Классный час « Осень,прощай!»
Цели: повторить названия и признаки осенних месяцев, познакомить с «дарами» осени (овощи, фрукты, ягоды, грибы), с занятиями человека и животных в осенний период; развивать речь, мышление, воображение, память, коммуникативные навыки; воспитывать дружелюбие, бережное отношение к природе.
Ход классного часа
Учитель. Здравствуйте, ребята! Слайд 1
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так, как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)
У. Правильно, ребята, это осень. Каждое время года по-своему прекрасно. Осень – не исключение. О том, что происходит осенью в жизни человека и животных, какие изменения случаются в природе мы и погорим сегодня.
Слайд2.
У. Какие осенние месяцы приходили к нам, мы вспомним, отгадав загадки:
1)Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
2) Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
3) Чёрно поле бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи. (ноябрь)
У. Молодцы, ребята, осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь. А что приносят с собой осенние месяцы, мы сейчас узнаем, отвечайте хором:
1) Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что, скажите наугад,
Ну конечно …(листопад)
2) Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь.
Ты же знаешь, это - …(дождь)
3) Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? (птицы)
У. Да, ребята, птицы собираются в стаи и улетают, а почему? (холодает, нет насекомых, которыми они питались) Слайд 3
А каких вы знаете перелётных птиц? (дикие утки, гуси, лебеди, ласточки…)Слайд 4
А какие птицы остаются зимовать в наших краях? (голуби, воробьи, синицы) Слайд 5
У. Молодцы, ребята! А сейчас мы поиграем. (Учитель читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.)
Улетели птицы:
Голуби, куницы.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
У. Всем спасибо за внимательность и дружную работу, а теперь давайте вспомним, как зимующие звери и птицы готовятся к холодам, что они делают осенью? Слайд 6
Физминутка
У. Мы узнали, как звери и птицы готовятся к зиме, а что люди делают осенью? (наводят порядок в садах, огородах, парках, делают запасы на зиму)
У. Осень скверы украшает разноцветною листвой
Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде, и в лесу, и у воды
Приготовила природа всевозможные плоды. Слайд 7
Ученик.
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор:
Кто из них, из овощей и важнее, и нужней?
Горошек:
Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету!
Капуста:
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно!
Редиска:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Картошка:
Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
И редиска, и морковь –
Все вкусны, полезны.
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Кто-то, кажется, стучит…
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней
.
У. Конечно же нужно любить все овощи и фрукты. В них много витаминов, полезных и детям, и взрослым! Спасибо вам, ребята за интересный рассказ! Но не только овощами и фруктами богата природа осенью.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.) Слайд 8
У. Правильно, ребята, осень – грибная пора, но собирать грибы должен человек взрослый, разбирающийся в том, какие грибы съедобные, а какие ядовитые!
У. Вот и проводили мы осень. Будем ждать её к нам в гости через год.
Что вы узнали нового на нашем классном часе? Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
Спасибо вам, ребята, за активную работу, до свидания!
ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?»
На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.
ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»
Участвуют пять мальчиков и пять девочек.
На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки.
Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги.
Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее
и аккуратнее справится с этим заданием?