ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
«Правильная осанка - ключ к здоровью!»
Мы с детства слышим эти слова, но, увы, не придаем им должного значения. Начиная уже с детского сада, под воздействием стиля и уклада жизни осанка изменяется. С увеличением «школьного стажа» дефекты осанки становятся причиной возникновения болезней суставов и позвоночника во взрослой жизни.
Факторы, влияющие на развитие нарушений осанки:
Анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника
Недостаточная двигательная активность
Слабое физическое развитие
Нерациональное питание
Дефекты зрения
Неправильно организованное рабочее место.
Ортопедический режим заключается в следующем:
Выработка мышечно-суставного чувства.
Снижение статистической и чрезмерно динамической нагрузки на позвоночник.
Мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
Здоровый режим дня.
Разгрузочный час в середине дня.
Запрещение занятий спортом с поднятием тяжестей, ассиметричной нагрузкой, чрезмерной подвижностью позвоночника.
Самоконтроль за осанкой, выработка мышечно-суставного чувства
Какой из органов чувств у человека отвечает за его ориентированность в пространстве? Это мышечно-суставное чувство, или проприорецепция. Как и любой другой орган чувств его можно тренировать:
проверка осанки у вертикальной опоры по 5 точкам касания (затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки)
упражнение «Зеркало» - активная коррекция перед зеркалом за счет зрительного контроля, треугольников талии, лопаток и т.д.
тренировка равновесия и вестибулярного аппарата ( удержание различных предметов на голове, упражнения с использованием нестабильных опор - фитболы, полусферы, баланс - подушки, баланс - борды, упражнения на широкой и узкой площади опоры гимнастической скамейки).
Соблюдение принципов эргономики при организации рабочего места
В современном мире самая распространенная поза для учебы, работы и отдыха – сидячая. Но, с биомеханической точки зрения, самая «нефизиологическая». Чтобы «сидячая» работа не наносила вред осанке, нужно использовать принципы эргономики- науки, позволяющей создавать условия для здорового и эффективного труда.
Регулируемая высота стула:
- высота стула должна быть такова, чтобы было три точки опоры – ягодицы и две ступни;
- для ребенка можно использовать специальную подставку для упора ног.
Высота стола.
Для правильного подбора высоты стола нужно сесть с выпрямленным туловищем, поставить руки локтями на стол, предплечья и кисти – вертикально, третий палец должен доставать до наружного угла глаза. Оптимальное расстояние от тетради до глаз 30-35 см, при письме тетрадь кладется под углом 30 градусов. Расстояние между грудью и столом 1,5- 2 см, чтобы не сдавливать грудную клетку, не затруднять дыхание.
В соответствии с требованиями СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VII классов – 20 минут, для учеников VIII-IX классов – 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся II-V классов – не более 60 минут;для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:
чаще переводить взгляд на удаленный объект;
правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
моргать каждые 3-5 секунд;
выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора;
по возможности сокращать время работы за компьютером;
делать 2-3-минутные перерывы при работе за компьютером.
правильное расположение клавиатуры компьютера (использование выдвижной столешницы, верхний край монитора должен располагаться на уровне глаз, расстояние до монитора 45-60 см).
Для поддержания осанки в положении «сидя» важно сохранить поясничный лордоз. Это достигается изменением угла наклона сидения на 8-10 градусов вперед. В таком положении корпус тела как бы «соскальзывает», приходится опираться ногами о землю. Решить эту проблему можно, используя различные подкладные подушечки клиновидной формы. Такую подушечку можно положить на любое сидение, превратив его в «умный стул». Народные «умельцы» советуют самим смастерить «умный табурет» в домашних условиях, укоротив передние ножки на 4-5 см или подставив под задние необходимой высоты стопку подручных средств. Спина и ягодицы должны доставать до спинки стула. Конфигурация спинки стула должна повторять изгиб поясницы. Если спинка стула прямая, можно для поддержания поясничного отдела прикрепить специальный полужесткий валик.
При длительном сидении в одной позе наступает утомление мышц спины, поэтому младшим школьникам нужны физкультурные паузы через каждые 15-20 минут, старшеклассникам через 40-45 минут. В перерывах желательно походить, выполнить несколько упражнений, расправляющих грудную клетку, два-три дыхательных упражнения.
