СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Осетины-Аланы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Осетины-Аланы"»





«Осетины – Аланы»

Их одежда (значение ).











Бичикаев Давид

5 «Б» класс.

Владикавказ 2021год.

Осетины – ираноязычный народ, живущий на Кавказе. Являются потомками алан.

Происхождение осетин – предки современных осетин, впервые появились в 1 веке нашей эры вблизи Византии, занимая территории северо-восточных границ Римской Империи.

Само название «Осетия» образовано при помощи суффикса «ети», что означает «земля». В результате получается «земля осов». Народ себя называет «иронами». История «Алании». Алания – это государство кочевого народа аланов, располагается на Северном Кавказе в 4-7 веках. Язык – осетинский. Осетинский язык разделен на две основные диалектные группы :иронский (ирон) в Северной и Южной Осетии и дигорский (дигор)в Северной Осетии. Есть субдиалекты: туальский,алагийский, ксанский и т. д.

Традиции и обычаи осетинского народа тесно переплетаются с его культурой. Дух свободы и благородных мотивов ярко выражается в праздниках, молитвах и обрядов. Народу очень дороги национальные ценности, среди которых чувство долга перед старшим поколением и перед грядущим.

Каждая национальность по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими, характерными только ей, обычаями. Разные народы не только традиции, а также по-настоящему гордятся своей национальной одеждой.

Основные черты традиционной одежды.

Национальный костюм осетин, несмотря на красочную расцветку, является сдержанным в крое и фасоне. Это целый образ, гармоничный и слаженный по расцветке отделке и пошиву. Дополняющие друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений.

У мужчин одежда :

Головной убор – выполняет важную роль в жизни , показывал ее статус и положение в обществе .Это башлык (капюшон с довольно длинными закругленными концами),

войлочная шляпа ( нымает худ)рабочий головной убор. Осетинская папаха( уаелдзам худ)сделанная целиком из меха (папаха).

Осетинский мужской пояс ( рон): был из кожи или ткани, который в зависимости от социального положения мог быть из разных материалов и отличаться по форме и деталями украшений.

Мужской костюм состоялся из нижнего белья, шаровар, бешмета черкески, папахи, обуви, а также поверх надевались шуба, бурка и башлык.



Неразлучным другом осетина был кинжал( хьаема).



Свой первый кинжал мальчик получал в три года, сделанный из дерева, а настоящий - по достижения совершеннолетия. Справа к поясу прикрепляли сафьяновый чехол (хуымпьыр) для пистолета (дамбаца).



У женщин пояс(камари) играл большую роль тоже. Особой ценностью обладали серебряные пояса, которые передавались от матери к дочери в качестве приданого. Головной убор также выполнял важную роль в жизни осетинки – он показывал ее статус и положение в обществе. Дома девушкам разрешалось ходить без головного убора. Выходя в свет ,они обязаны были надевать легкую шаль, а уже после замужества категорически запрещялось покидать дом без головного убора.





Дополняли свой наряд украшениями из золота и серебра – бусами, браслетами, кольцами и ожерельями. Украшение ,как и головной убор, могли сказать о положении девушки, к примеру , кольца начинали носить в возрасте ,когда ей уже было позволено ходить на танцы.

Так же украшали традиционными нагрудными застежками(аегнаеджытае) , это символ продолжения рода, которые со временем стали выполнять лишь декоративную функцию. При пошиве платья , которое надевалось поверх кафтана(разгом кьаба) , обычно использовали классические цвета – белый, красный, черный, иногда синий и зеленый.

Для праздника выбирались белые цвета, а традиционный свадебный наряд шили из дорогой красной ткани. Сейчас в основном – белые. Но одной особенностью свадебного платья были длинные, висячие рукава(уаеларм) – традиция, восходящая ко времени скифов. Орнамент свадебного платья представлял собой различные геометрические и растительные узлы, которые символизировали древо жизни. Орнаментом украшались и повседневные платья, у каждой вышивки было определенное значение, расшитые золотыми нитками.

Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шелковых нитей. Раньше вместо пальто надевался платок либо ватная кофта. В дальнейшем уже верхней одеждой служила шуба – ксерц, шившаяся из овчины. Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья. На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушек, подчеркивая статность и изящность фигуры.

В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам.

Одежда других:

Кабардинцы: Адыги(черкесы)

Чеченцы: Дагестанцы: