СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осенняя экскурсия в парк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано для учащихся 2-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Осенняя экскурсия в парк.»

Прогулка-экскурсия в осенний парк.



Цели:

Организовать коллективную прогулку.

Дать обучающимся представление о характерных признаках осени в неживой природе. Расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц.

Показать их связь с неживой природой; обобщить знания детей о характерных признаках осени.

Формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру, нравственные эстетические чувства.

Развивать речь, внимание, память, наблюдательность, сообразительность.

Воспитывать эмоционально положительный взгляд на мир, любовь к природе, бережное отношение.


Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня наша прогулка будет необычной, она пройдет в парке. И прежде, чем туда отправиться мы с вами должны вспомнить правила поведения в общественных местах на природе, ведь городской парк – это общественное место и в тоже время уголок природы.

Итак, как мы должны себя вести в парке? (Ответы детей).

(В парке нельзя: громко кричать, чтобы не пугать птиц, живущих там, и чтобы не мешать прохожим, рвать листву с деревьев и ломать ветки, передвигаться только по дорожкам, не бегать, не бросать мусор).

- Мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, что происходит в природе осенью, действительно ли парк стал золотым.

2. Основная часть.

- Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, как он изменился и отметим какая сейчас осень? (Ранняя, сентябрь).

- Правильно, ребята. В начале осени еще бывает много теплых дней, греет солнышко. На клумбах и цветниках еще можно увидеть яркие цветы. Кругом красиво. Под ногами шуршит листва.

- Какие деревья вы видите в парке? (Ответы детей).

- Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона? (Золотая).

- Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы – музыкальные произведения, художники – картины.

- Осень – прекрасное время года. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Они начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом солнце светит долго и хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Лист всё время остается зеленым. Но наступает осень, удлиняются ночи, света растения получают меньше, хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Посмотрите, какие деревья стоят яркие и красивые. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими. А вот с ольхи и сирени листва упадёт зелёной, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

- А кто знает, как наступает листопад? (Ответы детей).

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья меняют свой цвет. У деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи. Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зелёный цвет заменяется жёлтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев происходят изменения. Летом черешки прочно скреплены с ветками.

- Ребята, попробуйте сорвать зелёный лист у берёзы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем он легче обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Это потому, что осенью в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок с веткой. Даже лёгкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

- А как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листву? (Ответы детей).

Наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время всё равно быстро изнашиваются. Ведь «работа» у листьев очень напряженная. В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение – охлаждает их, не даёт перегреться. Приложите листик к щеке – он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие – клетки живого листа всегда наполнены водой.

- Ребята, а что можно сказать про насекомых? Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Ответы детей).

- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

- У насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколки.

- Обратите внимание, много ли в парке птиц? Чем питаются птицы? (Ответы детей).

- Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях становится мало плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

- Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут? (Ответы детей).

Синицы, воробьи, вороны перебираются поближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Для птиц, оставшихся на зиму, уже сейчас надо делать кормушки, готовить корм.


3. Подведение итогов.

Итак, ребята, наша увлекательная экскурсия в городской осенний парк подходит к концу, что же мы увидели сегодня в парке? (Ответы детей).

А теперь, прежде чем пойти в школу, ещё раз остановитесь и посмотрите на красоту, которая окружает нас.