СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ощущения (Сезимдер)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ощущения

План.

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Классификация ощущений.

3. Закономерности ощущений.

4. Взаимодействие ощущений.

5. Адаптация

 

 

 Кабылдоо, сезүү

План.

1. Сезимдер жөнүндө түшүнүк. Сезимдердин физиологиялык негиздери.

2. Сезимдердин классификациясы.

3. Сезүү закон ченемдүүлүктөрү.

4. Сезимдердин өз ара аракеттенүүсү.

5. Адаптация

Просмотр содержимого документа
«Ощущения (Сезимдер)»

Ощущения

План.

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Классификация ощущений.

3. Закономерности ощущений.

4. Взаимодействие ощущений.

5. Адаптация

Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения.



Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения объективны, поскольку в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

 

19. Значение.

Ощущения являются первоначальным источником наших знаний об окружающем мире и о нас самих. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не тог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Известный русский врач С.И.Боткин (1832-1889) описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязанием на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаза и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Причем некоторые животные обладают более развитым ощущением, чем человек (например, орлы – зрением, собака – обонянием и слухом, глаза муравьев различают ультрафиолетовые лучи).

Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха.

 Кабылдоо, сезүү

План.

1. Сезимдер жөнүндө түшүнүк. Сезимдердин физиологиялык негиздери.

2. Сезимдердин классификациясы.

3. Сезүү закон ченемдүүлүктөрү.

4. Сезимдердин өз ара аракеттенүүсү.

5. Адаптация

Сезим түшүнүгү. Сезимдердин физиологиялык негиздери

Тышкы дүйнө жана өз денебиз жөнүндө билимибиздин негизги булагы - бул сезүү.

Сезүү материалдык дүйнөнүн айрым касиеттерин жана кубулуштарын, ошондой эле тиешелүү рецепторлорго дүүлүктүргүчтөрдүн түздөн-түз таасири астында организмдин ички абалын чагылдыруудан турган эң жөнөкөй психикалык процесс.

Сезимдер объективдүү, анткени алар ар дайым сырткы дүүлүктүргүчтү чагылдырат, ал эми экинчи жагынан, алар субъективдүү, анткени алар нерв системасынын абалына жана индивидуалдык өзгөчөлүктөрүнө жараша болот.

Мааниси.

Сезим - бул курчап турган дүйнө жана өзүбүз жөнүндө билимибиздин баштапкы булагы. Алар адамга курчап турган дүйнөдө саякаттоого мүмкүнчүлүк берет. Эгер адам бардык сезимдерден ажыратылса, анда ал айланасында эмне болуп жаткандыгын билбейт, айланадагылар менен баарлашып, тамак таап, коркунучтардан алыс болмок эмес. Белгилүү орус дарыгери С.И.Боткин (1832-1889) бейтап бир сезимталдыктын бардык түрлөрүн жоготуп, бир көз менен көрүп, колдун кичинекей жерине тийген учурларды сейрек кездештирген. Бейтап көзүн жумуп, анын колуна эч ким тийбегенде, ал уктап калган.

Нерв системасы бар бардык жандыктар сезүү жөндөмүнө ээ. Анын үстүнө кээ бир жаныбарлардын сезими адамдарга караганда кыйла өнүккөн (мисалы, бүркүттөр - көрүү, иттер - жыт сезүү жана угуу, кумурскалардын көздөрү ультрафиолет нурларын айырмалап турат).

Бардык энергия түрлөрү, эгерде алар турмуштук мааниге ээ болсо дагы, адам тарабынан сенсация түрүндө кабыл алынбайт. Алардын айрымдары үчүн, мисалы, нурлануу, ал эч кандай психологиялык жактан сезимсиз. Буга инфракызыл жана ультрафиолет нурлары, сезимди пайда кылган диапазондон тышкары радио толкундар, кулак сезбеген аба басымынын анча-мынча термелүүлөрү кириши мүмкүн.