При приготовлении устных домашних заданий можно использовать два варианта разгрузочных положений:
а) стоя на стуле на коленях с опорой на стол локтями и предплечьями;
б) лежа на животе с клиновидной подставкой под грудью или с валиком под подбородком.
В обоих вариантах расстояние от глаз до книги 30-35 см. Источник света должен обеспечивать оптимальное освещение. Плоскость книги на подставке должна быть перпендикулярно углу зрения. Дети с искривлением позвоночника должны научиться быстро и качественно выполнять домашние задания, а не сидеть часами за учебниками.
Нельзя сидеть нога на ногу, подворачивать одну ногу под себя, сидеть боком к столу, свешивать нерабочую руку, читать лежа на боку, стоять с переносом центра тяжести на одну ногу.
Правила ношения рюкзака
Рюкзак должен соответствовать росту ребенка.
Рюкзак должен быть удобным и качественным, с мягкими подкладками на лямках и в области спинки.
Максимальный вес снаряженного рюкзака не должен превышать 15% веса ребенка.
Надевать рюкзак нужно, используя правила подъема грузов: присесть, согнув колени, поднять рюкзак с прямой спиной за счет разгибания коленей. Затем одеть одну лямку, потом другую.
Не следует носить рюкзак на одном плече или чрезмерно наклоняться вперед.
Лямки рюкзака должны быть умеренно затянуты.
Заполнять рюкзак только необходимыми вещами.
Здоровый режим дня
Здоровый режим дня включает в себя:
Чередование учебы, отдыха дома и отдыха на свежем воздухе, вечерние прогулки перед сном.
Здоровый сон. Постель должна быть умеренно жесткой, подушка плоской для сохранения нормальных физиологических изгибов позвоночника. Для детей со сколиозом рекомендуется использование специальных ортопедических матрацев и подушек. Длина кровати- на 20-25 см больше роста ребенка. Рекомендуется спать на спине, на правом боку, а не на животе или свернувшись калачиком.
Физкультура и спорт
Главным средством профилактики дефектов осанки является всестороннее физическое развитие. Утро должно начинаться с утренней зарядки. На уроках физкультуры необходимо вводить элементы коррекции осанки, а также использовать физические упражнения на равновесие, координацию, а также упражнения, развивающие ловкость и ориентированность в пространстве. Из элементов спорта рекомендуются лыжные прогулки по ровной местности, элементы волейбола, элементы баскетбола, плавание. Дети с нарушениями осанки занимаются по общей программе физического воспитания, имеющие сколиозы I степени должны освобождаться от прыжков, соскоков, метания гранаты, упражнений с отягощениями. При деформациях II- III степени дети относятся к спецмедгруппе, занимаются корригирующей гимнастикой в кабинете ЛФК.
Физические нагрузки даются с учетом локализации патологических изменений. Из-за опасности травм связочного аппарата шейного отдела, возникновения нестабильности не рекомендуются упражнения с чрезмерным сгибанием головы, кувырки, группировки, стойки на голове и лопатках.
При локализации патологии в грудном и грудопоясничных отделах не показаны наклоны с круглой спиной, седы согнувшись, «мосты». Чрезмерное поднимание прямых ног лежа на животе, может привести к увеличению поясничного лордоза. При подъеме туловища из положения лежа на спине для уменьшения нагрузки на межпозвонковые диски нужно акцентировать внимание на работе мышц живота.
Не рекомендуется
При нарушениях, связанных с повышенной подвижностью позвоночника, не рекомендуются занятия акробатикой, художественной гимнастикой, латиноамериканскими танцами, при сутулости – бокс, баскетбол, велосипед. При плоской спине, нарушениях во фронтальной плоскости – виды спорта с односторонне нагрузкой на мышцы спины и плечевого пояса (каноэ, фехтование, теннис). Силовые виды спорта, единоборства, мотоспорт, прыжки- являются травм опасными, вызывают сотрясение, компрессию позвоночника, увеличивают статическую нагрузку.
Выбор спортивной секции решается индивидуально, должен быть согласован с врачом - ортопедом.
Несколько слов о корсете
Следует знать, что корсет не держит туловище, а заставляет позвоночник принимать правильное физиологическое положение, т.е. дисциплинирует осанку. Вопрос о необходимости ношения корсета решается врачом-ортопедом.