж старшей сестры и дал ей свое отчество, поэтому она по документам Наталья Дмитриевна. Из всех детей о. Владимира в живых осталась она одна. В этом,2007 году, ей исполниться 90 лет. О жизни в монастыре она почти ничего не знает, и сестра ей мало рассказывала – гонения на верующих продолжались еще много лет.
В этом селе монахини прожили много лет и там упокоились. Наталья Владимировна поддерживает связь с учительницей села, которая хорошо знала монахинь и теперь ухаживает за их могилами. Эта учительница рассказала, что монахинь в селе очень уважали, и они составили как — бы духовный центр села. Все тянулись к ним. Как говорят, они не знали, у кого что есть, но очень хорошо знали, что кому не достает, и всегда старались помочь. Местные жители вспоминают, что монахини кое-что привезли с собой из монастыря. У них были грабли, у которых черенок был из кипариса. Этими граблями они очень дорожили , и когда их украли, то смиренно говорили:- значит кому-то они нужней. Полы в домике Монахини покрасили краской, которую тоже привезли с собой. У этой краски был очень красивый вишневый цвет. Эта краска никогда не смывалась».
Приложение 7.
Интервью из воспоминания мантийной монахини Феклы
(записано с ее слов, в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Орска 01.11.2015 года)
26 октября 2011 года в наш храм из Уфимской епархии, из Покрово — Еннатского монастыря, прибыли святые мощи прп. Зосимы Еннатской, в сопровождении иеромонаха Гавриила и двух монахинь. Обе монахини до пострига были прихожанками нашего храма и приняли самое деятельное участие в восстановлении храма и прихода.
Я беседую Кузнецовой Людмилой Поликарповной, мантийной монахиней Феклой, которая стала прихожанкой нашего храма с первых дней его восстановления и оставалась ею до пострига:
— « Я помню тот день, когда объявили, что о. Анатолий будет настоятелем нового, восстанавливающегося храма – Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день для меня незабываем. Помню, как после службы объявили, что батюшка Анатолий будет назначен в новый храм на восстановление — он был такой смущенный и даже покраснел от волнения.
О. Александр Куцов попросил прихожан, если кто может прийти и помочь на восстановлении храма и взять с собой ведра, тряпки, потому, что там придется все мыть. Я помню, что я пришла самая первая. Взяла тряпки, ведро и подхожу к территории военной части со стороны ул. Малишевского, а сама не знала откуда заходить – вокруг был забор воинской части. Встретилась мне молодая девушка и я ее спросила как зайти на территорию, а она говорит – да вы что, там же воинская часть, храм разрушен, сначала нужно все восстановить, а потом мыть. И я ушла, а потом уже начали собираться люди, в первые дни приходило очень много — по 15-120 человек каждый день. Работы было очень много. Когда мы пришли то увидели, что на месте нынешнего клироса была кинобудка, видимо был сильный пожар, и все было черное, в саже, весь храм был в перегородках, окна были не все, на месте алтаря была сцена.
Уже в храме я вспомнила, что когда в молодости работала в связи, а здесь располагалась воинская часть связи «Парус», мы давали совместные концерты — они к нам приходили, а мы к ним. Помню празднование нового года, которое проходило здесь, в храме, а тогда тут был клуб. Елка стояла на сцене, а сцена располагалась в алтарной части храма. Были танцы, мы веселились, радовались. Мне было лет 18-19. Потом, когда Господь привел меня в этот храм, я поняла, что это промысел Божий, чтобы я не забыла этот грех и смогла покаяться. Это ведь храм, а мы концерты, хор. В алтаре была сцена — на ней пели песни, танцевали. И по промыслу Божию я пришла не в какой-то другой храм, а именно сюда.
Когда мы стали трудиться здесь, то на территории были какие-то склады в них всякий хлам, бочки с какими-то солениями все покрыто плесенью, кучи соли. Где сейчас часовенка там была теплица. Мы весь этот хлам убирали, выпиливали деревья и поросль, жгли костры. Народу было очень много – вначале ходили через проходную ОМОН, а потом со стороны кладбища разобрали забор и мы протоптали дорожку в сторону трамвайной остановки. В самом храме, когда сняли полы — там все было забито мусором, и мы стали подпол очищать. Когда военные заняли храм, то сбили со стен всю роспись и под пол сбросили весь строительный мусор и сбитую роспись. Мы все это вытащили на улицу и гора мусора была вровень с храмом. Постепенно эти кучи вывозили. В алтаре была сцена, а под ней мусор и грязь и оттуда мы все вычищали.
Сейчас, когда я смотрю на наш храм, всегда радуюсь какой он у нас красивый и величественный».
Монахиня Фекла ни на один день не оставляла храм, ставший ей родным и до самого пострига была самой ревностной прихожанкой. Убирала, чистила, красила, выполняла всю тяжелую работу вместе с остальными, такими же, как и она, труженицами. За несколько лет до пострига Людмила Поликарповна освоила выпечку просфор и, уходя в монастырь передала свое умение другой прихожанке, не оставив дорогой ее сердцу храм без попечения.
В 2007 году продолжена работа с документами в Государственном историческом архиве Оренбургской области. Проводился поиск документов, связанных с закрытием монастыря и храма, о восстановлении приходов в последующие годы.
8