СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орташа ақыл-ой кемістігі бар балаларды оқыту және тәрбиелеу мәселелері. Обучение и воспитание детей с умеренной умственной отсталостью

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования  к обучению и воспитанию. Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Существовала определенная классификация умственной отсталости, в которой было только три вида умственной отсталости: 1.    Дебильность 2.    Имбецильность 3.    Идиотия Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация, она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС: 1.    Легкая 2.    Умеренная 3.    Тяжелая 4.    Глубокая  

Просмотр содержимого документа
«Орташа ақыл-ой кемістігі бар балаларды оқыту және тәрбиелеу мәселелері. Обучение и воспитание детей с умеренной умственной отсталостью»


КГУ «ВКО специальная школа - интернат» управления образования Восточно-Казахстанской области







ДОКЛАД



На тему: «Обучение и воспитание детей с умеренной умственной отсталостью в коррекционной школе»





Подготовила воспитатель:

Кишкеева А.В.



















Усть-Каменогорск 2020г


Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования  к обучению и воспитанию.

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

Существовала определенная классификация умственной отсталости, в которой было только три вида умственной отсталости:

  1. Дебильность

  2. Имбецильность

  3. Идиотия

Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация, она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

  1. Легкая

  2. Умеренная

  3. Тяжелая

  4. Глубокая

Что такое умеренная умственная отсталость? Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом.

Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже

такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

Обучение детей с УУО в школе. В нашей стране обучение детей, у которых умеренная умственная отсталость лучше организовано, конечно же, в специализированных школах или коррекционно-развивающих садах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам. И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

Требования к обучению  детей с УУО

1.Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

2. Использование эмоций для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

3.Использование подражательности.

4.Предметно-действенное обучение.

5.Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.

6.Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, действиям по речевой инструкции, что является одним из показателей успешности коррекционной работы.

7. Смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время и переутомления детей.

8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии.













































Умеренная умственная отсталость в 4 «А» классе.


Признаки  умеренной умственной отсталости у Исакова Кирилла

Наблюдается богатый запас слов, задает вопросы, обнаруживается особый интерес к не свойственным данному возрасту темам разговора. Знает некоторые слова на казахском языке.

Часто ребенок не говорит, так как у него низкая потребность в общении с окружающими, но во время аффективного возбуждения может произнести целую фразу.

С трудом поддается обучению, элементарным навыкам самообслуживания, не в состоянии обходиться без наблюдения или посторонней помощи. Нуждается в постоянном присмотре и уходе специалистов.


Признаки  умеренной умственной отсталости у Абильмажиновой Айгерим

Речь слабо развита, речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Память, внимание и воля недоразвиты, мысли примитивны.
В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании и контроле.

Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и школы, но могут быть и социально мобильными, проявлять физическую активность и иметь признаки социального развития.
Несмотря на то, что ее фразовая речь развита слабо, она вполне может объясняться, высказывать свои желания, мнения. Это проявляется в таких действиях, как установление контактов, общение с окружающими, понимают только простые предложения. Отсутствие самостоятельного мышления приводит к тому, что они адаптируются к окружающему миру только в хорошо знакомых, привычных условиях. Любое изменение ситуации вызывает у них замешательство, поэтому им требуется постоянная опека.
 Внушаемы, нередко бывают очень неряшливы и страдают прожорливостью. При скудном словарном запасе и неправильном чередовании слов, их можно понять, поскольку речь связная. Их запас сведений ограничен.
При определённой настойчивости и терпении, им можно привить навыки самообслуживания. Очень привязаны к близким людям, чутко реагируют на похвалу или порицание.

При условии хорошей адаптации, став взрослой, может «раствориться» в общем потоке людей. Могут иметь свою семью, жить обычной жизнью. Но, при этом, им всегда будет необходима помощь окружающих в сложных жизненных или экономических ситуациях.