Тема: Османская империя: от могущества к упадку. Ослабление империи Великих Моголов.
Цели урока: создать условия для овладения учащимися знаниями об Османской империи и крушении империи Великих Моголов через работу с учебником и дополнительными источниками информации, анализ и обоснование собственных выводов на основе этой информации.
Задачи урока:
раскрыть существенные признаки терминов и понятий: эпоха тюльпанов, восточный вопрос, маратхи, замбуреки, сипаи, Ост-Индская компания;
разъяснить итоги русско-турецких войн второй половины XVIII в.;
углубить знания учащихся о причинах крушения империи Великих Моголов;
формировать умения составлять рассказ на основе данных учебника и исторических документов, анализировать тексты документов и выделять в них логические части;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к истории и традициям восточных стран.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути Османской империи и государства Великих Моголов в XVIII в.; давать образную характеристику исторических личностей;
Метапредметные УДД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью ноутбука; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Личностные результаты УДД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт человечества; осваивать новый материал.
Основные понятия и термины: эпоха тюльпанов, восточный вопрос, маратхи, замбуреки, сипаи, Ост-Индская компания
Оборудование: проектор; иллюстрации к уроку
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная и групповая работа учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме прошлого урока.
Здравствуйте, ребята. Мы с вами на прошлом уроке проходили тему Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции. Давайте вспомним этот материал (слайд 1).
Задание 1 – терминологическая разминка: https://learningapps.org/watch?v=pmci3wkn322 (слайд 2)
Задание 2– письменно ответить на вопросы первого уровня на с. 195 (слайд 3).
Первая треть XVIII в. в Османской империи ознаменовалась удивительным культурным расцветом, который был обусловлен тягой к Европе. Активизировалась работа по переводу сочинений европейских авторов по истории, географии, астрономии, приветствовались личные связи османских сановников с европейцами.
Индийское же общество к началу XVIII в. характеризовалось значительной разобщенностью: кастовый строй, индуистская и мусульманская религии, разные народы, находившиеся на неодинаковых стадиях экономического и культурного развития (слайд 4).
Вот об этих странах мы будем вести речь сегодня на нашем уроке (слайд 5).
Тема урока: «Османская империя: от могущества к упадку. Ослабление империи Великих Моголов» (слайд 6).
План (слайд 7):
Эпоха тюльпанов (1718-1730)
Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.
Восточный вопрос
Социально-экономическое развитие Османской империи
Центробежные силы
Реформы Селима III
Крушение империи Великих Моголов
Англо-французское соперничество в Индии
Британские колониальные захваты в Индии во второй половине XVIII в.
Деятельность Ост-Индской компании Великобритании
Проблемный вопрос (слайд 8)
Каким было государственное и военное устройство Османской империи? Какой век был ознаменован началом проникновения европейских колонизаторов в Индию?
III. Работа по теме урока.
1. Эпоха тюльпанов (1718-1730) (слайд 9)
Работая с текстом учебника на с. 200-201 читаем готовим ответы на следующие вопросы:
Охарактеризуйте эпоху тюльпанов в Турции?
Что стало причиной такого названия?
(выслушиваем ответы учащихся).
Слайд 10. Итак, мы ответили на вопросы, которые открыли нам путь из внутренней политики османов к внешним взаимоотношениям Османской империи с другими странами во второй половине XVIII в. И на первый план выходят русско-турецкие войны и восточный вопрос.
Слайд 11. Давайте разделимся на группы и попытаемся осветить эти события. (самостоятельное чтение).
1 ГРУППА с. 202. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.
2 ГРУППА с. 202-203. Восточный вопрос.
Слайд 12. Приём «Фишбоун».
4. Социально-экономическое развитие Османской империи (слайды 13-14)
Делимся на 6 групп и попытаемся описать проблемы Османской империи изучаемого периода.
1 ряд – ТОРГОВЛЯ И КРЕСТЬЯНЕ (С. 203)
2 ряд – ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДОВ (С. 203)
3 ряд – ЧТО МЕШАЛО НОРМАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЕЛКОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА (С. 203-204)
4 ряд – ТУРЕЦКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (С. 204)
5 ряд – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ (С. 204)
6 ряд – АРМИЯ И ФЛОТ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (С. 204)
(слушаем ответы учащихся каждого ряда).
Слайд 15. ЗАДАНИЕ. Опираясь на текст на с. 204 объясните значение понятия: «Центробежные силы» (слушаем версии учащихся).
Слайд 16. Задание. Заполнить схему «Реформы Селима III». Схема «Звезда». Нарисовать звезду и найти 5 самых важных реформ.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (слайд 17).
Учащиеся делятся на три группы, каждая самостоятельно работает со своей частью.
1 ГРУППА – Крушение империи Великих Моголов (с. 208-210)
2 ГРУППА – Англо-французское соперничество в Индии (с. 210-211)
3 ГРУППА - Британские колониальные захваты в Индии во второй половине XVIII в. (с. 211-212) (учащимся даётся время для чтения).
Вопросы к группам.
1 ГРУППА – Крушение империи Великих Моголов (слайд 18).
Какие причины привели империю Великих Моголов к крушению?
2 ГРУППА – Англо-французское соперничество в Индии (слайд 19).
Расскажите об англо-французском соперничестве в Индии.
3 ГРУППА – Британские колониальные захваты в Индии во второй половине XVIII в. (слайд 20).
Какое событие положило начало завоевания Индии англичанами? Когда оно произошло?
(Выслушиваем представителей групп).
Слайд 21-22. В 1765 г. англичане получили от не имеющего реальной власти Великого Могола грамоту, по которой к Ост-Индской компании переходило право сбора налогов, содержание войска, судопроизводство по гражданским делам. Полномочия местной администрации были сведены к минимуму, она оказалась в полной зависимости от британских властей. Подобная система управления, впоследствии распространённая на всю Индию, давала возможность колонизаторам использовать в своих интересах индийскую знать и чиновников.
Слайд 23. Эвристическая беседа.
Что было основным способом ограбления народов Индостана?
Важным источником доходов являлась монополия Ост-Индской компании на добычу и торговлю чем?
Кого Ост-Индская компания насильно прикрепляла к своим факториям?
От чего немалые доходы извлекала компания и её служащие?
Слайд 24. Контрольный вопрос. Какие факты свидетельствовали о том, что английский парламент стремился установить зависимость Ост-Индской компании от правительства? (версии учащихся).
Слайд 25. Возвращение к проблемному вопросу.
Каким было государственное и военное устройство Османской империи?
Какой век был ознаменован началом проникновения европейских колонизаторов в Индию?
Версии учащихся.
IV. Подведение итогов урока (слайд 26)
Игровое задание. Проверим результаты нашей работы с помощью игры. На экране будут вопросы, на которые вы должны ответить. Побеждает тот, кто ответит быстрее и точнее всех.
Закрепление. Фронтальный опрос. https://learningapps.org/watch?v=p8cxq07mj22
Оценки. Рефлексия (слайд 27) Что вы узнали сегодня на уроке? Предлагает поделиться впечатлениями от урока? Благодарю за внимание, работу учащихся.
- Какой же у нас получился урок?
- Закончим наш урок по истории Нового времени
Домашнее задание (открыли дневники) (слайд 28)
Параграф 17-18, с. 200-205, с. 208-214
Вопросы первого уровня (1-5) на с. 207 (устно);
Вопросы первого уровня 1 и 5 письменно на с. 214.
Подготовить устно ответ на 3 вопрос второго уровня на с. 214