Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
Рабочая программа
по краеведению
«Осетия - мой край родной»
(по внеурочной деятельности)
Направление «Духовно-нравственное и краеведческое»
для начальной школы
Срок реализации полгода (1 полугодие)
Составитель:
Каргинова Л.Т.,
учитель начальных классов
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать
познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности. Программа кружка «Осетия- мой край родной» изучается в начальной школе
(1-4 классы) в рамках внеурочной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, познавательную направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Практическая значимость рабочей программы по внеурочной деятельности по осетинскому языку обусловлена необходимостью улучшения результатов обучения осетинскому языку в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта, а также обогащать знания детей о родном крае. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 7-10 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и языковой компетенции.
-программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
Связь с другими предметами
- занятия позволяют изучить глубже курс осетинского языка на степени начального обучения. Учащиеся научатся осознавать язык как средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к осетинскому языку, стремление к его грамотному использованию. Получат начальное представление о нормах осетинского литературного языка и правилах речевого этикета. Дети смогут участвовать в диалоге, выражать свое мнение на осетинском языке. Больше узнают о краеведении, о культуре, обычаях, традициях и праздниках осетинского народа.
Цель и задачи обучения осетинскому языку во внеурочной деятельности.
Обновление целей и содержания обучения осетинскому языку влечет за собой изменение образовательных технологий, использование различных форм и методов. Большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для пробуждения у учащихся желания изучать осетинский язык.
Цель обучения осетинскому языку заключается в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность свободного общения на осетинском языке в социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферах.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели, заключаются в формировании знаний, навыков и умений, которые должны давать им возможность ориентироваться в окружающем мире. Направление задач:
Обучающие - использовать осетинский язык в типичных ситуациях устного общения (говорение, аудирование, чтение);
Воспитательные - овладеть приемами самостоятельной работы с языком, компенсаторными приемами при нехватке языковых средств; взаимодействовать друг с другом в ходе решения различных коммуникативных задач;
Развивающие - расширить знания о краеведении, об истории, традициях и обычаях осетинского народа.
Теоретико-методологическое обоснование программы.
Организация обучения осетинскому языку должна обеспечивать создание мотивации для его изучения школьниками. Реализации этого принципа способствует использование различных форм и методов работы, аудиовизуальных средств, занимательность содержания обучения, различные режимы работы, такие, как индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
Следует минимизировать использование русского языка на уроках осетинского языка.
Развитие всех видов речевой деятельности должно осуществляться во взаимосвязи, но с опережением устных форм работы.
Обучение строится поэтапно, начиная с тренинга по образцу, с переходом к самостоятельному выполнению действий и вплоть до формирования устойчивых навыков целостной деятельности.
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Мини-сочинения
Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Особенности возрастной группы детей начальной школы.
Особенности психологического развития. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятий, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением.
Внимание учащихся 1-4 классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У учащихся хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.
Мышление преимущественно наглядно-образное. Это значит. Что для совершения мыслительных операций, детям необходимо опираться на наглядный материал.
Поведение также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Начальная школа является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит от родителей, учителей и всестороннего развития ребёнка. Программы внеурочной деятельности направлены на восприятие нового материала в игровой форме, более свойственной ребёнку.
Набор детей в группу свободный. Оптимальное количество ребят, занимающихся в одной группе- 20 человек.
Режим занятий- продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 16 часов
в год, по 1 часу в неделю (1 полугодие), 40 минут.
Ожидаемые результаты и аспекты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Осетия- мой край родной» для учащихся 1-4 классов распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и традициям, к прошлому и настоящему своего края.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия и взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки историко-краеведческой информации.
Познавательный аспект:
Формирование и развитие универсальных учебных действий; познавательных учебных действий.
Развивающий аспект:
Развитие речи; формирование личностных учебных действий, регулятивных учебных действий.
Воспитательный аспект:
Воспитание системы духовно-нравственных, межличностных отношений, патриотизма, гордости и уважения к истории, культуре, традициям осетинского народа.
Основные требования к концу обучения курса:
- рассказывать о символике. Перечислить города Осетии, назвать столицу республики;
- знать о сыне Осетии Коста Хетагурове. Стихи для детей.
- знать названия ущелий, гор, рек Осетии.
