Урок музыки №5 в 1 классе. Тема четверти: “Музыка вокруг нас”. Тема урока: «Осень в гости к нам пришла».
Цель: рассказать и показать детям музыкальные и художественные краски осенней поры; передать с помощью музыкальных произведений, художественного слова, фотографий, картин художников красоту осени. сохранение и укрепление здоровья детей с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (арттерапия, логоритмика, ритмотерапия, дыхательная гимнастика, вокалотерапия, фольклорная терапия). Задачи:
- овладеть навыками вокалотерапии, игротерапии, звукотерапии с целью укрепления и сохранения здоровья;
- обучить приёмам и методам правильного дыхания, грамотной артикуляции звуков, музыкально-пластического движения; -помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты природы в художественных образах (в музыке, живописи, поэзии);
-показать влияние на настроение человека звука, тембра, краски, слова;
-развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умения сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов;
- воспитывать уважение к русской народной музыкальной культуре; - учить общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов.
Планируемые результаты
Предметные:
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Развитие художественного вкуса и интереса к классической музыке, музыкальному фольклору, к живописи, устному народному творчеству.
Умение выявлять характерные особенности народной и композиторской музыки.
Умение использовать элементарные приемы и навыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация),
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Оборудование: компьютер, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портрет композитора П.И.Чайковского, «Падают листья», муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен, словарь эстетических эмоций, иллюстрации художников на тему «Осень», музыка темы «Осень».
ХОД УРОКА.
Дети заходят в класс под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня».
Музыкальное приветствие.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать
Ребята, вы зашли в класс под музыку великого русского композитора П.И. Чайковского «Осень. Ноябрь».
Сегодня у нас с вами будет необычный урок. К нам сегодня в класс пришла Осень.
Звучит стихотворение А.С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень предлагает отгадать детям загадки:
1.Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
(Осень)
2.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
3. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)
4. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад)
5. Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ...
(Иней)
Давайте рассмотрим картины художников и фотографии с осенними пейзажами.
(в сопровождении музыки П.И. Чайковского «Времена года» «Осень. Октябрь») (арттерапия).
А кто может назвать все осенние месяцы?
(Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Как вы думаете, о каком месяце я сейчас прочитаю загадку?
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Я вам сейчас спою песенку, а вы мне будите подпевать и выполнять движения руками (ритмотерапия) «Урожай собирай» муз. Филиппенко сл. Волгиной
Послушайте, какие мудрые пословицы и поговорки придумал русский народ про осень:
День прозевал — урожай потерял.
В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
Отгадайте загадку про второй мой месяц:
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)
В октябре опадают последние листья. С каждым днём всё сильнее дует ветер.
Изобразим, как дует ветер. (Дети дуют) Сначала тихо… Вдруг налетела чёрная тучка, закапал дождик, подул сильный ветер (дыхательная гимнастика).
У нас с вами есть очень красивая музыка называется «Осенний концерт»
муз. А.Олейниковой. В этой музыке можно услышать и почувствовать и шелест осенней листвы и капельки холодного осеннего дождя, изображенные в музыке колокольчиками.
Сейчас мы послушаем эту музыку, а вы ладошками изобразите шелест листвы, а пальчиком по ладошке холодные капельки дождя (пальчиковая гимнастика).
Звучит музыка… (Дети под музыку показывают, как качаются деревья, падают, кружась в воздухе последние листья).
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)
Еще совсем недавно было 1 сентября, когда вы, нарядные и красивые с букетами цветов пришли в школу. Разучиваем песню «падают листья» М.Красева.
Давайте вспомним, как это было, и споем «Песню о школе» муз. Н.Дремлюги. «Песня о школе» Д.Кабалевский. (вокалотерапия)
На улице холодно. Лужи утром покрыты тонким, прозрачным ледком. Ведь уже последние дни ноября. Мне пора передавать свои права Зиме.
Урок закончен.
До свидания.