Физиологической основой  ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов – проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;

3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферического отдела.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточенно главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

 Сезимдердин физиологиялык негизин анализатор деп аталган атайын нерв шаймандарынын иши түзөт. Ар бир анализатор үч бөлүктөн турат:

1) тышкы энергиянын нерв процессине өзгөчө трансформатору болгон перифериялык бөлүм (рецептор);

2) афференттик (борбордон четтөөчү) жана эфференттүү (борбордон четтөөчү) нервдер - анализатордун перифериялык бөлүгүн борбордук менен байланыштыруучу жолдор;

3) анализатордун субкортикалык жана кортикалдык бөлүмдөрү (мээ учу), бул жерде перифериялык бөлүмдөн келип чыккан нерв импульстарынын иштетилиши жүрөт.

Кортикалдык клеткалардын айрым аймактары анализатордун перифериялык бөлүктөрүнүн айрым клеткаларына туура келет. Жасалма стимулдаштыруу методдору менен жүргүзүлгөн көптөгөн эксперименттер азыркы учурда сезгичтиктин айрым түрлөрүнүн кортексиндеги локализацияны так орнотууга мүмкүнчүлүк берет. Ошентип, көрүү сезгичтигин чагылдыруу негизинен мээ кабыгынын желке бөлүктөрүндө топтолгон. Угуу сезгичтиги жогорку убактылуу гирустун ортосунда жайгашкан. Тактилдик-кыймылдаткыч сезгичтиги арткы борбордук гируста ж.б.у.с.

Сенсациянын пайда болушу үчүн бүтүндөй анализатордун иши талап кылынат.

20. Классификация ощущений

    Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: интероцептивныепроприоцептивные и экстероцептивные.

Интероцептивные ощущения имеют рецепторы, расположенные во внутренних тканях тела и сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений.

Проприоцептивные ощущения имеют рецепторы, расположенные в мышцах и связках, и дают информацию о движении и положении нашего тела. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими или кинестетическими.

Экстероцептивные ощущения имеют рецепторы, расположенные на поверхности тела, и отражают свойства предметов и явлений внешней среды. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание (в состав осязания входят тактильные и температурные ощущения).

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними (например, температурные и болевые ощущения).

 

 

21. Закономерности ощущений

Когда говорят о видах ощущений, то представляя то или иное ощущение (зрительное, слуховое, осязательное и т.д.) сознательно или бессознательно дают этому ощущению качественную характеристику. Качественная характеристика заключается в следующих аспектах:

1. Специфические виды энергии, которые воздействуют на анализаторы: длины электромагнитных волн - на зрительный анализатор, колебания звуковых волн – на слуховой анализатор и т. д.

2. Строение анализатора: разные рецепторы, длина проводящих путей, центральный отдел находится в разных участках коры головного мозга.

3. Специфические свойства ощущений: высота, тембр, громкость – свойства слуховых ощущений, насыщенность, цветовой тон – зрительных и т.д.

Однако, различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими закономерностями. К ним относятся: пороги ощущений, адаптация, последовательные образы.

1) Пороги ощущений.

Различают:

- нижний абсолютный порог ощущений,

- верхний абсолютный порог ощущений,

- разностный порог ощущений (порог различения).

Нижний абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (например, человек слышит только те звуки, частота колебаний давления воздуха которых равна 16-20 Гц.)

Раздражители, которые не достигают такой величины, лежат ниже порога ощущения, то есть не вызывают его (например, для слуховых ощущений эта величина меньше 16-20 Гц.)

Нижний порог ощущений определяет уровень чувствительности данного анализатора: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.



Сезимдин үлгүлөрү

Алар сенсациянын түрлөрү жөнүндө сөз кылышканда, тигил же бул сезүүнү (көрүү, угуу, тийүү ж.б.) сезимдүү же аң-сезимсиз көрсөтүү бул сезимге сапаттык мүнөздөмө берет. Сапаттуу мүнөздөмө төмөнкү аспектилерден турат:

1. Анализаторлорго таасир этүүчү энергиянын өзгөчө түрлөрү: электромагниттик толкун узундугу - көрүү анализаторунда, үн толкундарынын термелүүсү - угуу анализаторунда ж.б.

2. Анализатордун түзүлүшү: ар кандай кабылдагычтар, жолдордун узундугу, борбордук бөлүм мээ кыртышынын ар кайсы бөлүктөрүндө жайгашкан.

