Что такое орнамент? Это узор, который сформировался под влиянием определенной культуры.
Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории человечества. Шедевры его, дошедшие до нас, завораживают особым миром форм и линий . Как и почему возник орнамент? В чем разгадка чередований всех этих странных фантастических цветов, фигурок, значков? Орнамент в отличии, скажем, от живописи, существует на какой-то созданной человеком вещи - стене дома, сосуда, ткани.
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно - поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную выразительность. Большое значение в дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира .
Осетинский орнамент считается одним из самых древних в культуре Кавказа, который развивался на протяжении многих тысячелетий. Историки и археологи находили его на одежде, посуде, орудиях труда, надгробных камнях и прочих вещах. Осетинский узор считался в некотором смысле священным и, поэтому его нередко наносили на мебель, например, на изголовья кроватей, на кресла, а в богатых домах им могли украшать и опорные столбы, арки домов и ворота. При этом орнаменты всегда содержали некие «послания», шифр и особое содержание. Так, например, на надгробных плитах орнаментально высекались изображения того, что умерший возьмёт с собой в потусторонний мир, а также иные мотивы.
Предметы быта украшались более просто – штрихами, кружками, спиралями, зигзагообразными линиями и т. д. Однако, уже к концу II тысячелетия до н. эры осетинский орнамент стал более усложняться – начали появляться геометрические изображения животных и растений. Так, например, одним из самых популярных изображений была баранья голова с крутыми рогами, её не только наносили в качестве орнамента, но также делали в виде скульптур. Вообще мелкие скульптуры головок животных часто украшали рукояти кинжалов воинов, а также, нередко и головные уборы женщин. Это тоже носило своего рода магическое значение – головы животных служили амулетами, и наделялись функцией защиты человека.
Исторически осетинская культура была тесно связана с древними народами – кобанцами, скифами, сарматами и другими. Это прослеживалось в формах керамических и ювелирных изделий, в узорах на предметах . У осетин в древности было популярно шитьё золотыми нитями, которыми украшались головные уборы, одежда и обувь. Изображения при этом делались самые разные: главным образом, это были замысловатые геометрические узоры, составленные из множества спиралей и завитков, линий и ромбов.
Вообще осетинский орнамент был чрезвычайно популярным на одежде, головных уборах и обуви. Так как он носил важное символическое значение, то древние считали непременно важным, чтобы он сопровождал, а, следовательно, и защищал их постоянно. Орнамент наносился разными способами: на головные уборы и обувь он нашивался нитями или бисером, а на платьях – кожаными аппликациями.
Основные элементы осетинской орнаментики в 1-3 веках нашей эры были очень сложные по выполнению плетёные узоры, которые сочетали в себе животные мотивы – головы зверей и птиц среди завитков растительного орнамента. В этот период именно растительные мотивы имеют большую популярность, так как обработка земли и животноводство становятся первыми и главными занятиями, а, следовательно, всё народное искусство, верования и убеждения сводились именно к этим занятиям.
Историки считают, что само по себе орнаментальное искусство осетин сложилось в XIV – XV веках. В это время большое распространение получила вышивка золотыми, серебряными и шёлковыми нитками, и стала в итоге, едва ли не одной из ведущих отраслей. А кроме того, продолжила своё развитие и аппликация из кожи, которой осетины также любили отделывать одежду, обувь и иные вещи. На орнаменте стали появляться спиралевидные и рогообразные рисунки, которые украшались различными завитками и лепестками. Его по большей части находили не только на предметах одежды, но и, главным образом, на деревянных и каменных вещах.
Интересно, что именно могильные плиты очень много рассказали современным историкам о редком осетинском орнаменте. Так, на плитах 18-го столетия находили не только схематические рисунки людей, но и фигурные их изображения. Камни украшали солярными знаками, линейно-геометрическими рисунками, спиральными завитками . Если на древних камнях высекались предметы быта древних – кувшины, орудия быта и т д, то на самых поздних современных рисунках, люди изображали автомобили, велосипеды, предметы нынешнего быта, но всё это делалось в соответствии с древними традициями.
Вообще, осетины всегда славились великолепным искусством резьбы, как по камню, так и по дереву. Некоторые орнаментированные деревянные предметы, которым сотни лет, сохранились и по сей день. Орнамент во многом зависел от того, какую вещь необходимо было украшать. Так, например, чаши и бокалы отделывались животным орнаментом – головами зверей или птиц. На мебели, а также на частях жилища (арках, воротах, опорных колоннах) вырезались, как правило, солярные и прочие геометрические узоры. Так, например, комбинации ромбов и треугольников, квадратов и прямых линий – один из излюбленных орнаментов для мебели и архитектурных сооружений.
Главная отличительная черта осетинского орнамента от орнамента других народов Кавказа в том, что он вобрал в себя несколько древних культур – Кобанскую, Скифо-Сарматскую и Аланскую. Его важная особенность также в очень пластичной, скульптурной передаче различных форм и рисунков, что не встречается ни в одной другой культуре.
Сегодняшние мастера продолжают традиции своих предков. Например, создают кружки с геометрическими орнаментами, ручки которых, как и много тысяч лет назад, делаются в форме бараньей головы. Кузнецы в Осетии куют тонкие изделия с древним растительным орнаментом, а женщины по-прежнему искусно владеют мастерством шитья золотыми, серебряными и шёлковыми нитями, а также созданием орнамента из аппликаций.