I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. | Звонкий прозвенел звонок Значит, начался урок. Посмотрите, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Если так, садитесь смело, Дружно примемся за дело! - Ребята, сегодня к нам на урок я пригласила гостью. А вот кто она такая вы узнаете, когда отгадаете загадку. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года . . . . . зовётся. Верно! Наша гостья – Осень. (слайд 1, увеличить портрет Осени мышкой) (Учитель размещает эти листья на доске. На обратной стороне каждого листа написан один из этапов урока) | Слушают учителя, проверяют готовность рабочего места к уроку. Входит девочка в костюме Осени, в руках у неё букет из осенних листьев. (девочка читает стих) По лесным тропинкам ходит-бродит осень. Сколько свежих шишек у зелёных сосен! И листок с берёзы золотистой пчёлкой Вьётся и летает над колючей ёлкой. - Сегодня я приглашаю вас в свой лесной терем. А чтобы вы не заблудились в моих владениях, я дарю вам волшебные листочки, которые будут указывать вам путь (отдаёт листья учителю) | Личностные: положи-тельное отношение к процессу познания, сориентированное на проявление интереса к учебной деятельности. Познавательные: применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место. | Устные ответы |
II. Актуализа-ция знаний | Повторение изученного ранее. Подготовка к введению нового материала на основе имеющихся знаний. | - Посмотрим, куда нас приведёт первый листочек (переворачивает лист) - Повторение изученного Чтобы это значило? - Рассмотрите схему. (слайд 2) - Расскажите, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени. - А какие изменения происходят осенью в жизни растений? - Так какова же главная причина изменений в неживой природе и в жизни растений с наступлением осени? Обсудите это в паре, сделайте вывод. | Рассматривают схему на доске, предполагают, какие осенние изменения в природе она отражает, о чём можно рассказать с её помощью. Называют признаки осени в неживой и живой природе. Сравнивают погоду в летние и осенние месяцы. Рассказывают о своих наблюдениях и сделанных выводах, объясняют причины изменения окраски листьев и листопада у лиственных пород деревьев, постепенного опадания хвои у хвойных деревьев. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу приобретения знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения. Познавательные: понимать информацию, представленную в форме схемы, использовать готовую модель для изучения и объяснения природных явлений. Регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебного действия. Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре. | Устные ответы |
III. Планирова-ние | Коллективная работа по составлению плана урока, заполнение таблицы | - Посмотрим, куда поведёт нас второй листок. (переворачивает второй лист) - Можете предположить, какова тема нашего урока?
Тема урока - Сегодня мы поговорим о том, что к зиме готовятся не только растения, но и животные. - У каких групп животных мы побываем в гостях? - Проверим вашу догадку. (слайд 3) (Дети называют группы животных, учитель открывает названную группу и в таблице вырисовывается план урока) - А теперь соотнесите иллюстрации животных с названием их групп. | Высказывают предположения о теме урока, вспоминают названия изученных ранее групп животных. Соотносят изображение животного с названием его группы при помощи электронной указки. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу приобретения знаний и умений, готовность оценить свой учебный труд, принимать оценки одноклассников и учителя. Познавательные: осознавать учебно-практическую задачу, понимать информацию, представленную в форме таблицы, подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных объектов. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами. Коммуникативные: оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные понятия. | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Просмотр мультимедийной презентации, работа с учебником | - Перевернём следующий лист и узнаем, в гости к какой группе животных он нас поведёт. (переворачивает третий лист)
Насекомые - Видели ли вы летом насекомых? Каких? - Много ли насекомых было летом? - Больше или меньше их стало с приходом осени? Почему? - Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме? (слушает ответы учащихся, дополняет их) - Наш осенний лист привёл нас к странному объекту. Отгадайте, что это. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок За сосной не виден он, А жильцов в нём – миллион. - А вот и отгадка (слайд 4) - Муравьёв называют общественными насекомыми. Что это значит? - Знаете ли вы, как готовятся к холодам муравьи? (слушает ответы учащихся) - А хотите заглянуть внутрь муравейника и узнать, как он устроен? Тогда, смотрите. (слайд 5) - С жизнью насекомых тесно связана и жизнь птиц. Как вы думаете, каким образом? - Кто догадался, куда поведёт нас следующий лист? (слайд 6)
Птицы - Почему и куда улетают птицы осенью? - Как называют птиц, которые осенью улетают на юг? - Откройте учебник на стр. 58, прочитайте текст, будьте готовы ответить на вопросы к этому тексту. (вопросы к тексту учебника) Что служит сигналом к отлёту птиц? Какие птицы улетают первыми? Почему? Какие птицы улетают позже других? Почему? Назовите некоторые виды перелётных птиц. - Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают в тёплые края, а зимуют в родном краю. Кто знает, как называют этих птиц? (зимующие или осёдлые, слайд 7) - Назовите некоторые виды зимующих птиц. - Почему они не улетают на юг? (слушает ответы учащихся, дополняет их) - Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло (на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки. - Самая большая группа птиц – это птицы кочующие. (слайд 8) К ним относятся многие виды птиц, живущих на далеком севере. Они ежегодно кочуют в пределах определенной области, не улетая в страны с теплым климатом. Весной они улетят от нас обратно на север. Назовите некоторые виды кочующих птиц. | Рассказывают о своих наблюдениях за насекомыми, отвечают на вопросы учителя, обсуждают, какую новую информацию о насекомых они узнали. С помощью лупы ученики осуществляют путешествие в муравейник, осматривая его части и назначение, комментируют и обсуждают увиденное. Читают и осмысливают тексты, отмечают признаки осени, которые ими ещё не были названы. Выделяют изменения в жизни разных групп птиц осенью. Приводят примеры перелётных, кочующих и осёдлых птиц нашего края. