СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оснащение сенсорной комнаты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оснащение сенсорной комнаты»

Научно доказано, что гармоничное и полноценное обучение ребенка с проблемами в развитии невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые рецепторы, кожные покровы и т.д. Поэтому сегодня во многих школьных учреждениях большой популярностью пользуются специально оборудованные различными стимуляторами комнаты, направленные на сенсорное развитие школьников (то есть, на развитие их восприятия в широком понимании этого слова).

Необходимо отметить, что для России само понятие "сенсорная комната" является достаточно непривычным, а значит для многих родителей непонятным. Из-за этого для большинства обывателей сенсорная комната представляется неким помещением, наполненным различными высокотехнологичными гаджетами (по аналогии с сенсорными панелями современных телефонов и компьютеров), призванными заменить традиционные игровые комнаты в детсадах. На самом же деле сенсорная комната представляет собой абсолютно самостоятельную систему развития детей, существующую параллельно с традиционными методиками и техниками развивающих занятий, применяющихся сегодня в школьных учреждениях.

Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Оснащение сенсорной комнаты:

  • воздушно-пузырьковая колона – активно используется для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;

  • интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;

  • оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;

  • тактильные панели – способствуют развитию фантазии, мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;

  • развивающие и реабилитационные элементы –(комплекты «СТИМУЛЯЦИЯ» и «ДЦП-ЭКОНОМ») направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;

  • элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолочный модуль, настенные и напольные массажные ковры, пуф с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентная картина) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватель, наборы с музыкальными произведениями и т.д.

Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (светильники "Тайна океана", "Плазма " и соляная лампа), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-черепаха, пуф –груша, пуф-сфера и кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домик-трансформер, Бизи-хауз, сухой бассейн с шарами, дидактический стол, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорной комнаты оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЕНСОРНАЯ КОМНАТА?

Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей с проблемами в развитии всех возрастных категорий. При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в нашей школе можно использовать:

  • в младшем школьном возрасте (1-4 год обучения) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;

  • в старшем школьном возрасте (5-9 год обучения) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.

Хочется отметить, что занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:

  • психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;

  • нейропсихологическая коррекция "школьных" проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;

  • развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;

  • психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.

ПРЕИМУЩЕСТВА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В частности, даже самый гиперактивный ребенок быстро успокаивается в релаксационной зоне, а мягкие покачивания на модуле-кресле, приглушенное освещение и успокаивающая мелодия помогают ему снять стресс и расслабиться. Дети, страдающие снижением интереса и потерей внимания, легко получают необходимый им заряд энергии и активизируют эмоциональный фон в активной зоне сенсорной комнаты, а веселые упражнения и занятия "под аккомпанемент" ярких красок и меняющихся картинок гарантировано пробудит у них интерес к обучению и познанию. Играя с водой и песком, аутичные дети слушают разнообразные звуки, что позволяет взрослым нащупать ниточку контакта с подобными малышами, которые заключены в себе.

Таким образом, основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей с проблемами в развитии. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность... А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.