Осень в искусстве.
Ход урока.
Музыкальное приветствие.
У. «Здравствуйте 2 В класс очень рада видеть вас»
«Здравствуйте»
Организационный момент.
Введение в тему урока.
У. Ребята! Сегодня у нас будет встреча с музыкой и другими жанрами искусства. Искусство – это созидание прекрасного человеком и для человека. Пусть плоды этого творчества делают вашу душу духовно богатой, а поступки благородными. Не случайно для нашего урока я взяла прекрасные слова С.Я.Маршака:
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце – умным будет.
У. Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.
-Скажите кто такой поэт? Художник? Композитор?
Понятие о музыкальном пейзаже.
Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?
У Эдуарда Успенского есть стихотворение «О картинах», которое поможет нам определить этот жанр живописи.
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.
У. В музыке тоже есть пейзажи.
Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
В музыке, как и изобразительном искусстве, есть свои музыкальные краски. Композиторы, как и художники, используют определенные музыкальные краски для создания «музыкальной картины» передачи ее настроения.
Музыкальные и изобразительные краски являются художественными средствами выразительности в музыке и живописи.
2. Повторение понятия музыкальные краски.
-Какие вы знаете музыкальные краски?
(мелодия, ритм, лад, темп, тембр, динамика)
Динамика- сила звука (f, p).
Темп – скорость звука.
Тембр – окраска голоса.
Лад – мажор и минор.
3. Выявить сходство музыкальных и изобразительных красок.(3мин.)
Звучит музыка из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига «Утро»
Посмотрите вокруг себя. Мир такой огромный и волшебный. А волшебство можно увидеть и услышать повсюду: в пении птиц, в порывах ветра, в гудении проводов, в лучах яркого солнца.
- Ребята, а какое сейчас время года?
- Какими красками можно нарисовать осень?
- Если бы вы были художниками, что бы вы изобразили на своих картинах с осенним пейзажем?
У. Известные русские художники с большой любовью и мастерством изображали на своих полотнах осенние пейзажи. Посмотрите их пожалуйста.
У. В музыке тоже много красивых произведений, которые связаны с осенью, с осенним настроением.
Васильев-Буглай «Осенняя песенка»
Понравилась вам эта песня? О чем она?
Кто исполняет эту песню?
В каком регистре она прозвучала?
Каков характер песни?
Ребята, я вижу, что вы прекрасно умеете слышать и слушать музыку. Мы вернемся еще к этой песни на следующем уроке. А кто расскажет нам стихотворения про осень?
Осень. Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Опустел скворечник... Ирина Токмакова
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится
Целый день сегодня всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
Е. Николаева
Осень кисточку достала,
Всё вокруг разрисовала!
На цвета сменила моду,
Разукрасила Природу:
У берёзок, у сестричек -
Ленты жёлтые в косичках.
В красный шарф одеты клёны.
В пёстрых платьицах газоны.
На рябине украшенье -
Алых ягод ожерелье.
Обновляя всем наряды,
Осень ходит с нами рядом.
А теперь давайте поиграем в игру «Угадай мелодию». Только эта игра будет необычной. Я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение, вы его изображаете в определенном цветовом оттенке только одной полоской. Набор цветовых оттенков вы видите на доске. Но перед тем как начнем игру, произнесем волшебные слова.
Стихотворение Лидии Герасимовой.
Я полоску проведу,
А потом другую,
Ровно кисточку веду –
Лесенку рисую.
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохну-ка я маленько,
А потом опять
Стану рисовать!
Дети слушают музыкальные произведения и сравнивают с каким-то временем года.
1.Штраус Сказки венского леса (Весна)
2.Прилюдия №20 Ф.Шопен (Зима)
3.Чайковский «Щелкунчик» Вальс цветов.( Лето)
4.Прокофьев Тема Пети из оперы «Петя и волк»(Весна)
5.Попатенко «Скворушка прощается»(Осень)
-Ребята, к какому времени года вы отнесете каждое из произведений по цветовой гамме?
-
«Осень постучалась к нам» — сл.Т.Прописновой, муз. И Смирновой
Композитор И Смирнова написала песню «Осень постучалась к нам» Вот такого цвета в ее воображении предстала осень. Давайте споем все вместе.
Исполнение «Осень постучалась к нам» ниже на 0,5
- Ребята, как вы представляете себе осень? (Молодой красивой девушкой с венком из листьев на голове).
А какие краски присущи этой песне?
-Молодцы, все изобразили эту песню в ярких цветовых оттенках.
- Скажите, какое у вас было домашнее задание? Правильно нарисовать рисунок осени к песне «Осень постучалась к нам» Давайте посмотрим на экран, что же у вас получилось.
-Наш урок подходит к концу. Но впереди у нас еще много встреч с музыкой, которая учит нас быть добрыми, честными. Я буду очень рада, если после наших встреч вы будете стараться быть умнее, добрее, внимательнее ко всем людям.
- Урок окончен, до свидания!