- знать самые известные народные праздники;
- знать уклад семьи, место младшего и старшего в семье, семейные обычаи и праздники;
- знать виды сказок. Рассказывать народные сказки;
- знать об известных людей Осетии;
- знать об осетинском народном праздничном костюме;
- различать главных героев Нартских сказаний по их лучшим качествам;
- различать виды устного народного творчества;
Система отслеживания и оценивания результатов
Результаты внеурочной работы по данной программе подводятся в конце 1 полугодия. Учитель делает отчёт о проделанной работе с фотоматериалом. В течение учебного года проводятся открытые занятия. Итогом курса обучения является выступление группы на отчётном школьном мероприятии.
Содержание программы.
1.Тема: «Мой край родной»
Край, в котором мы живём. Наша малая Родина. Символика республики- флаг, герб,гимн.
2. Тема «По тропам Осетии»
Города Осетии. Главный город –Владикавказ.
Путешевствуем по горным ущельям.
Горные реки. Терек- главная река республики.
3. Тема «Известные люди Осетии»
В царстве музыки - В. Гергиев. Люди искусства - В. Тхапсаев, С. Адырхаева.
Герои страны - И.Плиев. Спортсмены Осетии.
4. Тема «Коста- детям»
Жизнь и творчество К.Хетагурова.
Коста- художник.
Детский цикл сборника «Осетинская лира». Стихи для детей.
5. Тема «Устное народное творчество»
Что такое народный фольклор.
Разучивание потешек, прибауток. Разучивание загадок и поговорок.
6. Тема «Осетинские народные сказки»
Что такое народные сказки. Сказки о животных.
7. Тема: «В стране «Великих Нартов»
Кто такие нарты. Братья Ахсар и Ахсартаг.
Сказание-«Яблоко нартов»
Подвиги Ахсара и Ахсартага.
8. Тема «Осетинские праздники и обычаи»
Осетинский праздничный стол.
Джеоргуыба- древнейший праздник мужчин.
Старинные народные праздники.
9. Тема: «Национальный костюм»
Орнамент и его символика.
Женский костюм и орнамент.
Мужской костюм и орнамент.
10. Тема «Я и моя семья»
Моя фамилия. Составление фамильного древа семьи (дедушка, папа, я).
Семейные праздники. Традиции встречи нового года.
11. Тема «Что мы знаем и умеем»
Вспомнить самые интересные занятия и то, чему научились, что запомнили.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Количество часов | Дата проведения занятия |
1 | «Мой край родной» Край, в котором мы живём. Наша малая Родина. Символика республики - флаг, герб,гимн. | 2 | |
2 | «По тропам Осетии» Города Осетии. Главный город –Владикавказ. Путешевствуем по горным ущельям. Горные реки. Терек- главная река республики. | 2 | |
3 | «Известные люди Осетии» В царстве музыки- В. Гергиев. Люди искусства- В. Тхапсаев, С. Адырхаева. Герои страны- И.Плиев. Спортсмены Осетии. | 2 | |
4 | «Коста- детям» Жизнь и творчество К.Хетагурова. Коста- художник. Детский цикл сборника «Осетинская лира». Стихи для детей. | 1 | |
5 | «Устное народное творчество» Что такое народный фольклор. Разучивание потешек, прибауток. Разучивание загадок и поговорок. | 1 | |
6 | «Осетинские народные сказки» Что такое народные сказки. Сказки о животных. | 1 | |
7 | «В стране «Великих Нартов» Кто такие нарты. Братья Ахсар и Ахсартаг. Сказание-«Яблоко нартов» Подвиги Ахсара и Ахсартага. | 1 | |
8 | «Осетинские праздники и обычаи» Осетинский праздничный стол. Джеоргуыба- древнейший праздник мужчин. Старинные народные праздники. | 2 | |
9 | «Национальный костюм» Орнамент и его символика. Женский костюм и орнамент. Мужской костюм и орнамент. | 1 | |
10 | «Я и моя семья» Моя фамилия. Составление фамильного древа семьи (дедушка, папа, я). Семейные праздники. Традиции встречи нового года. | 2 | |
11 | 11. Тема «Что мы знаем и умеем» Вспомнить самые интересные занятия и то, чему научились, что запомнили. | 1 | |
Список литературы:
Джыккайты Ш. Нарты кадджытæ 1-5 т. Дзæуджыхъæу, 2004-2010.
Уарзиаты В.С. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе, 1987.
Цаллаев Х.К. «Традиции и обычаи осетин». Владикавказ, 1996.
Калоев Б.А. Осетины. М.1971
Детский познавательный журнал «Барсик» с 2010г.
Детский познавательный журнал «Ногдзау» с 2013г.
Интернет ресурсы.