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу приобретения знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения, формирование навыка экологически правильного поведения в природе. Познавательные: осмысливать цель чтения, осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материала учебника, иллюстраций, собственных наблюдений объектов природы, применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей, использовать иллюстрации для изучения строения природного объекта. Регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебного действия, оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении новым знанием по изучаемой теме. Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь. | Устные ответы |
V. Первичное закрепление изученного | | - А теперь проверьте полученные знания об осенних изменениях в жизни птиц. (слайд 9) - Прочитайте слева на слайде понятия, справа - их значения и соедините их линиями в правильные пары. - А теперь распределим фотографии птиц по группам. Для этого вам нужно правильно раскрасить кружки возле этих фотографий. (слайд 10) | Обобщают и систематизируют полученную информацию, проверяют умения работать со схемами, условными обозначениями, умение преобразовывать словесную информацию в схематическую. | Личностные: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новый способ действия, готовность преодолевать учебные затруднения, адекватно оценивать свои успехи и неудачи. Регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебного действия, действовать согласно инструкциям учителя, контролировать выполнения действий, вносить необходимые коррективы. Познавательные: понимать информацию, представленную в форме схемы, применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную информацию в виде рисунка. Коммуникативные: осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Письмен ный ответ |
VII. Изучение нового материала VIII. Рефлексия урока | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Выполнение заданий мультимедийной презентации. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | - И снова осенний лист позвал нас в дорогу. Куда он приведёт нас на этот раз?
Млекопитающие - Что изменяется в жизни млекопитающих с приходом осени? - Почему животные линяют? - Как готовятся к зиме медведи? Ежи? Белки? - Кто ещё из животных делает запасы на зиму? - Рассмотрите эти жилища животных. (слайд 11) - Как называется каждое из них? - Проверьте свою догадку, сотрите слой краски. - Распределите животных в эти жилища. Животные: медведь, белка, лиса, бобр, барсук, мышь, заяц. - Почему не поселили в постоянное зимнее жилище зайца-беляка? - Идём дальше за следующим листом и попадаем в гости . . . . Рыбы (слайд 12) - Прочитайте предложения и дополните их словами из справочного материала. Закончите предложения: Летом вода ______________, поэтому рыбы плавают ____________________. Осенью вода ___________________, поэтому рыбы плавают ______________________. - Что вы узнали о жизни рыб осенью из этих предложений? - Сейчас осень. Где плавают рыбы? - Так давайте поможем рыбкам опуститься в нижний слой воды. - А что вы знаете о том, как переносят похолодание земноводные и пресмыкающиеся? (слушает ответы учащихся) - С наступлением осенних холодов земноводные и пресмыкающиеся забираются в укромные места и впадают в состояние анабиоза – застывают. - Вот и закончилось наше осеннее путешествие. А теперь проверим какими наблюдательными и внимательными гостями в тереме Осени вы были. Предлагаю блиц-опрос: Кто собирает яблоки спиной? (еж) Кто сушит грибы на дереве? (белка) У какого зверя осенью появляются детеныши в листопад? Как они называются? (у зайца: листопаднички) Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (да, совы и сойки) Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают входы и выходы муравейника) Где зимуют лягушки? (прячутся на глубину под камни или ил) - Вместе с путешествием подошёл к концу и наш урок. Оцените своё участие в нём одним из этих листочков. (слайд 13) - Поместите свой осенний листочек на ветки этого дерева: красный листик – мне было интересно, желтый листик – я узнал много нового, зеленый листик – мне было трудно все запомнить. | Отвечают на вопросы учителя, выделяют изменения в жизни разных групп животных осенью. Под рисунками норы, берлоги, хатки, дупла стирают с помощью ластика доски краску и под ней открываются подписи- названия жилищ. С помощью электронной указки соотносят рисунки животных с местом их жилища. Выбирают из справки слова, дополняют предложения. Рисунки рыб опускают вниз страницы при помощи электронной указки. Проверяют усвоение знаний, полученных на уроке. Оценивают своё участие в уроке. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу приобретения знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения, формирование навыка экологически правильного поведения в природе. Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материала учебника, иллюстраций, собственных наблюдений объектов природы, применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей, дополнять готовые информационные объекты. Регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебного действия, оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении новым знанием по изучаемой теме. Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Устные ответы Письмен ный ответ Письмен ный ответ Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы. |