3. Сезимдердин спецификалык касиеттери: бийиктик, тембр, катуулук - угуу сезимдеринин касиеттери, каныккандыгы, түс тону - визуалдык ж.б.

Бирок, сезимдин ар кандай түрлөрү конкреттүүлүгү менен гана эмес, жалпы мыйзам ченемдүүлүктөрү менен мүнөздөлөт. Аларга: сезүү босоголору, адаптация, ырааттуу сүрөттөлүштөр кирет.

1) сенсациялардын босоголору.

Айырмалоо:

- сенсациялардын төмөнкү абсолюттук босогосу,

- сенсациялардын жогорку абсолюттук босогосу,

- сенсациялардын айырма чеги (дискриминация босогосу).

Сезимдин төмөнкү абсолюттук босогосу - сезилээрлик сезимди пайда кылган дүүлүктүргүчтүн минималдуу мааниси (мисалы, адам абанын басымынын термелүүсү 16-20 Гц болгон үндөрдү гана угат).

Мындай чоңдукка жетпеген стимулдар сезүү босогосунан төмөн турат, башкача айтканда, ага себеп болбойт (мисалы, угуу сезимдери үчүн бул көрсөткүч 16-20 Гцтен аз).

Сезимдердин төмөнкү босогосу бул анализатордун сезгичтик деңгээлин аныктайт: бул босогонун мааниси канчалык төмөн болсо, бул анализатордун сезгичтиги ошончолук жогору болот.

24. Средние значения абсолютных нижних порогов ощущений для разных органов чувств человека


  Органы чувств

Величина абсолютного порога ощущения, представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальности

Зрение   Слух   Вкус   Запах   Осязание

Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза Различение тикания ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

 

Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина силы раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость).

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового – 1/10, для тактильного – 1/30.

Адаптация.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

А) Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как человек попадает в атмосферу с неприятным запахом.

Б) Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда человек из полутемной комнаты попадает в ярко освещенное пространство, то сначала бывает ослеплен и не способен различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и человек начинает нормально видеть.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

В) Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации можно определить как позитивную адаптацию. Например, в зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой адаптации является адаптация к тишине.

Последовательные образы.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. След отраздражителя остается в виде последовательного образа. Например, после выхода из вагона метро человеку несколько секунд кажется, что он еще движется в поезде.

Взаимодействие ощущений

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Выделяют две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

  1. сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта (необычайная острота зрения у шлифовальщиков, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов).

Адаптация.

Абсолюттук босоголордун чоңдугу менен аныкталган анализаторлордун сезгичтиги туруктуу эмес жана бир катар физиологиялык жана психологиялык шарттардын таасири астында өзгөрүп турат, алардын арасында адаптация кубулушу өзгөчө орунду ээлейт.

Адаптация, же адаптация - бул дүүлүктүрүүчү таасиринин таасиринде сезүү органдарынын сезгичтигинин өзгөрүшү.

Бул көрүнүштүн үч түрүн ажыратууга болот.

А) Стимулдун узакка созулган аракетинин жүрүшүндө сезимдин толук жоголушу сыяктуу адаптация. Мисалы, териге сүйөнгөн жеңил салмактуулук сезилбей калат. Адамдын жагымсыз жыттанган атмосферага киргенден кийин, көп өтпөй эле жыт сезүү сезимдери ачык-айкын жоголот.

B) Күчтүү стимулдун таасири астында күңүрт сезим катары адаптация. Мисалы, колду муздак сууга батырганда, муздак стимулдан улам пайда болгон сезимдин интенсивдүүлүгү төмөндөйт. Жарым караңгы бөлмөдөн адам жаркыраган жарык мейкиндигине киргенде, алгач көзү көрбөй, эч нерсени айырмалай албай калат. Бир аз убакыттан кийин көрүү анализаторунун сезгичтиги кескин төмөндөп, адам кадимкидей көрө баштайт.

Сыпатталган эки адаптация терс адаптация термини менен айкалыштырылышы мүмкүн, анткени алардын натыйжасында анализаторлордун сезгичтиги төмөндөйт.

