СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основа профессии "тьютор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основа профессии "тьютор"»

Основа профессии «тьютор»


Профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году. Ее происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей свое начало в Великобритании, где на сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) обучающихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в детском саду, школе, ВУЗе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Раскрывая специфику профессии «тьютор», проанализируем ряд ключевых понятий: «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская деятельность».

Тьютор (англ. tutor, от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – педагог наставник в английских паблик-скулз, старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа опытных преподавателей этих школ; в учебное время они вели преподавание предметов по своей специальности, после уроков занимались воспитательной работой с 5-10 или 15 обучающимися, которые прикреплялись к каждому из них.

В зарубежной педагогике давно действует система Counseling-Guidance (система школьных советников – тьюторов и консультантов-руководителей, как для групп, классов, так и для отдельных детей).

Похожих взглядов на понятие «тьютор» придерживаются современные исследователи Л.В. Бендова, Е.С. Комраков, С.А. Щенников, определяя тьютора как преподавателя-консультанта – «специалиста в области организации образования и самообразования».

По мнению Т.М. Ковалевой, тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. А.А. Попов отмечает, что тьютор одновременно выполняет три функции: организатора (организация, контроль и помощь в осуществлении режима); фасилитатора (организация инициирования индивидуальных образовательных интересов); коуча (организация консультирования будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ). Отметим, что тьютор не является «транслятором» знаний, не занимается организацией учебного процесса. Основные задачи тьютора – выявить и «продвинуть» интерес обучающегося (тьюторанта), создать ту избыточную среду, где бы появились дополнительные ресурсы для создания и реализации индивидуальной образовательной программы.

Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что тьютор – педагог, который наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности.

Причисляя тьютора к типу профессии «человек-человек», важно понимать, что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п. Значительная часть рабочего времени (особенно в условиях коррекционной школы) уходит именно на координацию различных субъектов (родителей, педагогов, воспитателейи др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребенка.

Для понимания специфики профессии тьютор важно также остановиться на понятиях «тьюторское сопровождение» и «тьюторская деятельность». Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т.М. Ковалевой, мы считаем, что в основе тьюторского сопровождения лежит понятие субъектности и право человека самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него. Сопровождая («следуя рядом вместе с кем-либо в качестве спутника»), тьютор движется вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную индивидуальную образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку. Таким образом, по мнению Т.М.Ковалевой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности.

Среди основных функций тьюторского сопровождения исследователи выделяют:

-информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП;

-развивающую диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта; содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП;

-тьюторскую навигацию и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП;

-организацию рефлексии; тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Российские ВУЗы начали готовить тьюторов практически недавно. В стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют девять сертифицированных Тьюторских ассоциаций (www.thetutor.ru) региональных центров. Это Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары, Владивосток, Новосибирск, Архангельск, Пермь, которые проводят курсы повышения квалификации. Получить магистерскую подготовку по соответствующему направлению можно в Московском педагогическом государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что понятия «тьютор» и «тьюторское сопровождение», совершенно новые для современного общества, но активно развивающиеся.

Учитывая цель и функции тьюторского сопровождения, можно сделать вывод, что тьюторская деятельность – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.