1. Приветствие. Целепологание – Добрый день, ребята. – Прежде чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю. На фронтоне древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать? В то время знание о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности. Вот вы, ребята, знаете что вы умеете, какие знания у вас имеются, приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого. И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой писали древние мудрецы. Я желаю, чтобы к концу нашего урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы сейчас стоите. Что ж, в добрый путь! – Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, на основе которого вы постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. У вас на столах оно тоже есть, можете следить. – Какая тема нашего урока? (Ответы детей) – Ребята, а что бы вам хотелось узнать по нашей теме? Ответы детей: – Что такое колония? – Где они возникли? – Почему уезжали? Работа с новым понятием колония. – Найдите рядом с текстом учебника определение этого понятия. Ответьте одним словом – поселение Действительно, мы с вами сегодня выясним основные причины и направления греческой колонизации. | Экран чист. На доске написана дата. Карточка № 1 (Приложение 1) Чтение стихотворение. Запись темы на доске. Прикрепление слова на доске |
1. Изучение новой темы – Ребята, давайте перенесемся в древний Афинский порт. Здесь собралось много народу. Послушаем их, о чем они говорят. Мне нужно 4 желающих мальчика. 2. Сценка – Ребята, посмотрите кто здесь представлен? (Демос и аристократия) Участники сценки читают тексты. – Итак ребята, по каким причинам они покидают родину? (Ответы детей) – Представьте что вы – эллины. Живете в VIII в. до н.э. и перед вами встал вопрос: – Куда отправиться? – Где искать пристанища? 3. Работа с контурной картой – У вас на столах лежат контурные карты. Обозначьте жирно точкой тот город откуда вы отправляетесь. Далее рисуете свой путь стрелками и в конце обозначаете пункт прибытия. – Вам нужно также назвать выбранное вами направление. Чтение стихотворения. Все неизвестно! А пока туманы Плывут под парусами корабля. Там позади, – покинутая Эллада, Там впереди чудесная страна. – Мы отправляемся в путь… 4. Самостоятельная работа ребят – Итак, уважаемые эллины, кто в каком направлении решил плыть? Кто желает показать свой путь на слайде? – Итак, все три направления указаны – А вот как это выглядит на исторической карте. Смотрите, как вы правильно сделали! Молодцы. 5. Творческое задание – Вот причалило наше судно на берег неизвестной земли. – Что вы здесь увидели? – Опишите ваши первые впечатления от увиденного. Вспомните стихотворение, которое я читала. (Ответы детей) 6. Работа с понятием – Скажите, как греки назвали жителей, которых встретили в новой земле? Варвар. – Почему греки всех чужеземцев называли варварами. Попробуйте найти правильный вариант из предложенных на карточке. (Ответы детей) – А какое место вы выберете для строительства нового поселения? Вам подскажет карта. Примерные ответы детей: – поближе к морю, с удобной бухтой; – рядом с водой (рекой); – где много земли; – где есть свободное место… – Согласна. Я бы тоже выбрала такое место. А древние греки так и сделали. Основали поселения, которые впоследствии стали большими городами. А названия им давали необычные, поэтические, которые выражали их чувства: Феодосия, Ольвия, Херсонес… (Дается перевод названий городов) – А как будет назваться тот город, откуда греки уезжали за море и основали колонии? Поможет найти ответ текст учебника. – Метрополия. – Колонисты не теряли связи с метрополией. Торговцы постоянно посещали колонии и привозили из Греции много товаров, а обратно вывозили другие товары. – Какие? Чтобы ответить, поработаем с текстом учебника и заполним схему. – Выпишите из текста, какие товары вывозили из Греции, а какие ввозили? 7. Самостоятельное заполнение схемы. Проверка. | Выходят ребята и одеваются греческие хитоны и туники: 2 богатых греков, 2 – бедных. Им раздаются тексты. Карточка № 2 (Приложение 2) На слайде – контурная карта Звучит запись шума моря. Чтение стихотворения учителем. (Приложение 3) Ребята показывают свой путь на контурной карте на слайде и называют направление Прикрепление слова на доске На карточках № 3 даны варианты ответов (Приложение 4). Показ на исторической карте расположение городов. Прикрепление слова на доске. У ребят на столах есть карточки со схемами. (Приложение 5) Прикрепление на доске ватмана со схемой, где изображены товары. Рисунки закрыты листочками. По мере ответа детей, листочки убираются. |
– Вот и завершили мы с вами путешествие из Греции в новые земли. Оправдались ли ваши надежды, уважаемые эллины? (Ответы детей) – Мне было приятно открывать с вами новые земли. 1. Домашнее задание – Ребята, посмотрите, какое домашнее задание: – Прочитать § 28, ответить на вопросы параграфа. – Для желающих: составить рекламу, чтобы привлечь туристов посетить вашу колонию. 2. Закрепление материала – Напоследок, давайте поиграем. Да и нет не говорите, Только быстро напишите. 3. Выполнение работы 4. Самопроверка и выставление оценок 5. Итог – Ребята, как вы думаете, вы смогли подняться на ступеньку выше той, чем были в начале урока? Почему так считает? (Ответы детей) – На этом урок окончен. Я благодарю вас, до свидания. | На доске написано д/з. Для ребят приготовлены карточки. На слайде появляются утверждения, необходимо написать «да» или «нет». Учитель громко читает., дети выполняют в тетрадях. (Приложение 6) |