ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
С. КОВАЛЕВСКОГО
Конспект
внеклассного занятия
в 3-4 классах
подготовил:
учитель - логопед
Селютина
Елена Владимировна
с.Ковалёвское
ЦЕЛЬ: в занимательной форме повторить приметы осени.
ЗАДАЧИ. Продолжать обогащать словарный запас.
Развивать познавательную деятельность;
глазодвигательные функции; высшие психические процессы.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
ОБОРУДОВАНИЕ. Карточки с заданием; листы и ручки; жетоны-
орешки.
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА. Название конкурса «Осенний калейдоскоп»,
осенние листики.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. Подбор материала к занятию.
Словарное слово: слякоть.
План конкурса
1.Вступительное слово.
2.Осенние вопросы.
3.«Собери пословицу».
4.«Кроссворд».
5.«Расшифруй ребус»
6.Физкультминутка.
7.Загадки.
8.Заключительное слово.
9.Вручение призов.
Ход конкурса
Учитель- логопед: Здравствуйте, ребята!
(Дети отвечают на приветствие учителя-логопеда.)
Психологический настрой. Я предлагаю, перед тем, как начать наше занятие, встать в круг. Возьмите друг друга за руки, закройте глаза, мысленно (про себя) посчитайте до пяти, откройте глаза. Посмотрите влево, вправо. Впереди стоящего, поприветствуйте в виде поклона головы. Можете садиться на свои места.
Сегодня наше занятие «Осенний калейдоскоп» будет проходить в занимательной форме, то есть в виде конкурса и посвящен уходящему времени года - осени. Соревнуются между собой две команды. Предлагаю выбрать командиров и выбрать название команд из предложенных названий.
Учитель- логопед. Ребята, пожалуйста, ответьте на вопросы:
-Какое сегодня число?
-Какой сегодня день недели?
-Какой месяц?
-Какое время года у нас сейчас?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
(Дети отвечают на вопросы учителя-логопеда)
Учитель- логопед. Молодцы! У вас на столах лежат конверты жёлтого цвета в них пословицы, но их перемешал осенний ветер. Чтобы прочитать пословицы надо их собрать правильно. Игра называется «Собери пословицу».
Осень - погоды перемен восемь.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Осень - время собирать урожай
Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди.
Цыплят по осени считают.
Сентябрь - пора золотой осени.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
В ноябре зима с осенью борется.
(Команды собирают пословицы, и дети по очереди их читают.)
Учитель- логопед. Умнички! Все потрудились. Команды получают по жетону. Следующий конкурс называется «Отгадай кроссворд». Кроссворд у вас на столе. Нужно разгадать кроссворд, приступайте к выполнению задания и затем мы проверим ваши ответы.
(Дети отгадывают кроссворд и проверяют ответы.)
Кроссворд
По вертикали: Потемнела неба просинь, Значит за окошком... Надела детвора пальто - Солнце не дает ... Залюбовался пейзажист: |
Сорвался с клена желтый ...
4.Окрепшая и кочевая
Пролетела птичья ....
По горизонтали:
Наряден школьник, букеты - в ряд,
Месяц тот зовут..
Ответы:
По вертикали: 1. Осень. 2. Тепло. 3. Лист. 4. Стая.
По горизонтали: 5. Сентябрь.
Учитель- логопед. Замечательно! За правильно отгаданный кроссворд получает команда жетон. Объявляется конкурс осенних ребусов. На карточках в голубых конвертах находятся ребусы, отгадывайте и записывайте ответы на листике, затем проверим ваши ответы. (Обучающиеся решают ребусы.)
1.
Н=Ж (Лужа)
2. 8 М=Н (Осень)
3
.
(Туча)
4
.Г
(Гриб)
Ы=И
5
.З
2, 1 3,2,1
(Зонтик)
6.
1,2, Т, 3,4 (Ветер)
7
.
О
Д
(Листопад)
Учитель- логопед. Молодцы! Сейчас сложнее будут ребусы.
(Учитель-логопед каждой команде раздает еще по конверты красного цвета с ребусами.)
8.
(Перелет птиц)
9.
(Увядание растений)
10
.
(Понижение температуры)
11.
(Затяжные дожди)
Учитель-логопед: Молодцы! Все ребусы отгадали. В этом конкурсе выиграла команда (Учитель-логопед называет команду.) и получает жетон. Все встали и подошли ко мне немного разомнёмся, а то вы засиделись.
Физкультминутка «Листопад».
Дети кружатся, расставив руки в стороны. Приседают. Движения руками влево - вправо. Снова кружатся на носочках. Присели.
(Учитель-логопед раскидывает листья с загадками, командиры собирают листья в количестве- 6 штук)
Учитель-логопед. Конкурс «Загадки». Посмотрите, что на другой стороне листа. Отгадайте эти загадки и запишите ответы.
1.Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
2.Летит, рычи,
Ветки ломает,
Пыль поднимает
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)
3.Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
4.Опустел холодный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
5. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
6.Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
7. Лист последний на заре
Сбросил лес наш в…(Октябре)
8.Утром лужи во дворе
Льдом покрыты в …(Ноябре)
9.Сколько можно, дождик плакать?
Уж от слёз повсюду…(Слякоть)
10.Листьев летящих прощальный парад
Словом осенний зовём…(Листопад)
11.Стеклянными от стужи
Вдруг утром стали…(Лужи)
12.Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
(Дети отгадывают загадки и записывают ответы.)
Учитель-логопед. Команды получают жетон за правильные ответы.
Словарная работа: СЛЯКОТЬ. Ребята, как выдумаете, что обозначает слово слякоть? (Дети отвечают) (Слайд18)Слякоть- Жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду. Осенняя слякоть. Ходить по слякоти.
(Подведение итогов конкурса «Осенний калейдоскоп». Объявление итогов конкурса )
Учитель-логопед. По итогам конкурсов побеждает команда, которая больше всех набрала жетонов. (Награждается команда победительница в конкурсе «Осенний калейдоскоп». Все участники получают поощрительные призы).На этом наше занятие закончилось. Спасибо за участие! До свиданья!
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Все ответы детей должны быть чёткими, фразы полными, предложения целыми. Правильно поставлены ударения, интонация.
Список использованной литературы
1.И.Д.Агеева Весёлые загадки-складки и загадки-обманки для всех
школьных праздников. М.: ТЦ-Сфера, 2004.
2.Л.А.Введенская,
Р.Я. Саакьян Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.
3.А.Н.Матвеева Буква за буквой 1 класс. М.: «Дрофа», 1996.
4.Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова И учёба, и игра: русский язык. Ярославль:
Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
5.Н.Н.Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных
классах. М.: Просвещение,1978.
6. Н. В. Григорощук , учитель начальных классов
Сценарий «В гостях у осени», М.,«Первое сентября»
Интернет ресурсы:
1.htt://www.solnet
2.Pedsovet.su
3.n sportal.ru
4.И другие неизвестные авторы.