Консультация для родителей:
«Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
Осанка – это привычная поза естественно, непринужденно стоящего ребенка.
Осанка может быть:
1)правильная (прямая посадка головы, слегка оттянутые назад плечи, прямая спина, подтянутый живот) – способствует укреплению и сохранению здоровья;
2)неправильная (опущенная голова, согнутая спина, выдвинутые вперед плечи) –затрудняет кровообращение, дыхание, связана с чувством угнетения, подавленности.
Выработка правильной осанки – сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.
Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбатиться. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.
Осанка формируется под влиянием различных факторов:
1. наследственное строение организма;
2. внешняя среда;
3. воспитательное воздействие;
4. питание, одежда, мебель и т.д.
На формирование осанки должны обращать внимание, как воспитатели, так и медики, родители.
Дошкольников надо учить, как сидеть на стуле, за столом, учить ходить, соблюдая правильную осанку.
Рациональная поза обеспечивает устойчивую работоспособность. Следует быть внимательными к позам детей во всех видах жизнедеятельности, воспитывать прочную привычку к правильному положению тела и в организованных занятиях, и в самостоятельных играх.
Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюстраций, при занятии настольно-печатными играми должна быть удобной: локти обеих рук на столе, предплечья симметрично и свободно лежат на поверхности стола, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола равно 35 см. Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы стоят на полу. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги или зацепляли их за ножки стула. Для расслабления использовать физкультминутки. Поза во время сна. Длительность сна дошкольника заставляет быть особенно внимательными к положению его тела. Ребенку следует спать на полужесткой постели, с небольшой подушкой. Лучше всего если ребенок спит на спине. Сон на боку, особенно «калачиком» смещает лопатки, сдавливает верхние ребра в грудной полости, искривляет позвоночник.
Поза при стоянии. Стоять надо с равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги слегка расставлены, так удобнее держать равновесие.
Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
Главным средством предупреждения осанки в детском саду является физические упражнения.
Упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат, тренируют различные мышечные группы.
Физические упражнения группируем так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка и создавали условия для хорошей двигательной активности. В вводную часть занятия включаем разнообразные упражнения в ходьбе и беге, построения и перестроения; упражнения на развития равновесия и внимания; ориентир в пространстве.
При выполнении общеразвивающих упражнений используем упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа) – для укрепления различных групп мышц; упражнения с предметами (шарики, мячи, палки, обручи) и без предметов («все вместе», «сидя», «хлопки»).
При проведении основной части занятия постоянно напоминаем, поправляем (спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята, руки в стороны или на поясе).
Для предупреждения и устранения нарушений осанки в условиях д/сада и дома используются следующие формы работы:
1. утренняя гимнастика;
2. физкультурные паузы во время занятий;
3. занятие физкультурное: насыщенное физическими упражнениями, подобранным оборудованием;
4. элементы спортивных эстафет, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.
Правильная организация условий жизни детей в д/саду и в семье при соответствующей методике проведения этих упражнений приводит к хорошим результатам в работе по профилактике нарушений осанки.