СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основа слова. Продолжение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основа слова. Продолжение»

Технологическая карта урока

ФИО практиканта: Шипицына Кристина Ниязовна.

ФИО учителя: Путинцева Людмила Георгиевна.

Дата: 20.11.2024

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК: Школа России

Тема урока: «Основа слова» продолжение.

Цель: закрепление понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.

Задачи урока:

1. Обучающая: закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;

2. Развивающая: развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс, умения подбирать слова с заданной морфемой; умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

3. Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма, дружеские отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу и цель; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

Познавательные: понимание и сохранение в памяти учебных задач урока; установление соответствия поставленной задачи полученному результату;

Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, создавать устные и письменные высказывания;

Предметные результаты: умение выделять основу слова; наблюдать за способами образования однокоренных слов узнавать изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с тетрадью на печатной основе, игра, запись под диктовку.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и ПО: учебник, тетрадь на печатной основе, меловая и интерактивная доска, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Орг. момент (1 минута)

  2. Актуализация опорных знаний (5 минут)

  3. Постановка темы и цели урока (2 минуты)

  4. Включение в систему знаний и повторение (9 минут)

  5. Физминутка (1-2 минуты)

  6. Включение в систему знаний в знакомой ситуации (6 минут)

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой (6 минут)

  8. Включение в систему знаний в новой ситуации (7 минуты)

  9. Итог урока (3 минуты)

Ход урока:

Этап урока, цель

Методы, приёмы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(Л – личностные,

М – метапредметные,

П – предметные)

Орг. момент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Словесный: беседа.

Ф

-

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверьте свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: осознание учащимися смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.


Актуализация знаний

Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения.

Словесный: беседа.

Ф

Рабочая тетрадь, меловая доска.

Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?


- Что же такое основа слова?

- Что нужно сделать, чтобы найти основу?


- Выполним задание, чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили прошлую тему.

Работа у доски. (2-3 человека).

Запишем слова: заморозки, подорожник, подсвечник, холмистый.

Разберем эти слова по составу.




Основа слова.


Основа слова – это часть слова без окончания.

Чтобы найти основу слова, нужно определить окончание.






Выполняют задание.

Познавательные: понимание и сохранение в памяти учебных задач урока; установление соответствия поставленной задачи полученному результату;

Постановка темы и цели урока

Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока.

Словесный: объяснение.


Ф

-

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Основа слова».

- Какую цель мы поставим себе на урок?




Будем продолжать выполнять упражнения по теме «Основа слова».

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу и цель; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;


Применение знаний в знакомой ситуации

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и запоминания способов действий

Словесный: объяснение.

Практический: работа с тетрадью на печатной основе, работа с учебником и рабочей тетрадью.


Ф

Учебник, тетрадь на печатной основе.

-Откройте учебник на стр. 97, упр. 189.

Прочитайте. Найдите в каждом предложении лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
















Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Начертите схему состава выделенного слова.

Выполняют задание.


1. По облачному небу плывут облака. — в данном предложении лишним словом является «облачному», потому что если по нему плывут облака, то оно и так облачное.
2. Ребята строят из снега снежную крепость. — лишнее слово — «из снега», потому что если крепость снежная, то и так понятно, из чего она построена.
3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки. — лишнее слово — осенние, потому что и так понятно, что листья не зимние.

1. По небу плывут облака.
2. Ребята строят снежную крепость.
3. Осенью деревья сбрасывают листочки.


Познавательные: понимание и сохранение в памяти учебных задач урока; установление соответствия поставленной задачи полученному результату;

Предметные результаты: умение выделять основу слова; наблюдать за способами образования однокоренных слов узнавать изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ.


Физминутка

Цель: снятие физического напряжения.



Интерактивная доска.

Учитель включает видео-физминутку.

Учащиеся повторяют движения, которые показаны в видео.


Применение знаний в новой ситуации

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Словесный: объяснение.


Наглядный: работа у доски

Практический: работа с учебником и рабочей тетрадью.

Ф, И

Рабочая тетрадь, учебник.

Выполним упр.192 стр.98.

Прочитайте. Назовите слово.

Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга.




Что обозначает составленное слово? Запишите его.


Выполняют задание:

1. Корень слова «дружить» — -друж-.
2. Приставка в слове «поехать» — по-.
3. Суффикс в слове «ночка» — -к-.
4. Окончание в слове «книга» — -а.
по + друж + к + а = подружка.

Подружка — друг женского пола.


Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, создавать устные и письменные высказывания;

Предметные результаты: умение выделять основу слова; наблюдать за способами образования однокоренных слов.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели.

Словесный: объяснение.

Практический: работа с тетрадью на печатной основе, самостоятельная работа.


Ф, И

Учебник, рабочая тетрадь.

Выделите все значимые части в этом слове.

Придумайте свою загадку такого же типа.

Выполняют задание:

Например, приставка, как в слове посмотрел, корень, как в слове верить, окончание, как в слове лисье. (Поверье)






Личностные: осознание учащимися смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Предметные результаты: умение выделять основу слова; наблюдать за способами образования однокоренных слов.

Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Словесный: объяснение.

Практический: работа с учебником и рабочей тетрадью.

Ф, П

Тетрадь на печатной основе.

Работа в парах.

Откройте рабочую тетрадь на стр. 51, упр. 133.

Поработайте в парах: обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором - корень, в третьем - суффикс, а в четвёртом - окончание.


Работают в парах:


Познавательные: понимание и сохранение в памяти учебных задач урока; установление соответствия поставленной задачи полученному результату;

Предметные результаты: умение наблюдать за способами образования однокоренных слов.

Итог урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

Ф

Интерактивная доска.

Нам нужно продолжить предложения:

Основа – это …

Окончание – это … часть слова

– Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание?

Запишите д/з: с. 99, упр.193, 195.


-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.

Корень, приставка и суффикс



Выполняют рефлексию.



Оценка:____________________________________

Учитель:_____________/_____________________/

подпись ФИО