C) Адаптация алсыз дүүлүктүргүчтүн таасири астында сезгичтиктин жогорулашы катары. Адаптациялоонун бул түрүн оң адаптация деп аныктоого болот. Мисалы, визуалдык анализатордо, караңгыда болуу таасиринен көздүн сезгичтиги жогорулаганда, бул караңгы адаптация. Адаптациялоонун окшош формасы - жымжырттыкка көнүү.

Туруктуу сүрөттөлүш.

Сезим стимулдун башталышы менен бир эле учурда пайда болбогондой эле, экинчисинин токтошу менен бир эле учурда жоголуп кетпейт. Бул сезим инерциясы натыйжа деп аталган нерседе көрүнөт. Дүүлүктүргүчтүн изи ырааттуу сүрөт түрүндө калат. Мисалы, метродогу вагондон чыккандан кийин, адамга бир нече секунданын ичинде ал дагы деле поездде жүргөндөй сезилет.

Сезимдердин өз ара аракети

Сезүү, эреже боюнча, өз алдынча жана бири-биринен обочолонуп жашабайт. Бир анализатордун иши экинчисинин ишине таасир этип, аны күчтөндүрүшү же алсыратышы мүмкүн. Мисалы, начар музыкалык үндөр көрүү анализаторунун сезимталдыгын жогорулатат, ал эми курч же күчтүү үндөр, тескерисинче, көрүүнү начарлатат. Башка сезүү органдарынын дүүлүгүүсүнүн таасири астында анализатордун сезгичтигинин өзгөрүшү сезимдердин өз ара аракети деп аталат.

Анализаторлор менен көнүгүүнүн өз ара аракеттенүүсүнүн натыйжасында сенсибилизация сенсибилизация деп аталады.

Сезимдин сезгичтиги жогорулагандыгын аныктоочу эки багыт бар:

1) өзүнөн-өзү сенсордук кемчиликтердин ордун толтуруу зарылчылыгына алып келүүчү сенсибилизация (сокурдук, дүлөйлүк) жана 2) активдүүлүктөн келип чыккан сенсибилизация, субъекттин кесибинин өзгөчө талаптары (майдалагычтарда укмуштуудай көрүү курчтугу, дегустаторлордо жыт сезүү жана даам сезүү).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое ощущения?

2. В чем заключается значение ощущений в жизни человека?

3. Что является физиологической основой ощущений?

4. Назовите виды ощущений. Какие основания лежат в основе классификации ощущений?

5. Выделите аспекты качественной характеристики ощущения.

6. Приведите примеры , иллюстрирующие закономерности ощущений.

7. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?

8. В цехе работает шестьдесят одинаковых станков. Сколько из них должно остановиться, чтобы мастер на слух мог это установить?

9. О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О.Скороходовой:        

   Я услышу запах и росы прохладу,  Легкий шелест листьев пальцами ловлю

10.* Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?



Литература

 

1. Введение в психологию /Под ред. А.В, Петровского. М., 1996. С. 117-136.

  1. Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1974. С. 142-175.

  2. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975. С. 4-42.

  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов М., 1998. С. 203-217.

  4. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 219- 253.

1. Сезим деген эмне?

2. Адамдын жашоосундагы сезим мааниси эмнеде?

3. Сезимдердин физиологиялык негизи кандай?

4. Сезимдин түрлөрүн атаңыз. Сезимдерди классификациялоонун себептери эмнеде?

5. Сезимдин сапаттык мүнөздөмөлөрүнүн аспектилерин бөлүп көрсөтүү.

6. Сезимдердин мыйзам ченемдүүлүктөрүн көрсөтүү үчүн мисал келтир.

7. Эмне үчүн адамдын бетине түшкөн чаңды бөлүкчөлөрү сезбейт?

8. Цехте бирдей алтымыш машина иштейт. Алардын канчоосун кожоюн аны кулак менен орнотушу керек?

9. Дүлөй сокур О.Скороходованын ыр саптарында кандай сенсациялар жөнүндө сөз болуп жатат:

Мен жытты жана шүүдүрүмдүн муздактыгын угам, жалбырактардын жеңил шылдыраганын манжаларым менен кармайм ...

10. Өзүңүздү байкаңыз: сизде кандай сезимдер көбүрөөк өнүккөн?